Почему по мысли поэта любить отчизну. Почему Лермонтов называет свою любовь к Родине «странной»? Блок

Сочинение

Патриотическая лирика занимает важное место в поэзии Лермонтова. По мнению поэта, отношение к родине определяет положение и человека, и поэта. Лермонтов горячо любил Россию, любил ее так, как лучшие люди его времени – Белинский, Герцен, как позже Чернышевский, Некрасов, Добролюбов. Любовь к России соединялась в нем с ненавистью к врагам русского народа, с протестом против тирании, крепостного права, насилия над личностью.
Ни в одном произведении Лермонтов не достигал такой поэтической ясности, как в стихотворении «Родина», написанном в 1841 году. Широкие строки, словно раздолье степное, сопутствуют размышлениям поэта, когда взор его обращается к милой его сердцу русской природе. Его сыновнее целомудренное чувство к Родине было настолько цельным, истинным, богатым, что оно преодолевало застенчивость и заявляло о себе решительно и смело. Его любовь была деятельной любовью, любовью великого поэта, человека огромного ума, необъятного сердца. Но одновременно было в этом великом чувстве что-то очень простое, мужицкое:
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно.
И это мужицкое лежит в основе лермонтовского патриотизма. «Родина» отразила целый комплекс народных понятий и представлений, сложившихся на протяжении столетий и выявившихся как разум народа, в отличие от предрассудков, предубеждений, мгновенного настроения толпы или тех чувств, которые несли на себе печать векового рабства и порабощения. В этом стихотворении народные интересы представлены в их истинности как положительный опыт миллионов, в единстве и целостности его содержания. И как богат этот опыт, как он многосторонен, как утонченно и благородно народное чувство и как велик его разум!
«Родина» - похожа на краткое издание энциклопедии народного опыта и народной мудрости, выраженных как чувство и мысль самого поэта, который здесь до конца слился со своим народом, так проник в его душу, в его интересы, что за лирическим «Я» поэта встает многомиллионная крестьянская Россия, которая видит в своем поэте выразителя своих сокровенных мыслей, чувств и желаний.
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Странная любовь «странного человека». Такой любви в ту пору не знали. «Странной» она названа потому, что Лермонтов видел язвы на теле родной земли, видел рабскую покорность народа, его смирение, безгласность и неподвижность. И сердце его разрывалось на части, и горькие слова горького упрека готовы были сорваться с уст и срывались с уст, и мысль об изгнании – и насильственном и добровольном – не раз заставляла кровоточить сердце.
Тема стихотворения определяется самим названием: «Родина». Это не Россия в «голубых мундирах», а страна русского народа, отчизна поэта.
Лермонтов породил дивный пейзаж, ставший эмблемой России и определивший дальнейшее развитие национального пейзажа, как в поэзии, так и в живописи:
…И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез…
Березонька… Она вошла в народное творчество как главный элемент национальной народной эстетики. Без этого лермонтовского пейзажа русского искусства в его целостности и полноте не существует.
Но легко увидеть, что этот пейзаж – творение природы и человека. В желтеющей ниве виден труд русского крестьянина, возделывающего и преображающего свою родную землю, свою кормилицу. Лермонтов не соглашается с тем, что Родину можно любить за что-то: за славу, «купленную кровью», за «полный гордого доверия покой», он любит «разливы рек ее, подобные морям», но принимает даже «пляску с топаньем и свистом под говор пьяных мужичков!».
Содержанию стихотворения «Родина» соответствует размер стиха. Первые строфы, в которых поэт размышляет о любви к родине и восторгается величием русской природы, написаны шестистопным и пятистопным ямбом, придающим стиху плавность, замедленность и величавость. В описании конкретного сельского пейзажа и быта крестьян звучит четырехстопный ямб, который сообщает поэтической речи живость и простоту.
Лексика стихотворения, вначале литературно-книжная, в последней части сменяется простой разговорной речью. Русская природа, вначале представленная в ее суровом величии, потом предстает в трогательном образе «четы белеющих берез». Шестистопный ямб сменяется четырехстопным. Разнообразна и рифмовка – чередующаяся, охватывающая и парная рифма.
Образ поэта в «Родине» - образ глубоко любящего родину русского передового человека 40-х годов. Белинский назвал «Родину» пушкинским стихотворением, потому что Пушкин первый показал, что значит подлинный реализм в поэзии, а Лермонтов в «Родине» - поэт-реалист. Стихотворение это высоко оценил Добролюбов: «Лермонтов обладал, конечно, талантом и, умевший рано постичь недостатки современного общества, умел понять и то, что спасение от этого ложного пути находится только в народе…»
Стихотворение «Родина» говорит о повороте творчества Лермонтова в сторону революционно-демократической поэзии. Именно такими стихами, как «Родина», Лермонтов вписал свое имя в число вечных спутников и современников нашей жизни и нашей культуры. Пафос героического эпохи – это пафос поэзии Лермонтова, всегда устремленный в будущее. Для героического нет прошедшего времени, оно существует только в двух временах – на-стоящем и будущем.
Именно поэтому, прочитав стихотворение «Родина» один лишь раз, трудно его забыть, оно не оставит равнодушным своим красочным, реальным описанием русской природы и русского характера:
…Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям…
Поэт любил Родину истинно, свято и разумно.

