Развитие речи звуковая культура звук с. Конспекты занятий по развитию речи для детей средней группы
Кнарик Мурадян
Цели : Формировать знания детей о звуке и букве А . Закрепить зрительный образ буквы . Совершенствовать умение выделение буквы А из начала , середины и конца слова. Развивать фонематический слух , слуховую память, слуховое внимание. Развивать логическое мышление , мелкую моторику.
Организационный момент.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуйте, мои друзья!
Всех вас рада видеть я!
Характеристика звуков .
Ребята, сегодня с вами отправиться с ним в страну звуков и букв . В стране букв и звуков есть школа , в которой каждый кто захочет может научиться читать и писать. В мире много разных звуков , шумит дождь, дятел стучит по дереву своим клювом, в листьях пыхтит ежик, звонит телефон, говорят люди. Все звуки можно разделить на речевые и неречевые. К неречевым звукам относятся звуки окружающего мира , а звуки , которые мы слышим, когда говорит человек, называется речевыми.
Сегодня мы с вами познакомимся с речевым звуком «А» . Посмотрите, когда я произношу звук «А» , мои губы в спокойном состоянии, рот широко открывается, язычок лежит во рту спокойно, горлышко «работает» (для контроля за работой голосовых связок дети кладут руку на горлышко) . Я могу петь этот звук , моему голосу ничего не мешает. Звуки , которые мы можем петь, называют гласными звуками . Гласные звуки мы обозначаем красным квадратом.
Ребята, у нас сегодня в гостях кукла Аня. Она приготовила для вас задание : Послушайте и назовите первый звук в словах : автобус, антенна, арбуз, акробат.
Правильно, слышится звук [а] . Звук [а] – гласный , его можно петь, потому что воздух свободно проходит и не встречает преграды. Звук [а] живет в красном замке принцессы Гласы. Звук [а] обозначается красным цветом, потому что он гласный.
- Посмотрите на картинку : девочка плачет. Какой звук она произносит , когда плачет? (звук [а] )
Правильно. И сегодня на занятии мы будем с вами говорить о звуке [а] .
Уточнение артикуляции звука .
Давайте вместе произнесем звук [а] . При произнесении звука [а] губы рисуют большой кружок. Давайте еще раз произнесем звук [а] и посмотрим в зеркало. Молодцы.
Теперь посмотрите, у меня в руках красный кружок – это символ звука [а] (показ символа звука – большого красного круга) Так мы его будем обозначать.
Игра «Поймай звук »
Так, ребятки, вам нужно будет поймать звук [а] . Когда вы его услышите, хлопните в ладоши. а, у, о, а, ы, и, а,э, у, а.
Развитие артикуляционной моторики.
Но для начала давайте разомнем наши губки и язычок.
- упражнения для губ : улыбка – хоботок, заборчик;
- упражнения для языка : «вкусное варенье» , «часики» .
Работа по развитию речевого дыхания и голоса.
-Развитие диафрагмального дыхания.
А теперь давайте с вами надуем животик, как шарик.
Вот мы шарик надуваем,
А рукою проверяем (надуваем живот) .
Шарик лопнул – выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем.
Сейчас давайте произнесем звук [а] беззвучно , просто губками – шепотом – тихо – громко;
- А теперь наоборот : громко – тихо – шепотом – беззвучная артикуляция.
Так, ребятки, вам нужно будет поймать звук А . Когда вы его услышите, хлопните в ладоши.
Среди звуков , среди слогов, среди слов
Физкультминутка
Гриша шел - шел - шел, (Шагаем на месте.)
Белый гриб нашел. (Хлопки в ладоши.)
Раз-грибок, (Наклоны вперед.)
Два - грибок, (Наклоны вперед.)
Три - грибок, (Наклоны вперед.)
Положил их в кузовок. (Шагаем на месте.)
Ребята, посмотрите на доску. Это буква А . Запомните, звук [а] на письме обозначается буквой А .
Вот два столба наискосок,
А между ними - поясок.
Ты эту букву знаешь ? А?
Перед тобою буква А .
Давайте попробуем сделать букву А из бумаги . Аппликация буквы «А»
Публикации по теме:
Конспект логопедического подгруппового занятия для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи «Звук [ш]. Буква ш» Цель: закреплять умение детей правильно произносить звук [ш], выделять, различать этот звук в звучащей речи; закрепить знания зрительного.
Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей старшей группы «Звук [З]. Буква З» Коррекционно-образовательные задачи: Учить детей характеризовать звук 3 с опорой на акустические и артикуляционные признаки. Познакомить.
Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте в группе для детей с ТНР «Насекомые. Звук и буква Й» Программное содержание: 1. Обогащать словарь детей, развивать речь, учить строить сложные предложения со словами - а, потому что. 2. Развивать.
Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе. Звуковая культура речи: звук [ч]. Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе. Тема: звуковая культура речи: звук ч. Цель: обучение правильному произношению.
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук [у]» Цель: упражнять детей в чётком произношении звука и (изолированного, в словосочетаниях, в словах). Задачи: воспитывать чувства ответственности,.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Краснологская средняя общеобразовательная школа
структурное подразделение »Детский сад»
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшей группы
Тема: «Звук и буква Р»
Подготовила воспитатель:
Муравлева И.А.
с.Красный Лог.2016г
1.Закрепление навыков произношение и характеристика звука «Р».
2. Развитие фонематического слуха.
3.Определение места звука «Р» в словах (начало, конец).
4. Звуковой анализ, составление схемы предложения.
5. Деление слов на слоги.
6. Составление предложений по предметным картинкам.
7. Совершенствование навыков чтения;
Задачи
Автоматизация звука Р в речи.
Развитие слуховой памяти и слухового внимания.
Развитие интонационной стороны речи и речевого дыхания.
Развитие воображения, навыков конструирования.
Закрепление навыков фонемного анализа слова.
Закрепление навыков ориентации в двухмерном пространстве.
Закрепление категорий падежных окончаний.
Развитие навыков воспроизведения последовательности разных движений с речевым сопровождением.
Оборудование.
Большие картинки с изображением животных жарких стран (жираф, зебра, верблюд, носорог).
Маленькие картинки с изображением животных (бурундук, крот, бобр, рысь, крокодил, кенгуру, тигр).
Воздушные шарики, скотчем приклеенные к трубочкам для коктейлей.
Магнитная доска.
Три схемы слова (звук находится в начале, в середине и в конце слова).
Физкультурное оборудование (мягкий модуль, стойки, обручи).
Ход занятия.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на занятие наш старый знакомый угадали правильно ежик Ёжик сказал мне на ушко по секрету что он никогда не бывал в зоопарке
Сегодня я предлагаю вам пойти на прогулку в зоопарк! И все показать нашему ежику какой он зоопарк, согласны? И нас будет сопровождать в прогулке один звук, который для всех вас уже является другом. Послушайте скороговорку и скажите, какой звук встречается в ней чаще всего.
Спит сурок в просторной норке,
У сурка нора на горке.
Воспитатель- А сейчас предлагаю вместе сделать пальчиковую гимнастику про «Пальцы дружная семья»
Пальцы дружная семья,
Друг без друга нам нельзя.
Вот большой, а это средней,
Безымянный и последний наш мизинец –малышок.
Указательный забыли
Чтобы пальцы дружно жили
Будем их соединять и движенья выполнять.
Воспитатель- Ёжик предлагает нам вмести, с ним сделать артикуляционную гимнастику, для того, чтобы наш язычок нас слушался:
Артикуляционная гимнастика, скороговорка
Пара птиц порхала, порхала, Да и выпорхнула
.
Лексическая игра «Назови слово»
Интонационное выделение звука Р в словах. Воспитатель дает образец произношения слов: ррак, морроженое, самоварр и др. (картинка «Предметы на звук Р») Дети называют слова, выделяя звук: ррама, моторр, горра, маррка, кррыша и др. за каждое названное слово ребенок поощряется фишками.
Артикуляция звука «Р»
При произношении звука Р язык находится за верхними зубами. Он широкий. Удержав язык широким за верхними зубами, нужно подуть на его кончик. Улыбнитесь!
Артикуляционно-акустический образ звука.
РРРР.
Воспитатель - Ребята, что это рычит?
Дети: - Это рычит мотор машины.
Воспитатель- Да, это рычит мотор машины.
- Давайте, мы с вами заведем мотор машины.
Дети: – РРРРР.
- губки и зубки разомкнуты;
- язычок за верхними зубками, дрожит.
- воздух вырывается маленькими порциями.
Воспитатель- Давайте, мы дадим характеристику звука «Р».
- Звук «Р», какой?
Дети: - согласный, твердый, звонкий, обозначается, синим цветом.
Воспитатель - А,какой буквой обозначается звук «Р.» (находят среди букв).
Слоговые дорожки:
Фонематический слух:
(хлопни в ладоши когда услышишь звук «Р»)
а) на уровне ряда звуков:
Р Н Г Р З Р В Р Д Р Ж М Р
б) на уровне ряда слогов:
РА - ЛО – РУ – МЫ – ОР – ВА – РЫ - КО - АР
в) на уровне слов:
батон, рысь, груша, молоток, лук, пирамидка, стакан.
Дети: Звук Р.
Воспитатель: Да, это звук Р.
А теперь давайте сделаем маленькую разминку,покажем ёжику что мы умеем делать
Давайте встанем полукругом.
(Воспитатель обращается по очереди к каждому ребенку)
Скажи радостно РА-РА-РА
грустно РУ-РУ-РУ
удивленно РЭ-РЭ-РЭ
грозно РЫ-РЫ-РЫ
хитро РО-РО-РО
А теперь скажите слог ДРА (ДРО, ДРУ, ДРЫ, ДРЭ) столько раз, сколько я хлопну.
Отлично! Отлично справились со своими заданиями! Посмотрите нашему гостю очень нравится. Давайте продолжим!
Присядьте на ковер, а я загадаю вам загадки.
Ну и кошка,
Вот так кошка!
Даже страх берет немножко.И у этой кисочки
На ушах по кисточке. (Рысь)
Он зубаст, но очень добр,
Детям хатку строит.(Бобр)
Он слеп, но без проводника
Всегда выходит к цели.
Он без лопаты и совка
Умеет рыть туннели.
Перекопал и лес, и сад
Под яблоней, под вишней.
А может быть, он ищет клад
Какой-нибудь давнишний? (Крот)
У него в полоску спинка,
Хвостик легкий, как пушинка.
Все запасы, как в сундук,
Прячет в дупла (Бурундук)
(После ответов детей логопед достает картинки с животными. Картинки прикрепляются на магнитной доске).
.
Воспитатель: Прекрасно вы справились и с этим заданием.
(Дети садятся на стульчики).
А сейчас давайте посмотрим на доску. Вы видите там схемы слов. На схемах отмечено где находится звук Р в начале, середине или конце слова. У нас есть картинки с изображением животных. Сейчас вы по очереди подойдете к столу, возьмете картинку с изображением животного, громко скажете название животного и подумаете где в этом слове находится звук Р (в начале, середине или в конце слова) и прикрепите свою картинку около соответствующей схемы.
(Дети выполняют задание).
Воспитатель: Замечательно. А теперь давайте мы составим небольшой рассказ о наших животных. Выбирайте себе картинку с животным.
Мы пошли в зоопарк,
увидели там кого? зебру (тигра, верблюда)
мы очень довольны кем? .зеброй (тигром, верблюдом)
подошли к кому? к зебре (тигру, верблюду)
расскажем о ком? .. о зебре (о тигре, о верблюде).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Отлично поработали сегодня!
Воспитатель: Ребята, встаньте так, чтобы никто никому не мешал и повторяйте за мной:
Раз, два, дружно встанем Ходьба на месте
Руки прямо мы поставим Руки – перед собой
Три, четыре – разведем Руки – в стороны
Заниматься мы начнем Наклониться,
правой рукой дотронуться до левой ноги, левой рукой – до правой
На носочки мы присели Сесть на носочки
Вправо, влево посмотрели Повернуть голову направо, налево
И, как птички, полетели! Разбежаться в стороны
Воспитатель: Как здорово у вас получается! Ребята, а вы знаете, как выглядит буква Р. Нарисуйте, пожалуйста, ее в воздухе.
Дети рисуют.
Вот как весело и незаметно прошло наше занятие! Вы отлично сегодня потрудились! Как вы думаете ёжику понравился наш поход в зоопарк давайте пожелаем ему удачи и хорошего настроения! Пока, Пока!!!
15
Приложенные файлы
Разделы: Логопедия
- Закрепить знания детей о согласных и гласных звуках, навык различения твердых и мягких согласных звуков.
- Познакомить со звуками [В], [В‘], буквой В.
- Учить определять место звуков [В], [В‘]в словах.
- Развивать умение делить слова на слоги разными способами.
- Формировать навыки анализа и синтеза слогов.
- Упражнять в составлении предложений с предлогами.
- Развивать мышление, внимание, мелкую и общую моторику.
Оборудование:
КуклаВаря,картинки – символы звуков (используются символы звуков из пособия Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова “По дороге к Азбуке”.
Рис. 1
Карта согласных звуков (представляет собой квадрат 25×25 см, состоящий из синей и зеленой полос (Рис. 2) ; картинки, в названии которых присутствуют звуки [В], [В‘], индивидуальные тетради со схематическим изображением слов, пластилин.
Рис. 2
Ход занятия
1. Организационный момент.
Построение в круг. Игра “Мяч по кругу передавай, первый звук в имени соседа называй”.
Вопросы:
– Звуки [П],[М], [Н], какие? (Согласные, твердые.)
– Звуки [Д’], [К’]? (Согласные, мягкие.)
– Звуки [А], [О], какие? (Гласные.)
В вопросах используются звуки, которые были первыми в именах детей.
2. Формулирование темы занятия, постановка учебной задачи.
Детям предлагается сесть на ковер .
– Я расскажу вам историю, которая произошла с куклой Варей.
– Весной Варя вышла во двор и услышала протяжный вой В-В-В-В. Она поспешили на вой и увидела своего друга Вову.
– Почему ты так воешь Вова?
– Я пою песенку весеннего ветра.
– Но так воет волк.
Выставляется картинка-символ звука В.
– А веселый весенний ветерок поет: В’-В’-В’-В’.
Выставляется символ звука В’.
– Произнесите, как воет волк на выдохе. Вдохните глубоко, и сколько хватит воздуха, произносите В-В-В.
– Теперь как ветерок. Вдохните – В’-В’-В’. (Упражнения выполняются стоя)
– О каких звуках мы будем говорить сегодня? (Мы будем говорить о звуках [В], [В’] ).
– Звук В, какой? (согласный твердый ). А звук [В’]? (согласный мягкий ).
3. Работа по теме занятия.
Работа в тетрадях.
– Садитесь за столы.
– Откройте тетради. Рассмотрите картинки.
Звуки в слове исчезают, снова появляются.
Звуки слово изменяют, сами изменяются.
– Мы с вами будем искать место звуков [В], [В’] в словах – названиях картинок.
– В слове ворона, какой звук вы слышите [ В] или [В‘]?
– Где находится звук в слове? (Звук [В] находится в начале слова .)
– Закрасьте на схеме слова первый квадрат. Какой карандаш вам понадобиться? (Синий. )
– Назовите следующее слово. (Корова. )
– Какой звук вы слышите в слове [В] или [В]’?
– Где находится этот звук? Раскрасьте соответствующий квадрат.
– Назовите следующее слово. (Дверь. ) Какой звук есть в этом слове? ([В’] ). Где находится этот звук? Раскрасьте соответствующий квадрат. Подумайте, какого цвета карандаш вам нужен.
Такая же работа проводится со словом – вишни.
– Закройте тетради. Отодвиньте на край стола.
Игра “Разложи картинки”.
– Возьмите с лотка по четыре картинки. Рассмотрите. Если в названии картинки есть звук В, положите карточку на синюю полоску, если [В’] – на зеленую.
Будьте внимательны, звуки могут быть в начале, в середине и в конце слова.
Выходите на ковер. Выполняйте вместе со мной:
(Хлопки руками над головой.)Дружит гласный звук с согласным.
Образуя вместе слог. (Берутся за руки.)
Мы с ребятами шагаем, части слова мы считаем. (Шагают.)
– Посчитайте шагами количество слогов в слове ВА-ГО-НЫ – все вместе.
– Теперь оттопайте ногой в слове СО-ВА.
– Хлопками в слове ВО-ДО-ЛА-ЗЫ. Ладонь к подбородку, в слове ВО-РО-НА.
Работа со звуковыми карточками.
– Возьмите карточки, символы звуков. Найдите символ звука В.
– Выложите слог ВА. Какие звуки образуют этот слог? (В, А.)
– Замените звук А на О. Какой слог получился? (ВО.)
– Поменяйте местами звуки В и О. Произнесите, какой получился слог. (ОВ.)
– Уберите карточки.
Предлог В.
– Звук В еще обозначает маленькое слово В. Оно употребляется, когда предмет движется или прячется внутрь. Варя и Вова любят играть в прятки, но прячутся не сами, а прячут свои игрушки. Подойдите ко мне, расскажите, кто, куда спрятал игрушки. (Варя спрятала мишку в коробку. Вова спрятал робота в грузовик.)
– Составьте другие предложения со словом В.
Знакомство с буквой В.
– Звуки [В], [В’] обозначаются буквой. Показ буквы.
Вот буква В видна вдали, красивая, витая.
Как будто крендель испекли, гостей в дом поджидая.
– Назовите элементы, из которых состоит буква. (Палочка и два полукруга.)
– Давайте покажем с вами пальчиковую гимнастику про буквы и звуки.
(сжимают и разжимают кулачки)Много звуков есть на свете,
Шелест листьев, плеск волны. (Хлопки чередуются с ударами кулачков.)
Но бывают звуки речи,
Мы их точно знать должны. (Пальцы здороваются, начиная с большого.)
Звуки четко произносим, (имитируют произношение, слушание)
Слушаем внимательно,
Буквы правильно читаем, (качают указательными пальцами обеих рук).
Пишем их старательно. (Имитируют письмо.)
– Садитесь за столы. Вылепите букву В из волшебного пластилина.
– Полюбуйтесь буквами.
|
|
– Молодцы, вы хорошо работали на занятии.
Плаксина Ольга Александровна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МБДОУ №27
Населённый пункт:
г.Чебоксары республика Чувашия
Наименование материала:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема:
Конспект занятия по развитию речи в младшей группе "Звуковая культура речи: звук [у]"
Дата публикации:
04.03.2018
Раздел:
дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 27» г.Чебоксары
Конспект занятия по развитию речи в
младшей группе
Разработан:
Плаксиной О. А.
Воспитателем
Младшей группы
«Смешарики»
г.Чебоксары-2017г.
Конспект занятия по развитию речи в младшей группе
«Звуковая культура речи: звук [у]»
Цель : Формирование у детей звуковой культуры речи.
Задачи:
1. Образовательные:
Упражнять детей отчетливо и правильно произносить изолированный звук У
и звукоподражательные слова с этим звуком.
Продолжать отрабатывать чёткое произношение звуков а, у.
Активизировать в речи детей обобщающие слова.
2. Развивающие:
Способствовать развитию речевого дыхания, артикуляционной моторики.
Развивать интонационную выразительность речи.
Развивать интересы детей, логическое мышление, внимание.
3. Воспитательные:
Воспитывать чувства ответственности, самостоятельности.
Воспитывать желание быть вежливым.
Словарная работа: активизировать в речи детей слова:
волк,филин,паровозик,Буратино,петух,малыш,арбуз,утенок.
Индивидуальная работа : активизировать речь малоактивных детей.
Предварительная работа : беседа о буквах, чтение азбуки для малышей,
разучивание артикуляционного упражнения «Стрелочка», дидактические
игры, заучивание физкультминутки.
Методические приемы:
Показ воспитателя, действия воспитателя совместно с детьми, вопросы
воспитателя и ответы детей, объяснение, чтение физкультминутки,
артикуляционного упражнения, предоставлять детям возможность
договаривать слова и фразы при чтении физкультминуток и
артикуляционных упражнений.
Материал:
Паровозик, буква «У», «Волшебный кубик» с картинками: волк, филин,
петух, малыш, утка; картинки, разрезанные на 4 части (Буратино, утенок,
Методика проведения:
Воспитатель рассаживает детей и просит вспомнить,что у всех есть домик, в
котором живет Язычок.
Воспитатель: Ребята, а у всех есть язычок?
Воспитатель: Да!
Артикуляционное упражнение «Стрелочка»
Наш Веселый Язычок
Повернулся на бочок.
Смотрит влево, смотрит вправо...
А потом опять вперед,
Тут немного отдохнет.
Приоткрыл Язык окно,
А на улице тепло.
Язычок наш потянулся,
Широко нам улыбнулся,
А потом пошел гулять,
На крылечке загорать.
Воспитатель: Молодцы, у всех ребят красивый и веселый язычок.
Ребята, посмотрите внимательно, кто это к нам пришел?
Дети: Буква «У»
Воспитатель: Ребята, к нам в гости приехал звук «У». А как вы думаете, на
чем приехал наш гость. Послушайте «У-у-у-у».
Дети: На паровозе.
Воспитатель: Ребята. а вы видели настоящий паровоз,который тянет составы
с грузами? Такой паровоз гудит громко и протяжно.Примерно так: «У-у-у-у»
А чтобы у вас получилась песня паровоза,надо вытянуть губы трубочкой
(показывает) и протяжно произнести: «У-у-у-у»
Как гудит паровоз? Попробуем с вами изобразить громкий гудок паровоза:
«У-у-у-у», а сейчас паровоз отъехал далеко и гудит тише,голосок у него
тоненький: «У-у-у-у» , а сейчас мы его почти не слышим: «У-у-у-у» .
Воспитатель: Замечательно у вас получилось, но звук «у» к нам приехал не
просто так, он приехал с нами поиграть в волшебный кубик. Вы хотите
поиграть со звуком «у»?
Игра «Волшебный кубик »
Воспитатель: "Крутись, вертись, на бочок ложись". Показывает детям
картинку с изображением волка. Дети вспоминают, как воет волк: "У-у-у-у ".
Педагог поясняет: "Если кубик повернется стороной, на которой нарисован
малыш, следует спеть его песенку: "Уа-уа-уа. ", если на картинке – филин,
нужно проговорить: "Уф-уф- уф" и т. д.
Физкультминутка
Паровоз
Загудел паровоз
«Ту-ту» (Дети кладут руки на плечи впереди стоящему ребенку)
И вагончики повез.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу («паровозы» едут по кругу)
Далеко их укачу.
Паровоз кричит: «Ду-ду,
Я иду, иду, иду».
А колеса стучат,
А колеса говорят:
«Так-так-так!»
(Ходьба на месте, с продвижением вперед. Согнутыми руками делают
движения вперед-назад)
Воспитатель: Ой, ребята, мы совсем забыли про нашего гостя, а он нас ждёт,
потому что он приготовил нам ещё одно интересное задание. Игра «Собери
картинку».
На столе лежат картинки, разрезанные на 4 части (Буратино, утенок, арбуз,)
Дети самостоятельно собирают. Затем воспитатель дает целую картинку
каждому, для сравнения.
У всех получилось так же, как на картинке? Молодцы, ребята.
Скажите, пожалуйста, что изображено на картинках и с какого звука
начинаются все эти слова? Очень хорошо, со звука у , но в слове арбуз звук
«У» стоит в конце слова, а в слове Буратино в середине слова, вот какой
интересный звук . Давайте ещё раз все вместе произнесем слова улитка,
Буратино, арбуз.
Затем педагог читает детям чувашскую песенку «Разговоры » (пер.
Л.Яхнина)
Кукушка кукует:
Ку-Ку! Ку-Ку
Голубь воркует:
Гу-Гу!Гу-Гу»
Петух зорюет:
Ку-ка-ре-ку!
Филин кричит в ночи:
А рыба молчит –
Перед повторным чтением песенки воспитатель выясняет у детей:
Кукушка кукует.а голубь?.....(Воркует)
Петух зорюет?..
Филин кричит?.....
Педагог читает детям песенку еще раз и предлагает детям проговаривать
звукоподражательные слова.
Итог занятия:
Вот как мы с вами замечательно поиграли: научились делать гимнастику для
язычка. Язычок наш выучил звук « У », научились собирать картинки,
правильно проговаривать звуки и слова.
Ребята,понравилось вам занятие? Чем мы с вами занимались сегодня на
занятии? Чью песенку мы пели? Кто приходил к нам в гости?
Тема
: «Звуковая культура речи: звук ш»
Цель:
Познакомить со звуком ш, научить его произносить, находить слова, в которых есть звук ш.
Задачи:
обучающие:
Упражнять детей в произношении звука ш, в слогах и словах; различать слова с этим звуком.
развивающие
: Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на заданный звук и содержащие в себе этот звук, развивать речевое внимание. Совершенствовать интонационную выразительность.
воспитательные:
воспитывать звуковую культуру речи; обогащать и активизировать словарь ребёнка; воспитывать культуру общения.
Материал, оборудование: картинки зимней одежды, игрушка щенок, маски гуся.
Структура НОД:
1. Вводная часть
Создание интереса, эмоционального настроя к НОД, сюрпризный момент.
1. Упражнения на развитие речевого выдоха
2
. Основная часть
Методические приёмы
Артикуляционная гимнастика
Логопедическая распевка
Отгадывание загадок
Знакомство со звуком Ш
Дидактическая игра « Определи слово с заданным звуком»
Работа по картинкам
Проговаривание чистоговорок
3 . Заключительная часть. Подведение итога НОД
I
. Вводная часть
Воспитатель.
Ребята, какое сейчас время года? (Зима)
Какие признаки зимы вы знаете?) (Ответы детей)
Загадывание загадки о снежинке.
С неба падают зимою и кружатся над землею,
Легкие пушинки, белые ….(снежинки)
1.Дыхательная гимнастика «Сдуем снежинку»
Сильный ветер вдруг подул,
И снежинку нашу сдул.
И.п. – о.с. сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот и грудную клетку.
1 – сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки;
2 – задержать дыхание на 3-4 сек;
3 – сделать губы трубочкой, выпустить воздух.
2. Сюрпризный момент — появление щенка. (Щенок Шармик просит детей научить его шипеть как птица, название которой он забыл, но помнит загадку о них и просит назвать предметы одежды, название которой начинается на звук Ш)
Загадывание загадки о гусе:
Он шипит и тянет шею…, нет, наверно, птиц смелее.
Но его я не боюсь. Кто же это, дети? (гусь).
II
.Основная часть
Воспитатель
. Ребята, сегодня мы будем учиться произносить звук Ш и научим Шармика шипеть как гуси. Но сначала сделаем артикуляционную гимнастику
1.Артикуляционная гимнастика
Улыбка и удержание губ в улыбке. При этом передние зубы обнажены и хорошо видны.
Трубочка.
Вытягивание губ вперед трубочкой. При этом движении двигаются только губы!
Чередование: улыбка – трубочка.
Подъем языка за верхние зубы, за нижние зубы..
2.
Знакомство со звуком Ш
Воспитатель
. Ребята, давайте вспомним, как у нас осенью на ветру шуршали листики. (Ш-Ш-Ш). Вот так и гуси шипят. Дети одевают маски гуся, делятся на 2 команды и обыгрывают шипение сердитого гуся хором и индивидуально, соревнуются, какая их команд лучше и правильней «шипит».
3.Работа по картинкам
Воспитатель
. Слов со звуком Ш очень много, но у нас есть задание вспомнить одежду на звук ш (шубу, шапка, шарф, штаны, шорты…)-работа по картинкам
4.Д/игра « Определи слово с заданным звуком»
(Услышав слово со звуком Ш, дети хлопают в ладоши)
5. Проговаривание чистоговорок:
Ша-ша-ша…
Наша Маша хороша.
Шу-шу-шу…
Дали кашу малышу.
Ши-ши-ши
Съели кашу малыши.
Шо-шо-шо…
После каши хорошо.
III.
Подведение итога
Воспитатель.
Ребята, скажите, какой звук мы сегодня учились произносить? (Ш)
Где мы слышим эти звуки? (Шипение гуся, шелест листьев).
Я думаю, что мы теперь можем помочь нашему щенку Шармику.
Название: Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук ш»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, развитие речи, Средняя группа
Должность: воспитатель 1 квалификационной категории
Место работы: МБДОУ Хрущевский детский сад «Ягодка»
Месторасположение: д. Хрущево, Старожиловский р-н, Рязанская область