С.В.Рахманинов. Мои любимые произведения

Когда Федор Шаляпин поинтересовался, как он пишет музыку и ясно ли он слышит её перед тем, как занести на бумагу, Сергей Васильевич ответил, что слышит.

Ну, как же? - допытывался Шаляпин.

Ну, так, слышу.

Сергей Васильевич сделал паузу и ответил:

В голове. Только когда напишу на бумагу, перестанут играть.

В центре композиторского творчества Рахманинова – фортепианная музыка. Будучи величейшим пианистом, Рахманинов создал фортепианные произведения, вошедшие в репертуар пианистов всего мира. Перу Рахманинова принадлежат: четыре концерта и Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром, две сонаты, два цикла прелюдий соч. 23 и соч. 32, два цикла этюдов-картин соч. 33 и соч. 39, Вариации на тему Корелли, две сюиты для двух фортепиано и другие произведения.

Рахманинова называют одним из самых выдающихся композиторов-мелодистов. Сам композитор говорил: «Я хотел бы спеть тему на фортепиано так, как её спел бы певец». Тончайший, одухотворенный мелодизм Рахманинова глубоко опирается на национальные музыкальные традиции – фольклор, протяжные песни, старинную церковную музыку. Отличительной чертой рахманиновского мелодизма является яркая образность и эмоциональность, гибкая динамика и неисчерпаемое богатство оттенков.

О процессе создания фортепианных произведений композитор отзывался так: «…Я нередко убеждался, что короткая фортепианная пьеса причиняла мне всегда гораздо больше мук и ставила передо мной больше проблем, чем симфония или концерт. Когда пишешь для оркестра, само разнообразие инструментальных красок как-то подводит к различным мыслям и эффектам. Когда же я пишу маленькую фортепианную пьесу, я целиком во власти своей тематической идеи, которая должна быть представлена сжато и без отступлений… В конце концов, сказать то, что вы имеете сказать, и сказать это кратко, ясно, немногословно – вот самая трудная задача, стоящая перед художником».

Одним из самых любимых композитором фортепианных жанров стал жанр прелюдии. Рахманинов обращался к этому жанру дважды, создав 10 прелюдий соч. 23 (1903 год) и 13 прелюдий соч. 32 (1910 год). По традиции, созданной самим автором, прелюдии соч. 23 обычно исполняются либо отдельно, либо группами, что свидетельствует о том, что они не были задуманы как единый цикл. Несмотря на это, порядок расположения пьес указывает на общую идею «от мрака к свету»: пять минорных прелюдий чередуются с пятью мажорными. Самый резкий контраст ощущается между Прелюдией №1 фа диез минор и №2 си бемоль мажор. В Прелюдии №1 царит глубокая меланхолия. Образ одиночества, сопоставимый с настроением юношеской симфонической картины «Утес», подчеркивается нисходящей, как бы «никнущей» мелодией с тяжелыми паузами-вздохами. Тем не менее, заканчивается прелюдия новой, просветленной темой, близкой народным песенным напевам. В прелюдии си бемоль мажор контраст создает атмосфера стихийного массового празднества. В широкой песенной мелодии чувствуется ощущение весны, пробуждения природы. Отчетливо слышны здесь и характерные интонации колокольного звона, что отметил после прослушивания прелюдии маститый музыковед В. В. Стасов: «Не правда ли, Рахманинов очень свежий, светлый и плавный талант с новомосковским особенным отпечатком, и звонит с новой колокольни, и колокола у него новые».

Несмотря на то, что Прелюдия ре минор №3 имеет авторское обозначение «Tempo di minuetto», тема имеет русскую народно-песенную основу. Сочетание суровой нисходящей попевки с ритмом старинного французского танца создает особую выразительность, своеобразную «бетховенскую страстность и львиность», по словам Б. Асафьева. В среднем разделе пьесы звучит набатный колокольный звон, настоящий колокольный хор, провозглашающий основную музыкальную мысль прелюдии. Так, в сочетании русских песенных напевов и колокольности проявляется одна из основных идей творчества Рахманинова – любовь к Родине, преклонение перед её многовековыми традициями и ощущение сложных перемен в обществе.

Другая сторона многогранного образа Родины раскрывается в Прелюдии ре мажор №4. По словам исследователя В. Брянцевой, «среди фортепианных пьес Прелюдия Ре мажор – самый первый и одновременно самый эпически величавый образец зрелой пейзажной лирики Рахманинова». Прелюдия настолько заворожила художника Илью Репина, что он буквально увидел «озеро в весеннем разливе... весеннее половодье». Широкая, распевная мелодия, пронизанная народными песенными интонациями, рисует картину безбрежного русского раздолья.

Прелюдия №5, соль минор представляет собой величественный марш с красивейшим певучим трио. Она была создана в год завершения Второго фортепианного концерта (1901 г.) и, несомненно, родственна финалу Концерта бьющей через край энергией, обилием скерцозных интонаций. Сохранились воспоминания об исполнении этой прелюдии автором. Так, З. А. Прибыткова пишет: «Мне всегда бывало жутко от исполнения Рахманиновым этой прелюдии. Начинал он тихо, угрожающе тихо… Потом crescendo нарастало с с такой чудовищной силой, что казалось – лавина грозных звуков обрушивалась на вас с мощью и гневом… Как прорвавшаяся плотина».

13 прелюдий соч. 32 отделяют от предыдущего цикла 7 лет. Интересно, что вместе с юношеской до диез минорной прелюдией эти два цикла составили в сумме большой цикл из 24 пьес во всех тональностях (в традициях Баха и Шопена).

Лирическая Прелюдия №5 соль мажор с особой нежностью и тонкостью рисует излюбленный композитором образ русского раздолья. Прозрачная фактура прелюдии живописует среднерусский пейзаж с солнечными бликами «переменного» лада, с трелями жаворонка.

Популярная Прелюдия №12, соль диез минор , является образцом русского проникновенного песенного мелодизма. В средней части прелюдии появляются тревожные интонации, постепенно динамика нарастает, но, в завершении, используется типичный для фортепианных произведений Рахманинова этого периода прием «истаивания», исчезновения образа.

Вариации на тему Корелли, соч. 42, ре минор были написаны в 1931 году и принадлежат к позднему, зарубежному периоду творчества композитора. Они посвящены австрийскому скрипачу и композитору Фрицу Крейслеру. Только после премьеры Рахманинов узнал, что взятая им тема «Фолия» (в переводе с португальского – «безумное веселье») не принадлежит перу Корелли – это португальский народный танцевальный напев.

Структура цикла состоит в чередовании групп вариаций с различным настроением – своеобразные «вариации-воспоминания» сменяют бурные, порывистые пьесы. Так, из двадцати вариаций одиннадцать – стремительные, возбужденные. Вариации №11, №12 и №19, по ремарке автора, могут быть пропущены. К девяти созерцательным вариациям могут быть добавлены три раздела – изложение темы, Интермеццо между вариациями №13 и №14 и Кода. Вариации можно сгруппировать в три раздела, которые образуют некоторое подобие сонатного цикла, с лирической светлой серединой (вариации №14 и №15) и драматическим бурным финалом (№16 - №20) в имитациях колокольных звучностей которого отчетливо слышен символичный мотив смерти – «Dies irae».

Первая группа (№1 - №4) относится к лирико-созерцательным вариациям. Эта группа ярко насыщена реминисценциями – от жалобных интонаций из «Франчески да Римини» (№2), драматической «менуэтной» вариации ре минор (№3) до таинственного хорала Вариаций на тему Шопена (№4).

Вторую группу созерцательных вариаций начинает самая зловещая вариация цикла (№8), перед которой располагается патетическая вариация №7 баховского органного склада. В восьмой вариации с ее мрачной извивающейся темой отчетливо проступают джазовые интонации. Как мимолетное воспоминание в вариации №10 слышится скерцозная реминисценция праздничной темы финала Третьего концерта. Но это воспоминание тут же сменяется стихийной мощью вариаций №11 - №13.

Развитие временно прерывает Интермеццо, в котором многократно повторяются интонации исходной темы. Она повторяется в характере просветленного хорала (в ре бемоль мажоре), в вариации №14. Пятнадцатая вариация представляет собой миниатюрный ноктюрн, отголосок романсовой лирики 1910-х годов. Это лирическое воспоминание знаменует собой перелом в образном развитии цикла. После бравурной вариации №16 появляются ориентальные отзвуки знаменитого рахманиновского романса «Не пой, красавица, при мне» (вариация №17). Итогом последней группы «стремительных» вариаций (№18 - №20) становится светлая лирическая Кода.

Рахманинов впервые исполнил «Вариации» в октябре 1931 года в Монреале на открытии очередного концертного сезона.

Шесть музыкальных моментов соч. 16 Рахманинов написал в конце 1896 года и посвятил музыканту-этнографу А. В. Затаевичу. Это своеобразный цикл, в котором постепенное нарастание драматического начала приводит к светлому, ликующему апофеозу. Цикл строится из трех пар пьес, образующих три этапа образного развития. Вступительный Музыкальный момент (си бемоль минор, №1) написан в характере элегического ноктюрна. Несмотря на ощущение некоторого заимствования (с шопеновскими ноктюрнами, лирическими пьесами П. И. Чайковского) в этом музыкальном моменте проявляется новое, важное качество рахманиновского мелодизма – длительное, вариантное развертывание темы из одного ядра.

Второй Музыкальный момент (ми бемоль минор) контрастен первому своеобразной динамической активностью. Еле сдерживаемые в мелодии порывы обрамляются взволнованными фигурациями в аккомпанементе. В среднем разделе фон становится всё более грозным, подготавливаясь к «прорыву» перед репризой. Заканчивается пьеса аккордовой кодой, символизирующей принятие твердого решения после минут смятения и тревоги.

В Музыкальном моменте №3 (си минор) получает развитие скорбный, но горделивый лирический образ. В мелодии, развивающейся из краткой попевки-«ядра», сосуществуют экспрессивные всплески и распевные интонации, широкое мелодическое дыхание и паузы-вздохи. Все эти элементы в сочетании с использованием песенно-эпических интонаций придают произведению особую многомерность. В строгом аккордовом сопровождении слышится пение траурного хора. Вероятно, на возникновение этого произведения повлияли трагические события в жизни композитора.

Сумрачный колорит также преобладает в виртуозном Музыкальном моменте №4 ми минор . Но здесь главенствует образ бушующей стихии, проявляющийся в активном призыве-кличе в сочетании с «плещущимися» фигурациями, напоминающими крутые волны.

После сильнейшего драматического накала двух предыдущих пьес, в первом мажорном Музыкальном моменте №5 (ре бемоль мажор) воцаряется светлая созерцательная лирика романсового типа. Имеющая вокальную природу мелодия звучит на фоне триольного сопровождения в ритме баркаролы. Драматургия здесь выстроена на уже знакомой основе «всплеск – торможение». Быстрый взлет к кульминации сменяется долгим извилистым мелодическим спадом.

Музыкальный момент До мажор, №6 является заключительным восторженным гимном, рисующим бушующий разлив половодья. Яркая фанфарная мелодия на фоне обильных фигураций провозглашает, подобно известному романсу «Весенние воды», наступление весны.

Тип занятия: открытое занятие по предмету музыкальная литература с учащимися дополнительного образования.

Цель занятия:

Познакомить учащихся с основными вехами биографии С.В.Рахманинова и его сочинениями, создать условия для развития творческих способностей, образного мышления через проблемное изучение материала.

Образовательные:

  • Расширить познания детей о великом композиторе, познакомить учащихся с сочинениями С.В. Рахманинова и историей их создания.

Развивающие: Развить навыки разбора, анализа музыкальных произведений на примере произведений С.В.Рахманинова.

  • Развить умение учащихся работать с первоисточниками, самостоятельно подбирать материал по заданной теме.
  • Развить творческие способности, внимание, усидчивость и воображение.
  • Воспитательные:

    • Воспитать слушательскую культуру, эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость.
    • Воспитать чувства патриотизма.

    Методы обучения: словесно-индуктивный (беседа), частично-поисковый (импровизация, ассоциативный поиск), стимулирование музыкально-творческой деятельности, наглядно-слуховые, анализ, творческое задание.

    Формы работы: индивидуальная, групповая.

    Оформление кабинета:

    На столе разложены нотные издания сочинений С.В.Рахманинова, книга Б.С.Никитина “Две жизни”, аудио-диски, виниловые пластинки с записями произведений Рахманинова, фото-альбомы о С.В.Рахманинове, маленький круглый столик, покрытый скатертью с бахромой, на столе бюст Рахманинова

    Ход занятия

    Учитель: Здравствуйте, ребята! Это занятие мы посвятим выдающемуся деятелю культуры.

    <Рисунок 1>

    Предложить учащимся ответить на вопросы: Чей портрет перед вами? Что вы знаете об этом человеке? Почему мы будем говорить о нем? Ответы учащихся: Это – С.В. Рахманинов, великий русский композитор,2 апреля 2013года исполнилось 140 лет со дня рождения.

    Учитель: “ … Миссию С.В.Рахманинова в истории мирового искусства нельзя определить и оценить иначе как миссию певца России. Годы жизни Рахманинова совпали с периодом величайших исторических потрясений, сказавшихся и на его собственном жизненном и творческом пути – блистательном и трагическом. Композитор был свидетелем двух мировых войн и двух русских революций. Он приветствовал крушение русского самодержавия, но не принял Октябрь. Почти половину жизни прожил за рубежом, но до конца чувствовал себя русским”. А теперь послушайте, что скажет известный режиссер, автор документального фильма “ Гении Сергей Рахманинов” А. Кончаловский

    Учащимся предлагается для просмотра фрагмент№1 фильма, далее сообщение учащегося о педагоге С.Рахманинова Звереве Н.С.: “Н.С. Зверев и его воспитанники” Зыкова Лиза <Рисунок 2>, <Рисунок 3>, <Рисунок 4>, <Рисунок 5>, <Рисунок 6>, <Рисунок 7>, <Рисунок 8>

    “…На этом снимке вы видите трех мальчиков и самого Николая Сергеевича Зверева, наставника, педагога, воспитателя. А мальчики (слева направо) М.Пресман, С.Рахманинов, Л.Максимов. Они и еще несколько воспитанников жили в доме Зверева наряду с теми, кто приходил заниматься днем – среди приходящих был также будущий талантливый композитор А.Н.Скрябин. Н. С. Зверев был мастером-педагогом, он не только талантливо обучал пианистической игре, но и воспитывал в мальчиках настоящих мужчин. Занятия длились почти весь день: подъем в 6 утра, завтрак, а затем бесконечные упражнения на рояле. Это был очень жесткий, но справедливый человек. Пройдя его суровую школу, многие известные музыканты: Зилоти, Скрябин, Максимов, Игумнов, Пресман, Левин – приобрели на всю жизнь любовь к порядку, умение работать и четко распоряжаться своим временем. “Лучшее, что есть во мне, я обязан Звереву” – писал С.В. Рахманинов. В доме Зверева часто собирались известные композиторы, поэты, писатели педагоги консерватории и среди них был П.И.Чайковский, который показывал свои новые произведения и слушал игру воспитанников – “зверят” <Рисунок 9 >

    Так, например, воспитанниками был разучен новый альбом пьес для фортепиано П.И. Чайковского “Времена года”, и Сережа Рахманинов исполнил пьесу “Ноябрь. На тройке”

    Учащимся предлагается послушать запись пьесы П.И.Чайковского “Ноябрь. На тройке”. Далее сообщение учащегося об учебе С. Рахманинова в Московской консерватории:

    “Учеба С.В.Рахманинова в Московской консерватории” Воронин Гера() <Рисунок 10>, <Рисунок 11>, <Рисунок 12>, <Рисунок 13>

    “…Чайковский остался очень доволен игрой мальчика. Так состоялось первое знакомство с великим композитором, повлиявшим на его дальнейшую судьбу. В 1889 году произошла ссора между Зверевым и Рахманиновым. Рахманинов начал усиленно заниматься композицией, ему нужно было отдельное помещение, а в доме все время звучала музыка, – Рахманинов ушел из дома наставника, в котором прожил 4 года. Он продолжал занятия в Московской консерватории. Сергей был полностью захвачен уроками гармонии и полифонии у Танеева и свободным сочинением у Аренского. Талант его был замечен всеми в консерватории. На экзамене по гармонии Петр Ильич Чайковский, прослушав написанные Рахманиновым и им же самим исполненные пьесы, был настолько восхищен, что вокруг выставленной пятерки с плюсом расставил еще три плюса. Успех Рахманинова был непревзойденным, на что Петр Ильич сказал о Рахманинове: “Ему я предсказываю великое будущее”. Очень тяжело воспринял Рахманинов кончину П.И. Чайковского, который был для композитора близок всей душой, утрата которого была невосполнима.” Вы сейчас услышите сочинение С.В. Рахманинова “ Элегическое трио”, написанное им на смерть великого Чайковского. В нем, с необыкновенной задушевностью и щемящим чувством утраты близкого сердцу человека, С. В. Рахманинов передал всю свою любовь и скорбь. “ …Элегическое трио для фортепиано, скрипки и виолончели “ Памяти великого художника” (ор.9) написано Рахманиновым на смерть Чайковского в 1893 году. Первую часть начинает скорбная тема в ритме похоронного марша. Она же и оканчивает ее, словно возвращая боль утраты. Вторую часть – вариации на тему хорального склада – отличает более светлый колорит и уравновешанность. В финале как напоминание об утрате возвращается печальный напев в русском стиле…”

    Учащимся предлагается послушать запись – С.В.Рахманинов “ Элегическое трио”, далее сообщение учащегося о первом приезде С. Рахманинова в имение Сатиных Ивановку: “Ивановка. Создание Первого концерта для фортепиано с оркестром” Поярков Егор.

    “…Искра истинного вдохновения влетела в душу молодого Сергея Рахманинова летом 1890 года. Тем летом Сергей впервые приехал в имение Ивановка, принадлежавшее его родной тете Сатиной Варваре Аркадьевне -родной сестре его матери… <Рисунок 14>, <Рисунок 15>, <Рисунок №16>

    … В Ивановке летом собиралось много родственников. Среди них были три сестры Сергея -Наталья, Людмила и Вера Сатины.

    Внимание Сергея приковала младшая из сестер Вера, а Наташе была оставлена роль исповедника не без глубоких симпатий и чувств…

    …Каким изумительным было очарование юности! Искра вдохновения, что влетела в Сережину душу в то незабываемое ивановское лето девяностого года, заставила его взяться за Фортепианный концерт и создать одно из замечательнейших своих произведений. Трудно поверить, что оно было написано семнадцатилетним юношей. Сколько чувства вложил композитор в это произведение! Страстная каденция первой части своей энергией заставляет пережить вместе с автором состояние его подъемов и разочарований, радости и отчаяния. Эта проникновенная музыка искренне передает то, что каждому из нас доступно, ибо в той или иной мере доводилось чувствовать. Вторая часть уводит в первое ивановское лето, где в сиреневой аллее в светлом платьице шагает и радуется жизни взволнованная своим новым чувством Верочка Скалон. И много, много душистых трав, цветов, пруды, степные просторы, ни с чем не сравнимый воздух родной Ивановки. Концерт впитал все это, и не уступал он по своим музыкальным достоинствам “ старшим братьям” – более поздним фортепианным концертам.”

    Учащимся предлагается послушать запись Первого фортепианного концерта С.В. Рахманинова – 1 часть (фрагмент), <Рисунок 19>, <Рисунок 20>, <Рисунок 21>

    Учитель : “…15 марта 1897 году в Петербурге в концертах, который организовывал богатый меценат Беляев, состоялось первое исполнение Первой симфонии, которое было не понято критикой из-за его новаторских идей. Рахманинов расценил это как провал и мучительно болезненно воспринял это событие. Летом 1897 года состояние композитора было настолько тяжелым, что он сам не знал, как ему поступить. На почве переживаний у него развилась неврастения, мучительные боли в спине, руках и ногах. Он вообще перестал сочинять, если бы не доктор Н.В.Даль, который спас композитора от страшнейшей депрессии.”

    Сообщение учащегося о Прелюдии до-диез-минор: “ Прелюдия до-диез минор С.В. Рахманинова” Артамонов Максим <Рисунок 17>, <Рисунок 18>

    “…Тут произошло событие, которое встряхнуло, воодушевило и вселило некоторые надежды. Осенью 1898 года Александр Ильич Зилоти совершил концертное турне в Европе, Америке и Англии. Всюду он исполнял Прелюдию до-диез минор Рахманинова, и эту пьесу неизменно встречали бурными аплодисментами. Наряду с хорошо опробированным классическим репертуаром, составленным из произведений композиторов мирового масштаба успех доставался именно этой прелюдии Рахманинова. Английские и американские издатели тут же выпустили ноты, которые мгновенно распродались, и прелюдия Рахманинова зазвучала во всем мире. Сейчас вы услышите Прелюдию и с первых звуков прелюдии прозвучит основная короткая тема. Она поражает нас своей силой, лаконичностью, в ней композитор выразил дух России. Удивительно, что это произведение написано в раннем возрасте, но наполнено гуманизмом и всеобъемлющей любовью, верой в жизнь”. Предложить учащимся послушать Прелюдию до-диез-минор и определить форму произведения, характер каждой части. После прослушивания ответы учащихся : форма трехчастная с небольшой кодой.

    1 часть: повествовательная, мотив тревожный, суровый, похож на удары колокола, ему отвечают аккорды скорбного характера, темп медленный.

    2 часть: происходит смена темпа, порывистый характер, стремление вверх, наивысший предел звучности, сильное напряжение.

    3 часть: вырастает из 2 части, рояль звучит как целый оркестр, главная мелодия (тема) становится крупной, грозной.

    Заключение (кода) все стихает, напоминает удары колокола.

    Сообщение учащегося о Втором Концерте: “Второй концерт для фортепиано с оркестром – история создания” Минькина Катя.

    “…За сочинение Второго концерта для фортепиано с оркестром (он посвящен Н.В. Далю, известному доктору) Рахманинов принялся не сразу после лечения у Н.В.Даля, хотя, по его словам, в нем “зашевелились музыкальные идеи, и материала накопилось для моего концерта более, чем достаточно”.Сначала были созданы вторая и третья части Второго концерта (первая родилась позже). Их Рахманинов доверил проиграть на фортепиано А.Зилоти, который пришел в восторг и убедил композитора, что можно и нужно выйти с ними на эстраду. Успех превзошел все ожидания! О концерте было сказано, что в этом произведении много поэзии, красоты, тепла. Богатая оркестровка, жизнерадостная творческая сила Рахманинова на каждом шагу заявляет о его таланте. Первое исполнение Второго концерта для фортепиано с оркестром прошло 2 декабря 1900 года с громадным успехом”. <Рисунок 22> ,<Рисунок 23>

    Предлагается учащимся послушать первую часть Второго концерта С.В. Рахманинова. Предложить вопрос учащимся: В какой ответственный момент мы слышим эту музыку?

    Ответ учащихся: Во время празднования Праздника Победы 9 мая, после минуты молчания минуты молчания.

    Учитель: Важнейшим этапом в творческом развитии Рахманинова стало создание в 1909 году Третьего фортепианного концерта, который не уступает своему предшественнику по мелодическому богатству и красоте тем. Третий концерт наделен большей зрелостью и глубиной мысли. В этом же1909 году Рахманинов впервые успешно гастролирует в США. Подробнее о Третьем концерте очень выразительно говорит замечательный пианист нашего времени Николай Луганский. Далее предложить учащимся посмотреть фрагмент фильма №2 А. Кончаловского “Гении С. Рахманинов”, далее <Рисунок 24>, <Рисунок 25>

    Сообщение учащегося о Рахманинове-пианисте: “Рахманинов-пианист” – Спесивцева Анна.

    “…Рахманиновское исполнение-это подлинное творчество. Стремясь глубоко проникнуть в авторский замысел, Рахманинов открывал при этом в известных всем произведениях новые черты, находил новые, не замеченные другими музыкантами, краски. Он неизбежно вносил нечто свое, рахманиновское, в музыку других авторов. Если иногда его интерпретация не во всем соответствовала установившемуся представлению о стиле того или иного композитора, она все же всегда была внутренне оправдана…

    …В игре Рахманинова все предельно просто, естественно и выпукло. Мелодичность, мощь и полнота “пения” – вот первые впечатления от его пианизма…Феноменальный технический аппарат Рахманинова и совершенство его игры никогда не привлекают внимания сами по себе. Слушатель от начала до конца остается захваченным художественной, творческой стороной исполнения…”

    …Н.К.Метнер: “В равной степени огромный мастер как композитор, пианист, дирижер, он во всех своих проявлениях поражает нас главным образом одухотворением звуков, оживлением музыкальных элементов”…Его гигантская техника, его виртуозность служат лишь уточнением вдохновенных образов”.

    У Рахманинова были необыкновенно длинные пальцы и большие руки. Благодаря такой особенности он мог дотянуться левой рукой от ноты “до” до ноты “соль” следующей октавы, при этом нажимая еще несколько клавиш между ними. Эта замечательная физическая особенность, без сомнения, помогла композитору сформировать характер его фортепианных произведений, с его большими аккордами и широкими арпеджио, распределенными по всей клавиатуре. Обладая, по словам современников, “волшебными руками”, пианист никогда не ставил во главу угла техническое мастерство.

    Учащимся предлагается послушать Прелюдию соль-минор в исполнении С.Рахманинова и поанализировать форму произведения, характер каждой части.

    Учащиеся после прослушивания дают характеристику музыкальным образам прелюдии:

    Форма трехчастная

    1 ч. – тревожная, бурная, взволнованная;

    2 ч. – сомнение, ожидание, томная лирика;

    3 ч. – звучит мощнее, объемнее, чем первая часть

    Сообщение учащегося о жизни и творчестве Рахманинова после 1917 года “ Жизнь С.В.Рахманинова в эмиграции” Оршак Даша <Рисунок 26>, <Рисунок 27>

    “…С. В. Рахманинов воспользовался пришедшим неожиданно из Швеции предложением выступить в концерте в Стокгольме. В конце 1917 года он вместе с женой Натальей Александровной и детьми покидает Россию. Вначале он едет в Париж, затем перебирается в Швейцарию. С 1935 года композитор живет в США…. <Рисунок 28>

    … Наступает новый перерыв в творчестве Рахманинова, на этот раз значительно более длительный, чем предыдущий. Только спустя целое десятилетие композитор возвращается к сочинению музыки, сделав обработку трех русских народных песен для хора и оркестра и завершив Четвертый фортепианный концерт, начатый еще накануне Первой мировой войны. Рахманинов мучительно тосковал по родине, постоянно размышляя о том, не совершил ли он ошибку, покинув отчизну. Он жадно интересовался всем, что приходило из Советского Союза, и его интерес к своей обновленной родине был искренен, глубок. <Рисунок 29>, <Рисунок 30>

    …Он читал книги, газеты и журналы, приходившие из СССР, собирал советские пластинки. Возможно, все это послужило толчком для постепенного возрождения творчества Сергея Васильевича, создавшего в 1930-е годы такие прекрасные сочинения, как „Симфонические танцы”, Рапсодия на тему Паганини и Третья симфония.”

    Учитель: Последний концертный сезон Рахманинова – 1942-1943 годов – начался 12 октября сольным концертом в Детройте. Весь сбор с концерта 7 ноября в Нью-Йорке, в сумме 4046 долларов, Сергей Васильевич, как делал до этого не раз, опять отдал на нужды войны: часть пошла американскому Красному Кресту, часть была передана через генерального консула – России, стране, которую он никогда не забывал. После тяжелой болезни Рахманинов скончался в кругу своих близких в Беверли Хилз 28 марта 1943 года. <Рисунок 33>, <Рисунок 34>

    Предложить учащимся послушать “ Вокализ” С.В. Рахманинова и на фоне звучания этого произведения предложить учащимся вопросы и высказать свое мнение об услышанном и увиденном на занятии:

    1. Какие произведения С.В. Рахманинова вам особенно запомнились?
    2. Какие факты из биографии композитора вас заинтересовали?
    3. В чем своеобразие, уникальность рахманиновской музыки?
    4. Современна ли она сейчас – как вы думаете?
    5. Что вы нового узнали сегодня на этом занятии? Что впервые вы открыли для себя?
    6. Хотели бы вы, чтобы подобные занятия, посвященные жизни великих пианистов и композиторов, проходили чаще?

    Итог занятия: На примере биографии С.В. Рахманинова и его сочинений учащиеся смогли продемонстрировать свое умение работать с первоисточниками, самостоятельно подбирать материал на заданную тему, проявили навыки слушательской культуры, эмоциональной отзывчивости на предложенные музыкальные произведения.

    Предложить учащимся подготовить к следующему занятию материал о П.И. Чайковском: биографию композитора и сочинения для разбора и слушания, созданных П.И. Чайковским на разных этапах творчества.

    Литература

    1. “Сергей Рахманинов. Две жизни”./Б.С. Никитин. – М; Издательский дом “Классика – ХХ1”, 2008 – 208 с,ил.
    2. Воспоминания о Рахманинове. Том 1/Сост. З.Апетян. – М.: “Музыка, 1967 – 570 с.
    3. Воспоминания о Рахманинове. Том 2./Сост.З.Апетян. – М. “Музыка”, 1967 – 548 с.
    4. П.И.Чайковский, А.Скрябин,С.Рахманинов/Н.И.Енукидзе. – “РОСМЕН”, 2002. 112 с.
    5. Русская и советская музыка. Хрестоматия для учащихся старших классов/Cост.В.М.Блок, К.П.Португалов. – М.: “Просвещение”, 1977. – 238 с.
    6. Русская музыкальная литература. Выпуск 4./Общая редакция М.К. Михайлова, Э.Л. Фрид. – Л.: “Музыка”,1973. – 256 с.

    Приветствую участников содружества "Искусство звука"!

    С.В. Рахманинов - мой самый любимый композитор. Объяснить, почему это так, непросто. Вышло так, что с детства его музыка вызывает в душе что-то такое, необъяснимое, что-то такое, что заставляет сердце биться в унисон с его музыкой. И еще… музыка С.В. Рахманинова для меня ассоциируется с Россией, с ее природой, с русским народом. Мне кажется, что нет другого композитора, музыка которого так связана с Россией. Да, все мы знаем, что композитор часть жизни провел не в России, это так. Но, его музыка, его сочинения, написанные в то время, когда он жил в России, и тогда когда он ее покинул, остаются привязанными к России, в них тот же лейтмотив.
    В своем блоге я уже написал немало постов о музыке, но так вышло, что ни разу не обращался к творчеству моего самого любимого композитора. Сейчас, когда организовалось сообщество людей, преданных музыке, постараюсь восполнить этот пробел, и свой первый пост посвящаю С.В. Рахманинову.
    Намеренно в заголовке поста не указал, о каких именно прелюдиях С.В. Рахманинова идет речь, ведь их у него намного больше. Уверен, что большинство из вас догадалось о каких именно прелюдиях идет речь. Одна из них, вообще, как говорят, находится вне конкуренции, это прелюдия До диез минор соч. 3 №2.


    Вторая прелюдия, о которой хочу написать - Прелюдия соль минор соч.23 №5.


    «Музыка по сказкам Пушкина» - Добрые сказки. Царевна. Тромбон. Руслан. Иллюстрации к сказке. Образы Пушкинских сказок. Челеста. Сказки. Флейта. М.И. Глинка. Ель растёт перед дворцом. Море. Добрая песня. Месяц. Труба. Инструменты. Скрипка. Опера. Звезды.

    «Музыка и изобразительное искусство» - «Царевна-лебедь» М. Врубель. Владимир Картин «Лесное озеро» Вадим Секацкий «Водопад». Балет. Былина. Проблема урока. Зачем же любишь то, что так печально, Встречаешь муку с радостью такой? Мюзикл. Ты - музыка, но звукам музыкальным Ты внемлешь с непонятною тоской. