Мария каллас и онассис история любви. Мария Каллас и Аристотель Онассис: смертельная любовь

Личную биографию олигарха Аристотеля Онассиса спокойной не назовешь. Бесконечные романы, браки — при этом удивительное самообладание и хватка даже в сердечных делах. Это и разбило сердце оперной диве Марии Каллас, от этой жизненной драмы артистка так и не оправилась. "Нас проклял Бог! — говорила Мария Каллас. — У нас слишком много денег!…"

Его афоризм "труднее всего заработать первый миллион долларов" стал путеводной звездой для многих российских олигархов. Его фамилию взяла экс-первая леди США Джеки Кеннеди, а любовницей греческого миллионера-плейбоя Аристотеля Онассиса была оперная дива Мария Каллас.

Своей биографией Аристотель Сократ Онассис (одно время возглавлявший список самых богатых людей планеты) подтвердил, что не бывает крупных состояний, созданных честным путем. Зевс-олимпиец ослепил бога богатства Плутоса, чтобы тот не мог отличить пройдоху от благородного мужа. Впрочем, Аристо родился не на земле своих греческих предков, а в малоазиатском городе Смирне (ныне турецкий Измир) на территории Османской империи. И наш рассказ не о том, как стать миллиардером, а о любовных историях Онассиса. Поскольку ему принадлежит также и другой афоризм: "Если бы не было женщин, все деньги мира ничего бы не значили".

Все его биографы отмечали влечение Онассиса к женщинам, в ранней молодости проявлявшееся даже в хулиганских поступках. Аристо исключали из школы за то, что он щипал учительниц или показывал им свои гениталии. Ему вообще был свойственен эксгибиционизм. Писатель Сергей Марков описывает, как подросток Аристо на лодке подплывал к городу Каратасси, где у турецкого паши был большой гарем. "Жаркие солнечные дни его обитательницы проводили на берегу, купаясь и загорая обнаженными, умащивая друг дружку благовонными маслами, а то и предаваясь сапфической любви", — пишет Марков.

Родной город христианин Онассис, как и тысячи других беженцев, вынужден был покинуть из-за турецко-греческой . С нансеновским паспортом (эрзац паспорта для беженцев и лиц без гражданства) на руках 16-летний юноша отплыл в Аргентину. Известно, что в Буэнос-Айресе еще никому неизвестный Аристо Онассис находился в толпе встречавших знаменитую русскую балерину Анну Павлову. Позже некоторые утверждали, что между ними завязался роман — не исключено, что такую байку пустил сам Онассис — и таким образом, первой знаменитой женщиной в жизни богача оказывалась русская прима.

Однако достоверных сведений о взаимоотношениях Онассиса с Анной Павловой нет, зато были с ее фавориткой, молоденькой солисткой труппы Павловой. 18-летняя Машенька Протопопова стала первой большой любовью Аристо Онассиса — недаром первый свой корабль он назвал в ее честь — "Мария Протопапас". А имя Мария — знаковым для миллионера. Их знакомство произошло при любопытных обстоятельствах с криминальным душком. Труппа Анны Павловой вернулась в аргентинскую столицу после гастролей по Южной Америке накануне дня ее рождения. Балерины скинулись ей на подарок и на подготовку бенефиса. Обменять немалую сумму около полутора тысяч долларов послали Машеньку. Поскольку до начала спектакля оставалось немного времени, девушка поспешила обменять доллары на аргентинскую валюту прямо у театральных касс. И только в грим-уборной она обнаружила, что ей всучили "куклу" — вместо пачки песо там была аккуратно нарезанная стопка бумаги.

В этот момент за кулисами возник коротконогий улыбающийся грек в отменно сшитом костюме и модных туфлях. Выслушав жалобу Машеньки, он взял "куклу", склонил свою вечно набриолиненную голову и куда-то исчез. Доказательствами того, что у касс театра "Колона" работали его сообщники биографы Онассиса не располагают, хотя подозревают, что Аристо промышлял спекуляцией билетами и не оставался без хорошего "навара".

Во всяком случае в объятиях Онассиса оказалась русская девушка, а его первым кораблем едва не стало русское судно — бывший линейный корабль "Император Александр III", в 1917-м переименованный в "Волю", а спустя еще три года ставший линкором "Генерал Алексеев". На этом линкоре в звании капитана второго ранга служил отец Машеньки, который и вывез свою семью, бежавшую из Крыма с врангелевскими войсками. Онассис вместе с Марией побывал на корабле, осмотрел каюту ее отца и захотел отсудить судно у некой французской фирмы, но дело так и не выгорело.

Брак 62-летнего Онассиса с 39-летней Жаклин Кеннеди не относится к числу романтических историй. С обеих сторон это была чистой воды коммерческая сделка. Об этом прямо высказалась Мария Каллас: "Джеки оказалась более проницательной, чем я. Он бы на мне женился, если бы я предложила ему заключить сделку". На свой яхте, названной в честь дочери Кристины, Онассис сблизился с князем и княгиней Радзивилл, Каролиной (Ли), урожденной Бувье, родной сестрой Жаклин Кеннеди. На этой яхте любил отдыхать сэр Уинстон Черчилль, где разговаривал с Дж. Ф. Кеннеди. После убийства президента, а может быть и незадолго до него, Джеки и Аристо стали любовниками. Еще раньше он был любовником ее сестрички Ли. Вдову президента американцы за этот мезальянс не простили, называя самой дорогой в мире проституткой, а их пресса писала: "Джон Кеннеди умер вторично!" Любовь Жаклин Кеннеди-Онассис к дорогому шопингу породила анекдот: "Может ли женщина сделать из мужчины миллионера?" — "Конечно! Если он был миллиардером".

Аристотель Онассис стал мужчиной, который перевернул жизнь величайшей оперной певицы ХХ столетия — Марии Каллас. Они познакомились в доме одной знатной венецианки графини Кастелбарко, устроившей в честь Каллас праздник. Официально оба состояли в браке. Биограф примадонны Клод Дюфрен писал об этой встрече: "Несмотря на присутствие своей жены Тины и супруга оперной дивы Баттисты, Аристотель ни на шаг не отходил в тот вечер от Каллас. Конечно, она так походила на прекрасную античную греческую статую, что судовладелец пожелал привязать ее к своей корме… В конце бала он уже не мог больше сдерживаться и пригласил супругов Менегини принять участие в ближайшем круизе на своей яхте-дворце "Кристина".

В конце июля следующего 1958 года морской круиз состоялся по настоянию Марии и вопреки желанию ее супруга. Один французский поклонник Каллас так отозвался об опытном ловеласе судовладельце и его жертве: "Вот и Мария попалась на удочку этого волка в овечьей шкуре. Помимо всего прочего, они были соотечественниками, что весьма сближает людей, когда они находятся вдали от родных берегов". Уже 6 августа, когда яхта бросила якорь в бухте у горы Атос, патриарх Константинопольский прибыл в знаменитую обитель, чтобы благословить своих именитых соотечественников. Мария и Аристо встали перед патриархом на колени, а он назвал ее "самой знаменитой в мире певицей", а его — "современным Одиссеем".

На следующее утро, как позже напишет в своих мемуарах бывший супруг и импресарио Марии Каллас, началась ее связь с Аристотелем. Даже когда Уинстон Черчилль попросил диву что-нибудь спеть, она в ответ небрежно ответила ему отказом. Завершился не только 11-летний брак с человеком много сил и средств вложившего в карьеру Марии, певица свернула с пути творчества. В союзе с Онассисом она обрела плотские радости и почувствовала себя настоящей женщиной, а не примадонной. Объективно началось и ее падение с вершин музыкального олимпа. Причины тут были разные, а не только связь с Онассисом и новый образ жизни певицы. Благодаря миллиардеру Мария открыла в себе задатки деловой женщины и Аристо хвалил ее в присутствии друзей: "Мария — единственная из всех известных мне женщин, с которой можно говорить о делах".

Еще при жизни ее имя стало легендарным. Ею восхищались, ее боялись. Однако при всей своей гениальности и противоречивости она всегда оставалась женщиной, желающей быть любимой и нужной.

Чего добилась и что потеряла Мария Каллас – одна из самых выдающихся оперных певиц XX века?

В детстве Мария была толстой и некрасивой. Зато у этой девочки вдруг нежданно-негаданно проявился настоящий талант. В восемь лет она села за фортепиано, и сразу стало понятно: она рождена, чтобы быть связанной с музыкой. Не успев еще толком освоить нотную грамоту, она могла уже весьма успешно подбирать различные мелодии на пианино.

В десять Мария спела свои первые арии из оперы «Кармен» Бизе. Немало удивив тем самым свою мать, в прошлом несостоявшуюся пианистку. Евангелия стала поощрять выступления своей младшей дочери на всевозможных детских концертах и утренниках.

В 1934 году десятилетняя Мария приняла участие в национальном радиоконкурсе певцов-любителей, заняв второе место и получив в подарок наручные часы.

Первый успех

Считая, что в Америке преуспеть будет тяжело, мать перевозит тринадцатилетнюю Марию в Грецию. Там Каллас быстро изучает совершенно незнакомый ей греческий язык и, приврав, что ей уже исполнилось шестнадцать, поступает сначала в Национальную консерваторию, а спустя еще два года – в Афинскую. Ее новым педагогом становится известная певица, обладательница прекрасного колоратурного сопрано Эльвира де Гидальго, впоследствии заменившая ей и мать, и первых подруг.

В 1940 году состоялся дебют Каллас на сцене Афинской Национальной оперы. Одна из ведущих певиц театра неожиданно заболела, и Марии предложили главную партию в опере Пуччини «Тоска». В момент выхода на сцену один из работников громко произнес: «Разве такой слонихе под силу будет спеть Тоску?» Мария отреагировала немедленно.

Никто и опомниться не успел, как на разорванную рубашку обидчика уже хлестала кровь из его же собственного носа. В отличие от глупого работника публика была в восторге, услышав прекрасное исполнение. Ей вторили и критики, поместив на следующий день в своих газетах хвалебные отзывы и восторженные заметки.

В 1945 году Мария решила вернуться в Америку, где ее ждали отец и… неопределенность.

Миллионер из Вероны

Успех в Греции оказался практически ничем для американских продюсеров. После двух лет неудач она знакомится с Джованни Зенателло, который предложил ей партию Джоконды в одноименной опере. И на долгое время жизнь Марии оказалась связана с Италией.

Именно в Вероне она познакомилась с местным промышленником Джованни Батистой Менегини. Он был вдвое старше ее и страстно любил оперу, а вместе с ней и Марию. В течение всего сезона он каждый вечер приносил ей огромные букеты цветов. Затем последовали выходы в свет и объяснения в любви. Джованни полностью продал свой бизнес и посвятил себя Каллас.

В 1949 году Мария Каллас расписалась с веронским миллионером. Батиста стал для Марии всем – и верным супругом, и любящим отцом, и преданным менеджером, и щедрым продюсером. Менегини также договорился с известным дирижером Туллио Серафином взять на обучение его супругу. Именно Туллио открыл Каллас для мировой сцены и последующих поколений любителей классической музыки. В 1950 году о ней говорил уже весь мир. Ее приглашает легендарный миланский театр «Ла Скала», за ним – лондонский «Ковент-Гарден» и нью-йоркская «Метрополитен-опера».

Противоречивый образ

С приходом популярности Каллас начинает формировать свой новый сценический образ, который станет ее визитной карточкой на протяжении последующих двадцати лет.

Она садится на беспрецедентную диету, в результате которой ей удается похудеть на тридцать пять килограммов. Метаморфозам подвергся и ее характер.

Каллас всегда была трудолюбива и дотошна, когда дело касалось искусства. Ее приводило в бешенство, если она видела, что кто-то отдает искусству меньше, чем она. Именно тогда за Каллас закрепилась репутация скандалистки.

Ситуация осложнялась из-за администраторов: они считали, что Мария должна быть всегда в форме. Скандал разразился, когда на постановку «Нормы» в Риме явился президент республики. Еще до начала спектакля Мария почувствовала себя плохо и предложила заменить ее на другую исполнительницу, но администрация театра настояла на выступлении. Пропев кое-как первый акт, она почувствовала себя еще хуже. Чтобы окончательно не лишиться голоса, Мария отказалась продолжать спектакль. Однако газетчики все представили по-своему.

«Не обращая внимания на мое здоровье, они стали вовсю говорить о моем скверном характере»,

– скажет позже Каллас.

Переломный момент

Скандал в Риме стал началом заката карьеры великой певицы. За день до премьеры оперы Беллини «Пират» Каллас перенесла операцию. Восстановительный период проходил очень тяжело. Мария ничего не ела и практически полностью перестала спать. Несмотря на всю тяжесть своего состояния, она вышла на сцену «Ла Скала» и, как всегда, была бесподобна. Публика принялась приветствовать свою богиню. Но дирекция театра думала иначе.


В самый кульминационный момент, когда Мария готова была выйти из-за кулис, на сцену обрушился противопожарный железный занавес, полностью оградив ее от восторженных зрителей. Для Каллас это стало недвусмысленным знаком.

«Мне словно говорили: «Убирайся прочь! Представление окончено!»

– признавалась она в одном из интервью. С тяжелым сердцем она покидает Италию и концентрирует свои силы на выступлениях в Америке.

Кризис в профессиональной деятельности совпал для Марии с не менее драматичными событиями в личной жизни. Батиста Менегини оказался хорошим импресарио, но не самым удачным мужем. Его отношение к Каллас больше напоминало отеческую заботу, нежели полноценную любовь мужчины к женщине.

Золотой грек

В 1958 году Мария была приглашена с мужем на ежегодный венецианский бал, устраиваемый графиней Кастельбарко. Среди прочих гостей там также присутствовал и греческий танкерный король Аристотель Онассис со своей женой Тиной. Всегда любивший все красивое и всемирно знаменитое, Ари был заинтригован оперной дивой.

Пытаясь очаровать Каллас, Онассис прибегнул к излюбленной тактике – пригласил Марию с мужем на свою шикарную яхту «Кристина». Каллас заметила, что с радостью приняла бы данное приглашение, но вынуждена пока повременить из-за своего плотного гастрольного графика. Например, сейчас она будет выступать в лондонском «Ковент-Гардене». Всегда питавший презрение к опере, Аристотель немало удивил свою жену, когда быстро вымолвил: «Мы будем там обязательно!»

Услышав это, Джованни испытал какое-то странное чувство страха и сожаления, словно предвещающее начало конца их семейной жизни. Слишком уж много общего было между родственными греческими душами Аристотеля и Марии. Казалось, они нашли друг друга в этом бесконечном вихре суетливой жизни.

Предчувствия не обманули синьора Менегини. Как Ари и обещал, он присутствовал на премьере, организовав после спектакля шикарный банкет в честь оперной богини. Сто шестьдесят человек – наиболее значимых и влиятельных людей Соединенного Королевства – получили приглашение, в котором значилось: «Мистер и миссис Онассис имеют честь пригласить Вас на ужин, который состоится в отеле «Дорчестер» 17 июня в 23 часа 15 минут». Сорока же наиболее именитым гостям Ари выслал также билеты на сам спектакль, которые ценились в то время на вес золота.

Торжество продолжалось до самого утра. В конце банкета Мария, все-таки уступив напору Онассиса, согласилась принять его приглашение на круиз по Средиземноморью. Ступив на палубу «Кристины», Мария сделала шаг в новую эпоху своей жизни.

Шикарная яхта, больше походившая на плавучий музей, нежели на транспортное средство, отчалила от пристани в Монте-Карло и направилась в трехнедельное роскошное плавание. Каллас была не единственной почетной гостьей в этом круизе.

Помимо нее также присутствовал великий Уинстон Черчилль со своей супругой Клементиной, дочерью Сарой, личным врачом лордом Мораном и любимой канарейкой Тоби. Когда «Кристина» причалила в Дельфах, именитая компания совершила приятную прогулку к храму Аполлона. Все были в приятном расположении духа, томясь в ожидании знаменитых пророчеств.

Но на этот раз Дельфийский оракул поразил всех молчанием. Да и что он мог предсказать? Патриарха мировой политики сэра Уинстона Черчилля ждало завершение жизненного пути, Тину – развод с Аристотелем, самого Онассиса – смерть сына и неудачный брак с Жаклин Кеннеди, Марию – трагическое завершение звездной карьеры, Джованни же Менегини, пожертвовавшего всем ради своей супруги, – скандальный развод и грустные воспоминания о прежнем счастье. Что и говорить, Дельфийский оракул поступил мудро.

В ходе круиза Онассис использовал все свое обаяние для обольщения Марии. И она сдалась… И сразу же, не привыкшая скрывать свои мысли и чувства, сообщила об этом мужу:

«Между нами все кончено. Я без ума от Ари».

Во власти Эроса

Взаимоотношения с Аристотелем Онассисом были самыми волнующими в жизни оперной богини. Он стал ее первой любовью, настолько же сильной, насколько и запоздалой.

Мария пыталась вникнуть во все аспекты жизни своего любимого. В отличие от его первой жены Мария могла без всякого предупреждения зайти на камбуз до начала обеда и лично посмотреть, как идет процесс приготовления пищи.

Подобная навязчивость вызывала немало беспокойства у шеф-повара Онассиса Клемента Мираля. Особенно он приходил в ужас, когда Каллас с видом искушенного гурмана приподнимала крышку какого-нибудь изысканного блюда и, макнув туда кусок хлеба, пробовала его на вкус. На изумленный вопрос Мираля, что он скажет своему шефу, когда тот обнаружит у себя в тарелке куски хлеба, она беззаботно отвечала:

«Скажите, что это вина его новой любовницы!»

Когда информация об отношениях между Каллас и Онассисом просочилась в прессу, разразился светский скандал.

Жена Онассиса Тина тут же забрала своих детей – 12-летнего Александра и 9-летнюю Кристину – и исчезла в неизвестном направлении. Загнанный в угол, внешне Онассис сохранял спокойствие и отвечал на вопросы репортеров:

«Я моряк, и такие вещи могут случаться с моряками время от времени».

В глубине же души Ари был немало обеспокоен сложившейся ситуацией. Узнав по своим каналам, что Тина скрывается у своего отца – греческого судовладельца Ставроса Ливаноса, Аристотель стал осаждать свою жену, пытаясь объяснить, что Каллас для него всего лишь умная и преданная подруга, помогающая ему в решении деловых вопросов. Вряд ли Тину могла убедить явная ложь. Да и Менегини стал нервничать, когда понял, что Мария больше не вернется к нему. Оставленные супруги – Джованни и Тина – подали заявления на развод.

В великосветский скандал были втянуты многие влиятельные друзья Аристотеля. Даже близкого друга Онассиса Уистона Черчилля пытались привлечь к некрасивым разборкам. Но тот лишь недовольно фыркал и бормотал что-то не совсем понятное себе под нос. Вопросы семьи и брака всегда мало значили в жизни патриарха мировой политики, с наступлением же старости, отягощенной меланхолией и депрессией, им совершенно не осталось места.

Это были не самые лучшие времена как для Онассиса, так и для Марии. Аристотель метался между двумя женщинами, Мария же пыталась привыкнуть к новой для себя роли любовницы. Их чувства словно проверяли на прочность.

И они с честью выдержали данное испытание. В 1960 году оба стали свободны.

Свободное плавание

Мария с оптимизмом смотрела на произошедшие перемены. Наконец-то она принадлежала себе и кому-то еще, очень ценному и горячо любимому. Она признавалась:

«Я слишком долго жила с человеком намного старше себя, мне даже стало казаться, что я старею раньше времени. Моя жизнь проходила словно в клетке, и только когда я впервые познакомилась с Аристо и его друзьями, излучающими все многообразие жизни, я стала совершенно другой женщиной».

Перед ней открылись новые жизненные горизонты. А вскоре Каллас обнаружила, что беременна. В книге ее жизни началась новая глава, отличительными особенностями которой должны были стать домашний уют, веселые детские крики и нежные объятия любимого мужчины. И работа – ее любимая работа – не могла не отомстить певице за такое невнимание. Неожиданно ее незабываемый голос стал меняться, и она ничего не могла с этим поделать. Годы спустя Мария скажет:

«У меня впервые возникли комплексы, и я стала утрачивать былую смелость. Отрицательные отзывы оказали ужасное воздействие, приведя меня к творческому кризису. Впервые я потеряла контроль над собственным голосом».

Как никогда прежде, Каллас были нужны помощь, совет и поддержка. Она обращается к самому близкому для нее человеку – Аристотелю. Но, похоже, это была неудачная кандидатура. Онассис слишком далек от проблем искусства и душевных терзаний своей любимой. Ситуацию мог изменить совместный ребенок, но и здесь Каллас ждало горькое разочарование. Мальчик, которого она назвала Омеро, родился мертвым. Ей оставалось только одно: попытаться вернуть былую славу и выйти замуж за Аристотеля, приобретя статус официальной жены и хранительницы домашнего очага.

Первая леди


После мучительных бракоразводных процессов Аристотель и Мария без всякого стеснения стали появляться вместе в обществе. Один из свидетелей их очередного свидания в ночном клубе Монте-Карло вспоминал:

«У них не получается танцевать щека к щеке, поскольку мисс Каллас несколько выше мистера Онассиса. Поэтому когда они танцуют, Мария наклоняет голову и слегка пощипывает губами ухо своего возлюбленного, вызывая тем самым у него восторженный смех».

Видя, как стремительно развиваются отношения между влюбленными, все только и жили предвкушением новой шикарной свадьбы. Однако ни Мария, ни Аристотель не торопили события. Отвечая на назойливые вопросы одного итальянского журнала, Каллас была уклончива и скрытна:

«Могу сказать только одно – между мной и господином Онассисом существует очень нежная и чувствительная дружба».

Но, несмотря на все ожидания, брак так и не состоится – ни в 1960 году, ни после. Через три года после развода в жизни Онассиса появится новая женщина, которой он предложит не только руку и сердце, но и изрядную долю своего состояния.

Летом 1963 года Аристотель приглашает на свою яхту «Кристина» первую леди США Жаклин Кеннеди. Еще до личного знакомства с миссис Кеннеди Онассис был заинтригован ее образом, в котором сочетались красота и высокое положение в обществе.

А когда же Джекки ступила на палубу его яхты, он завалил ее подарками. Когда первая леди вернется в Белый дом, один из помощников ее мужа заметит:

«В глазах Джекки сияли звезды – греческие звезды!»

Каллас не сразу распознала в миссис Кеннеди угрозу. Мария была уверена, что Онассис никогда не пойдет против президента США ради очередной любовной интрижки. Ситуация резко изменилась после трагических выстрелов в Далласе.

После гибели Джона Аристотель начинает активно ухаживать за Жаклин. Теперь с ней он стал совершать одинокие плавания на «Кристине» по Эгейскому и Средиземному морям. Каллас была встревожена, но изменить что-либо оказалось не в ее силах. Джекки моложе ее и еще более знаменита. Изменилось отношение и Онассиса. Вместо постоянного спутника он превратился для Марии в случайного попутчика, навещавшего ее время от времени.


Иногда эти визиты были весьма волнующими как для Каллас, так и для самого Ари. Однажды, поддавшись сиюминутному удовольствию, он согласился взять Марию в жены. Подготовка к свадьбе, которую решено было сыграть в первых числах марта 1968 года в Лондоне, проходила в атмосфере строжайшей секретности.

В последний момент Каллас с ужасом обнаружила, что у нее отсутствует документ о рождении. Дубликат был готов спустя две недели, ставшие роковыми в жизни великой певицы. Всего за несколько минут до начала свадебной церемонии она рассорилась с женихом, потеряв его практически навсегда. В июне этого же года Онассис сыграл другую свадьбу, только невестой на ней была не Каллас, а бывшая первая леди США Жаклин Кеннеди. В жизни Марии начался самый трагичный этап.

Финальный занавес

Она пыталась еще вернуться на сцену. Но это уже было другое время и другой голос. Теперь Марии приходилось соперничать с собой прежней, и результат был явно не в ее пользу. В минуты откровенности она признается:

«День прожить легко, а вот ночь… Ты закрываешь дверь в спальню и остаешься одна. Что прикажете делать? Волком выть?»

Поразительно, но Онассис, несмотря на свою женитьбу, продолжал оставаться в ее жизни, навещая каждый раз, когда ему заблагорассудится. Брак с Жаклин оказался неудачным, поэтому тайные встречи двух любовников не были таким уж редким явлением. Но все равно это было не то, не так… Их любовь умерла.

Поэтому реальная смерть Онассиса в марте 1975 года ничего не изменила в жизни Марии. Она давно уже одна… Никому не нужная, никем не любимая. Возможно, это был один из самых страшных приговоров для женщины, которой рукоплескали тысячи и преклонялись миллионы.

Жизнь перестала иметь всякий смысл. 16 сентября 1977 года Мария была найдена мертвой в своей квартире.

Пройдут годы, и безжалостное время сотрет из памяти многих участников этой драмы. Останется лишь божественный голос Марии Каллас. Тот, который способен делать людей светлее и чище. Но который так и не принес счастья его обладательнице.


43 года назад ушел из жизни известный во всем мире предприниматель, судовладелец, греческий миллиардер Аристотель Онассис . У него было все, о чем только можно было мечтать: огромное состояние, недвижимость по всему миру, самые красивые и знаменитые женщины. Его женой была Жаклин Кеннеди, ради него оперная дива Мария Каллас оставила свою семью. Но на склоне лет Онассис потерял интерес и к женщинам, и к бизнесу. Он умер в одиночестве, так и не сумев сберечь в своей жизни самое главное…



Аристотель Онассис появился на свет в 1906 г. в греческом городе Смирна (сейчас Измир, Турция). В 12 лет он потерял мать, его отец Сократ повторно женился, чего сын не мог ему простить. Их семья была очень обеспеченной, но свое состояние Аристотель Онассис заработал без помощи отца. Когда ему было 16 лет, на Смирну напали турки, Сократа посадили в тюрьму и конфисковали все его имущество. Аристотелю удалось вызволить отца из-за решетки и перебраться с ним в Грецию. А в 17 лет он отправился в Аргентину на поиски лучшей жизни с сотней долларов в кармане.



В Буэнос-Айресе ему приходилось работать и посудомойщиком, и уличным торговцем, и телефонным оператором. Вскоре Аристотель обратил внимание на нехватку восточных сортов табака на прилавках и решил наладить поставки из Греции. Дело оказалось прибыльным, и вскоре он открыл свой магазин. В 1928 г. Аристотель стал греческим консулом в Аргентине – говорили, что за это он заплатил взятку, ведь такая должность открывала перед ним новые деловые горизонты. В 25 лет он заработал свой первый миллион, через год купил первые шесть грузовых судов – и вскоре стал владельцем целого флота грузовых кораблей и супертанкеров колоссальных размеров и собственником греческой национальной авиакомпании.



Аристотель Онассис всегда без труда завоевывал женщин. Он говорил: «Если бы не было женщин, все деньги мира ничего бы не значили ». В числе его любовниц называли дочь миллионера Ингеборгу Дедихен, балерину Анну Павлову, оперную диву Марию Каллас и многих других знаменитых и состоятельных женщин. Говорили, он выбирал только тех, которые помогали ему повысить собственный статус в обществе и приблизить к сильным мира сего. Миллиардер добивался расположения заинтересовавшей его персоны очень активно, но, получив свое, как правило, быстро терял к ней интерес. Тем не менее он редко получал отказы. Одной из немногих, кто устоял перед настойчивыми ухаживаниями Онассиса, была кинозвезда Грета Гарбо.



Женщин не пугало даже то, что миллиардер слыл тираном и патологическим ревнивцем. Так, дочь судовладельца Ингеборга Дедихен сбежала от него спустя несколько лет из-за частых случаев рукоприкладства. Его первая жена, дочь миллионера Тина Ливану также жаловалась на постоянные измены мужа и побои. Этот брак не спасло рождение сына Александра и дочери Кристины – вскоре у миллиардера появилось новое увлечение, из-за которого его жена решила подать на развод.





Новой избранницей Онассиса стала оперная певица Мария Каллас. На тот момент она была замужней дамой, но миллиардера это не остановило. Ради него она ушла из семьи и готова была посвятить ему свою жизнь, но жениться на ней непостоянный избранник не собирался. Когда Мария в 42 года забеременела, он настоял на аборте, после чего она не могла иметь детей. А Онассис решил жениться на вдове американского президента Жаклин Кеннеди, о чем Мария Каллас случайно узнала из газет.



Певица признавалась: «Я чувствовала себя звездочкой, которую Аре нарисовал на своем самолете в память о том, что сбил еще одного противника. Он коллекционирует знаменитых женщин ». После расставания с ним она лишилась всего – певица потеряла голос и больше не могла выступать на оперной сцене. Она больше не вышла замуж, продолжая любить Онассиса, и последние годы жизни провела затворницей, практически не покидая своей квартиры.





Однако вскоре удача отвернулась и от миллиардера. Брак с Джеки Кеннеди не был счастливым – ведь оба преследовали меркантильные цели и не питали друг к другу теплых чувств. Онассис с ее помощью планировал покорить Америку, а Джеки, привыкшую к роскоши, привлекли миллионы супруга. Многие американцы не могли простить ей это новое замужество спустя 5 лет после убийства президента, а потому возненавидели и ее супруга.





В 1973 г. 25-летний сын Онассиса Александр погиб при загадочных обстоятельствах – он разбился на частном самолете, при том, что был опытным пилотом, а самолет был в отличном состоянии. Смерть сына сильно подкосила здоровье 67-летнего миллиардера. Он потерял интерес к деньгам и женщинам, а через два года оказался на смертном одре в полном одиночестве. При этом его супругу интересовало только то, кому достанется его наследство. К тому времени она уже переехала в Америку. Почти половину наследства миллиардер завещал на благотворительность, а оставшаяся часть досталась дочери Кристине. В 1988 г. она скончалась от передозировки наркотиков.
жми :

Он разрушил ее брак и сломал ей жизнь, а она все равно любила его. Мария Каллас, оперная дива, которой рукоплескал весь мир, ради греческого мультимиллионера Аристотеля Онассиса бросила все. А он… Он женился на другой.

Первая встреча Каллас и Онассиса произошла в 1957 году на венецианском балу, устроенном в честь светской львицы и журналистки Эльзы Максвелл.

Но, то ли слишком поверхностной была эта встреча, то ли они друг друга не разглядели, но после бала они благополучно забыли друг о друге и продолжали жить, как жили.

Мария была замужем за итальянским промышленником Джованни Менегини, который был на 30 лет старше жены и боготворил ее. Онассис был женат на Тине Ливанос, родившей ему двоих детей. Но, спустя два года, они встретились вновь, и эта встреча стала роковой для обоих.

Онассис, побывав на концерте Каллас, который та давала в Лондоне, пригласил ее вместе с мужем к себе на яхту. На этот раз он хорошо рассмотрел красавицу-гречанку с выразительными, глубокими глазами.

Она непременно должна была стать его. В ход было пущено все обаяние, и Мария не устояла. Им уже было наплевать, что на той же яхте находятся их законные вторые половинки.

Не стесняясь никого, Каллас и Онассис откровенно флиртовали, танцевали до полуночи и уединялись в дальних каютах.

Муж Марии проклял тот день, когда принял приглашение миллионера. Он надеялся, что как только круиз окончится, жена одумается и вернется в лоно семьи. Но вместо этого Мария собрала вещи и отправилась в Париж, где ее ждал Аристотель.

Его супруга Тина была оскорблена не меньше, чем Менегини, и подала на развод. Миллионер был свободен, ничто больше не препятствовало его отношениям с певицей. Но их совместная жизнь не заладилась. Скверный и темпераментный характер Онассиса проявился во всей красе.

Впрочем, он всегда был таким. Он избивал и свою жену, и многочисленных любовниц, которых то и дело подозревал в изменах. Свое поведение он оправдывал тем, что «кто хорошо бьет, тот хорошо и любит».

Марию Каллас чаша сия стороной не обошла. Пылкий, заботливый и щедрый мужчина, которого она повстречала на яхте, оказался совершеннейшим деспотом на берегу. Как только они стали жить вместе, Онассис показал вое истинное лицо.

С каждым днем он становился все, грубее, нетерпеливее, раздражительнее. Ему ничего не стоило открыто унизить Марию в обществе. Регулярные ссоры заканчивались жестокими побоями.

Мария терпела и прощала, и это еще больше злило Онассиса. То ли сказались постоянные стрессы, то ли некая болезнь, но в 1961 году у Марии неожиданно пропал голос. И случилось это во время выступления в «Ла Скала».

Это добило ее окончательно, особенно после слов Онассиса: «Ты – пустое место!» Каллас замкнулась и ушла со сцены. Но не ушла от Онассиса. И однажды забеременела.

На тот момент ей было уже 43 года, и это должен был быть ее первенец. Но она избавилась от него, потому что любимый был, мягко выражаясь, не рад этой новости.

В 1968 году известие о том, что возлюбленный женился на Жаклин Кеннеди, едва не довела Каллас до самоубийства. Но Мария сумела взять себя в руки и решила начать новую жизнь – без Онассиса. Только он опять вмешался.

Уже через несколько недель после свадьбы он пал к ее ногам и умолял простить, уверяя, что брак с вдовой президента – лишь выгодная сделка. И Мария вновь простила его.

Быть может, именно теперь он мог бы жениться на ней, потому что его не покидала мысль о разводе с Жаклин – уж слишком много она тратила его денег и могла неделями не появляться дома.

Но на сей раз судьба нанесла жестокий удар ему самому: в авиакатастрофе погиб его сын.Новость сильно подкосила здоровье Онассиса: он попал в больницу.

И опять рядом с ним была Мария Каллас. Жаклин же лишь один раз проведала его и больше не появлялась. Даже смерть мужа в 1975 году от миастении, которой он страдал последние несколько лет, едва ли огорчила ее.

А Мария, похоронив любимого, окончательно замкнулась и, запершись в своей парижской квартире, практически не выходила из нее. Она пережила Онассиса на два года.

Настоящая причина ее смерти не установлена. Считается, что она скончалась от остановки сердца. Согласно другим данным, у нее было редкое заболевание – дерматомиозит. Вероятно, его обострение привело к инфаркту.

Поскольку активная роль в истории любви между Ари и Марией принадлежит греческому олигарху, рассказ стоит начать с него. Потомок состоятельной греческой семьи появился на свет в 1906 году в турецком Карташе. Однако в 1922 году после резни христиан в Смирне Онассисы разорились и были вынуждены бежать в Грецию, откуда Аристотеля отправили в Буэнос-Айрес. Несмотря на юный возраст, он обладал деловой хваткой – сначала работал ночным диспетчером в порту, затем начал собственный бизнес, возобновив семейные связи с импортерами табака.

Через два года, обладая капиталом в 100 тысяч долларов, Ари стал генеральным консулом Греции, и к 25 годам заработал свой первый миллион. В 1932 году он начал покупать грузовые суда, затем занялся дорогой недвижимостью, взял концессию национальные авиалинии Греции, создал флот супертанкеров. Однако не стоит думать, что Онассиса интересовал только бизнес и доходы. Он был достаточно искушен в отношениях с женщинами, начав в 13 лет с романа с собственной учительницей, и буквально не пропускал ни одной красавицы, попавшей в поле его зрения. При этом миллиардер вел себя с женщинами очень грубо. Он не стеснялся грубо оскорблять и даже избивать тех, от кого совсем недавно добивался взаимности, оправдывая себя греческим аналогом русской поговорки о взаимосвязи между любовью и рукоприкладством ("Бьет, значит, любит").



В 1946 году Аристотель сделал предложение руки и сердца семнадцатилетней Афине (Тине) Ливанос. Хотя контраст между хрупкой молодой блондинкой и не слишком молодым и не особенно красивым судовладельцем был разительным, Ставрос Ливанос, портовый магнат, оценил перспективы такого брака. Трудно сказать, насколько теплыми были отношения между супругами, по слухам, там тоже не обходилось без рукоприкладства. Однако в 1948 году у них родился сын Александр, а в 1950 – дочь Кристина, и Аристотель души не чаял в своих наследниках. В частности, им была построена роскошная яхта, названная именем дочери, на которой впоследствии и разворачивался его роман с Марией Каллас. В середине пятидесятых Тина обнаружила мужа и подругу в постели их собственного дома. Она вместе с детьми уехала от Онассиса, однако подавать на развод не стала.

Мария Каллас родилась в 1923 году, в семье греческих эмигрантов Георгия и Евангелии Калагеропулос, проживавших на Манхеттене. Ее детство нельзя было назвать счастливым, поскольку родители постоянно ссорились друг с другом. Старший брат девочки умер совсем маленьким, и мать, страстно желающая снова родить мальчика, была очень огорчена рождением Марии Анны Софии Сесилии. Однако со временем у девочки обнаружился хороший слух и приятный голос. Евангелия, не сумевшая реализовать свои музыкальные способности, серьезно взялась за обучение дочки. С трех лет ее приобщали к классической музыке, в пять – усадили за фортепиано, в восемь стали учить вокалу. При этом мать смягчалась по отношению к дочери только тогда, когда она хорошо пела. Мария чувствовала себя некрасивой, нежеланной и нелюбимой, и искала утешения в еде, набирая лишние килограммы, к тому же из-за близорукости ей приходилось носить очки.

В 1937 году, окончательно рассорившись с мужем, Евангелия с двумя дочерьми возвратилась на родину. Марию, несмотря на юный возраст, приняли в Греческую национальную консерваторию, где она училась у Марии Тривеллы, затем у Эльвиры Идальго. С пятнадцати лет девочка уже выступала в концертах классической музыки, пела вторые партии в Национальной опере Греции и содержала нигде не работавших мать и сестру.

В 1942 году Мария дебютировала в Афинской опере, исполнив партию Тоски. В 1945 году, после окончания войны, она уехала в США к отцу. Каллас прослушивали в "Метрополитен опера", но от заглавных партий в "Мадам Баттерфляй" и "Фиделио" девушка отказалась не столько из-за своего избыточного веса, сколько из-за невыгодного контракта. После знакомства с импресарио Джованни Зенателло ее пригласили петь в Вероне. Там и произошла встреча Марии Каллас с пожилым богатым промышленником Джованни Менеджини. Страстный поклонник оперы горячо влюбился в молодую певицу, оставил свой бизнес и стал ее продюсером.

В 1949 году они поженились, и Мария изменилась до неузнаваемости. Она похорошела, стала стройной и смело фотографировалась как в обтягивающих вечерних платьях, так и в купальниках. Успешной была и ее оперная карьера. После гастролей в Южной Америке певица выступила на сцене в Ла Скала, где заслужила титул "королевы примадонн". В 1953 годы все оперы в участием Каллас, были записаны фирмой EMI. За этим последовали выступления на лучших сценах Европы и Америки, и каждая постановка превращалась в событие. В 1957 в Венеции году Мария Каллас впервые увидела Аристотеля Онассиса на балу в Венеции, не придав этому знакомству особого значения. В 1959 году встреча повторилась, а затем миллиардер специально приехал в Лондон, чтобы посетить концерт певицы. После концерта в ее честь был устроен роскошный прием, на котором Онассис пригласил Марию с мужем в плавание по Средиземному морю на своей знаменитой яхте "Кристина О".

С самого начала круиза Аристотель оказывал Марии всевозможные знаки внимания, и женщина не устояла. Их отношения сразу перестали быть тайной для окружающих, но Менеджини все-таки рассчитывал на то, что после окончания плавания Мария вернется к привычным занятиям. Однако певица заявила, что переезжает в Париж к Аристотелю. Тина Онассис добилась развода в 1960 году, а процедуры расторжения католического брака, в котором состояли Каллас и Менеджини, оказались длительными. Влюбленную пару это не смущало, но их совместная жизнь была бурной. Аристотель то обещал подарить любимой женщине находившийся в его собственности остров Скорпиос, то осыпал ее оскорблениями, заявляя, что у нее свисток в горле и тот испортился. Мария не оставалась в долгу, но Онассис был не так уж далек от истины – она стала терять голос.

Лучшие дня

Позднее специалисты пришли к выводу, что певица страдала редким заболеванием дерматомиозитом, которое, в свою очередь, могло быть спровоцировано резкими изменениями веса. Каллас практически прекратила выступать, разорвала контракты с "Ла Скала" и "Метрополитен опера". В 1964 году она забеременела, но Онассис заявил, что не желает больше иметь наследников. Мария избавилась от ребенка и горько сожалела об этом всю оставшуюся жизнь. А через четыре года ее надежды на счастье с Аристотелем рухнули окончательно. Он женился на Жаклин Кеннеди, причем Каллас узнала об этом из газетных новостей.

Через некоторое время Онассис снова предпринял попытку воссоединиться с Марией, заявляя, что его брак с Джекки – формальность, необходимая ему для пиара. Женщина верила и не верила, она не вернулась к любимому, но писала ему пронзительные письма, полные настоящей любви. Время от времени они показывались вместе. Ари утверждал, что собирается развестись с новой женой, единственной страстью которой были наряды.

После гибели в авиакатастрофе сына Александра (1973) характер миллиардера резко изменился, и Каллас, жившая очень уединенно, была единственной, кто мог его хоть как-то утешить. В 1975 году миллиардер умер от осложнений, вызванных миастенией, которой он страдал последние годы жизни. Рядом с ним была Мария, Джекки прилетела из Нью-Йорка лишь после кончины мужа и была горько разочарована тем, что все его состояние было завещано дочери и благотворительному фонду имени погибшего сына. Мария пережила любимого на два года и умерла от инфаркта, спровоцированного дерматомиозитом. В последний путь певицу провожали тысячи людей и море необычных цветов – их прислали согласно особому пункту, включенному в завещание Онасисса. Сама же Мария не распорядилась своим немалым состоянием, и его унаследовали старые и враждебно относившиеся к ней люди – мать и муж.

Вокруг смерти певицы ходило множество слухов, в том числе и о том, что ее гроб был похищен, затем найден. Достоверно известно, что ниша с инициалами Марии Каллас на кладбище Пер Лашез стоит пустая – после кремации ее прах развеяли над Эгейским морем, где когда-то начался самый громкий роман столетия.

Loading...Loading...