Любовь к родине - особое чувство, оно присуще каждому чело­веку, но при этом очень индивидуально. Возможно ли считать его «странным»? Мне кажется, что здесь скорее речь идет о том, как поэт сказавший о «необычности» своей любви к родине, воспринимает «обычный» патриотизм, то есть стремление видеть достоинства, по­ложительные черты, свойственные его стране и народу.

В известной степени романтическое мировосприятие Лермонтова также предопределило его «странную любовь» к родине. Ведь романтик всегда противостоит окружающему миру, не находя в реальной действительности положительного идеала. Как приговор звучат слова Лермонтова, сказанные о родине в стихотворении «Прощай, немытая Россия...». Это «страна рабов, страна господ», страна «голубых мун­диров» и преданного им народа. Беспощаден и обобщенный портрет своего поколения, нарисованный в стихотворении «Дума». Судьба страны оказывается в руках тех, кто «промотал» то, что составляло славу России, а грядущему им предложить нечего. Может быть, сей­час нам эта оценка кажется слишком жесткой - ведь к этому поколе­нию принадлежал как сам Лермонтов, так и многие другие выдаю­щиеся русские люди. Но становится понятнее, почему человек, высказавший ее, назвал свою любовь к отчизне «странной».

Это также объясняет, почему Лермонтов, не находя идеала в со­временности, в поисках того, что действительно позволяет гордиться своей страной и ее народом, обращается к прошлому. Вот почему стихотворение «Бородино», рассказывающее о подвиге русских вои­нов, построено как диалог «прошлого» и «настоящего»: «Да, были люди в наше время, / Не то, что нынешнее племя: / Богатыри - не вы!». Национальный характер раскрывается здесь через монолог про­стого русского солдата, чья любовь к родине абсолютна и бескорыст­на. Показательно, что это стихотворение не относится к романтиче­ским, оно предельно реалистично.

Наиболее полно зрелый взгляд Лермонтова на природу патриоти­ческого чувства отражен в одном из последних стихотворений, мно­гозначительно названном «Родина». Поэт по-прежнему отрицает тра­диционное понимание того, за что человек может любить свою отчизну: «Ни слава, купленная кровью, / Ни полный гордого доверия покой, / Ни темной старины заветные преданья...». Вместо всего это­го он трижды повторит другую, самую важную для него идею - его любовь к родине «странная». Это слово становится ключевым:

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой...

Но я люблю - за что, не знаю сам...

Патриотизм нельзя объяснить рациональным путем, но можно выразить через те картины родной страны, которые особенно близки сердцу поэта. Перед его мысленным взором проносятся бескрайние просторы России, с ее проселочными дорогами и «печальными» деревнями. Эти картины лишены патетики, но они прекрасны в своей простоте, как и обычные приметы деревенской жизни, с которой поэт чувствует свою неразрывную внутреннюю связь: «С отрадой, многим незнакомой, / Я вижу полное гумно, / Избу, покрытую соломой, /С резными ставнями окно...».

Только такое полное погружение в народную жизнь дает возмож­ность понять истинное отношение автора к родине. Конечно, для по­эта-романтика, аристократа странно, что именно так он чувствует лю­бовь к отчизне. Но, может быть, дело не только в нем, но и в самой этой загадочной стране, о которой другой великий поэт, современник Лермонтова, потом скажет: «Умом Россию не понять...»? По-моему, с этим трудно спорить, как и с тем, что истинный патриотизм не требу­ет каких-то особых доказательств и часто вовсе не объясним.

Почему М.Ю. Лермонтов называет свою любовь к родине странной?

(Тема Родины в лирике Лермонтова)

У каждого человека есть на земле место, которое связано с самыми теплыми, добрыми и счастливыми воспоминаниями. Безусловно, это его родной дом. Родина… У каждого она своя. Тему Родины, родного края не обошел в своем творчестве ни один писатель и поэт. Самые трогательные и проникновенные строки художники слова посвящали родине.

Любовью к Родине наполнены и многие произведения М. Ю. Лермонтова. Его чувство к Родине неоднозначно и даже мучительно, так как есть вещи, которые противоречат его человеческой природе. Любовь Лермонтова искренна, но в то же время противоречива. Так, в стихотворении «Родина», написанном в 1841 году, он признается: «Люблю отчизну я, но странною любовью!» В чем же эта «странность»? Поэт холодно говорит о царской славе, купленной кровью народа. Он любит в родине её природу, её широту и безбрежность. Любит современную ему деревню, потому что в ней ещё есть любезная его сердцу патриархальность, которая сохранилась, может быть, ценой бедности. А если и есть достаток («полное гумно», «изба, крытая соломой»), то это вызывает в поэте чувство отрады. Здесь живут простые работящие люди, неравнодушные к красоте («с резными ставнями окно»), умеющие не только работать, но и веселиться. Простые люди умеют всецело отдавать себя и работе, и празднику. Поэт любит деревню, потому что в ней люди живут в согласии с природой, друг с другом и с Богом. Этот уклад почти исчез из городской жизни, где так мало настоящих людей, умеющих работать и радоваться жизни.

Свою любовь к Родине Лермонтов передает эпитетами:

… Но я люблю - за что, не знаю сам -

Её степей холодное молчанье,

Её лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек её, подобные морям,

Проселочным путем люблю скакать в телеге

И, взором медленным пронзая ночи тень.

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печальных деревень…

Эти эпитеты неброские и простые, но сколько в них глубоко чувства и смысла, сколько изобразительности. «Безбрежные леча» передают ощущение бескрайности, широты, простора. А рядом ещё один образ, подчеркивающий размах - «разливы рек, подобные морям». Этот пейзаж, данный в начале стихотворения, предстает как бы с высоты птичьего полета. Такова сила творческого воображения Лермонтова.

От более крупного плана - к среднему. И взгляд различает не гигантскую панораму, а детали - «дрожащие огни печальных деревень». А далее взгляд выхватывает из тьмы мелкие детали: «в степи ночующий обоз», березы, гумно и даже деревенскую пляску… с топаньем и свистом. В этом стихотворении Лермонтов выразил свою чистую любовь к народу. Добролюбов писал, что одно это стихотворение дает Лермонтову право называться «поэтом народным».

В другом стихотворении - «Жалобы турка» - Лермонтов видит другую Россию, где «стонет человек от рабства и цепей», и с горечью признается: «Друг! этот край … моя отчизна».

Один из основных мотивов лирики Лермонтова - мотив одиночества. Лермонтовский герой остро переживает свое отношение к Родине, ведь он обречен на одиночество. Его раздражает социальная несправедливость, царящая в светском обществе. Но эта несправедливость не способна изменить любовь поэта к отчизне.

Родина для лирического героя Лермонтова - место рождения и смерти, страна близких ему людей. В стихотворении «Я видел тень блаженства, но вполне…» он вспоминает о «добрых, милых» сердцу людях, которые делили с ним молодость.

…Я родину люблю

И больше многих: средь её полей

Есть место, где я горесть начал знать,

Есть место, где я буду отдыхать,

Когда мой прах, смешавшийся с землей,

Навеки прежний вид оставит свой.

Любовь к Родине неотделима от любви к природе, к родному краю, непритязательная красота которой рождает в душе лирического героя высокие чувства, приближает его к нравственным началам. Об этом поэт пишет в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива». Лермонтов стремится найти нравственные идеалы в современной ему действительности и не находит. Тогда он обращается к прошлому России, которым можно городиться. В стихотворении «Бородино» поэт прославляет величие простого народа, это «могучее, лихое племя». Понятие «народ» и «Родина» для поэта неразделимы. Он и отчизну хочет видеть могучей, крепкой. Спасение своей страны Лермонтов, по-видимому, видел в великой силе народа.

Противоречивое чувство поэта к Родине отразилась в более поздних стихотворениях 1840-1841 гг.- «Прощай, немытая Россия» и «Родина». «Прощай, немытая Россия…» - самое резкое политическое стихотворение поэта. Идея заключается в неприятии всех сторон действительности:

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ,

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ.

Но «страна рабов и господ» - это не вся Россия. Родина - это ещё и простые русские люди.

Безусловно, Лермонтов создает свой образ родины. В его стихотворениях она предстает и в своем героическом прошлом, и в величии своих необозримых просторов, и в горьких раздумьях поэта о бесправии и духовном рабстве.

Любовь Лермонтова к Родине можно выразить одной строкой: «Но я люблю - за что, не знаю сам». Да, его любовь и глубокая привязанность к отчизне «странная». Будучи человеком светским и по большей части общаясь с людьми из высшего круга, он, тем не менее, душой стремился к России народной, в ней видел могучие силы, нравственную основу.

«Люблю Отчизну я, но странною любовью», - признавался Лермонтов незадолго до гибели в одном из самых пронзительных своих стихотворений. «Родина» - это итог раздумий поэта о сущности России, ее судьбах в истории и в современности, ее прошлом и будущем. Именно в стихотворении «Родина» Лермонтов выразил то, к чему шел с первых шагов своего творчества, когда почувствовал себя «русским душою».

Россия входила в художественный мир Лермонтова через образы родной природы, воспринятые с детства и со временем вступившие в противоречие с миром «бездушных

Людей», «приличьем стянутых масок», «затверженных речей». Поэт признается: «Наружно погружаясь в их блеск и суету, ласкаю я в душе старинную мечту, погибших лет святые звуки».

Погибшие годы - это детство в Тарханах, почти интимное общение с природой средней России, а святые звуки сливаются для поэта в гармоническое представление о родине, ее широте и святых камнях, ее протяжных песнях, из которых вырастет «Песня про купца Калашникова», и рассказах стариков:

И вижу я себя ребенком, и кругом

Родные все места: высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей.

Зеленой сетью трав подернут

Старый пруд,

А за прудом село дымится, и встают

Вдали туманы над полями…

Так же, как родные Тарханы, близка Лермонтову Москва, куда он переехал еще мальчиком, где учился в благородном пансионе Московского университета, а потом - и в самом университете. «Москва, Москва! Люблю тебя, как сын, как русский - сильно, пламенно и нежно». Все нравится Лермонтову в древней столице: и ее седины, и «Кремль, зубчатый, безмятежный», и уклад неторопливой, гостеприимной жизни. Интересно, что в лермонтовском понятии Родины совершенно отсутствует Петербург, хотя и с ним связана биография поэта. Петербург стал особенно враждебен Лермонтову после стихотворения «Смерть поэта», где никому не известный автор дерзко бросил обвинение в глаза убийцам Пушкина: «Вы, жадною толпой стоящие у трона, свободы, гения и славы палачи!» Петербург для Лермонтова неразрывно соединился с убийцей Пушкина и хотя бы поэтому был отрезан в его сердце и мыслях от образа Родины. Этому бюрократическому, равнодушному и жестокому городу бросает Лермонтов свои гневные стихи:

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ.

Так же, как Пушкин, Лермонтов прекрасно понимал, что «уважение к прошлому - признак истинного просвещения»; так же, как Пушкин, он искал ответа на многие жгучие вопросы современности в российской истории. Не случайно его «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» принадлежит к числу самых великих русских поэм, содержанием которых стали «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». Особое место в ряду таких произведений занимает лермонтовское «Бородино». В рассказе старого солдата о Бородинском сражении отразился восторг молодого слушателя, его преклонение перед воинской доблестью предков, его страстное желание разглядеть в недавней истории то, что, казалось бы, безнадежно утратило новое поколение.

В стихотворении «Родина» Лермонтов противопоставляет свой патриотизм патриотизму официальному, казенному. Он заявляет о своей кровной связи с русской, родной ему природой, с русским народом, горестями и радостями его жизни. Свою любовь к родине Лермонтов называет «странной» потому, что он любит в своей стране народ, природу, но ненавидит «страну господ», самодержавно-крепостническую, официальную Россию. Именно таким был патриотизм Лермонтова и Радищева, Грибоедова и Пушкина, современников поэта - Белинского и Герцена и последующего поколения - революционеров-демократов 60-х годов XIX века Чернышевского и Добролюбова.

В стихотворении Лермонтова «Родина» Добролюбов находил полное выражение такого истинного патриотизма. Он писал: «Лермонтов… обладал, конечно, громадным талантом и, умевши рано постичь недостатки современного общества, умел понять и то, что спасение от этого ложного пути находится только в народе. Доказательством служит его удивительное стихотворение «Родина», в котором он понимает любовь к отечеству истинно, свято и разумно. Он говорит:

Люблю отчизну я, но странною любовью:

Не победит ее рассудок мой,

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни темной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья…

Что же любит этот поэт, равнодушный и к воинской славе, и к величавому покою государства, и даже к преданьям темной старины, записанным смиренными иконами-летописцами?.. Вот что он любит:

Проселочным путем люблю скакать в телеге…

Полнейшего выражения чистой любви к народу, гуманнейшего взгляда на его жизнь нельзя и требовать от русского поэта».

Высокий патриотизм Лермонтова прекрасно раскрывается в этом небольшом стихотворении, написанном так задушевно.

Римма Казакова
«Любить Россию нелегко...»

Любить Россию нелегко,
она - в ухабах и траншеях
и в запахах боев прошедших,
как там война ни далеко.

Но, хоть воздастся, может быть,
любовью за любовь едва ли,
безмерная, как эти дали,
не устает душа любить.

Страна, как истина, одна,-
она не станет посторонней,
и благостней, и проторенней,
тебе дорога не нужна.

И затеряться страха нет,
как незаметная песчинка,
в глубинке города, починка,
села, разъезда, верст и лет.

Отчизны мед и молоко
любую горечь пересилят.
И сладостно - любить Россию,
хотя любить и нелегко.

Римма Казакова - поэт граждански ангажированный. Но среди ее стихов о мире и о себе есть много любовной лирики. Любовь, считает поэт, главное в жизни человека. Это сложное, яркое чувство, которое неразрывно соединяет любовь мужчины и женщины, любовь матери и ребенка, любовь к отечеству. Любовная лирика Р. Казаковой - это стихи точные, искренние, рожденные опытом и чувством.

"Лирика Казаковой богата образами, отличается тщательностью в подборе слов. Её чуткость к человеческим страданиям имеет истоки в военном детстве, в опыте суровой жизни на Дальнем Востоке. Её творчество определено характерными для конца 50-х гг. поисками человеческой порядочности и отказом от пафоса и пропаганды. Часто это философская лирика, в которой под конец стихотворения раскрывается символика природы; нежной проникновенностью отличается любовная лирика Казаковой. Слово - особенно в ранних её стихах - служит для выражения пережитого и выбирается с большим чувством ответственности. Некоторые из позднейших стихов Казаковой повествовательны, менее насыщены. Иногда у Казаковой встречаются необычные метафо­ры, слишком контрастные по отношению к контексту, но её стихи всегда продиктованы серьёзным чувством." - Вольфганг Казак

Далекая близкая Римма Федоровна, у нас на дворе другая теперь эпоха, но вы попали в анналы и той, и этой; той - как поэт и гражданин, этой - как поэт и добрый человек. Жуткое «никогда больше» пляшет сейчас в сознании тех, для кого Римма еще живая, кто ее знал, был знаком с ней, бывал с ней в Переделкине на съездах молодых писателей, пил чай с ней на кухне в квартире на втором этаже...

Http://eternaltown.com.ua/content/view/2727/2/

Loading...Loading...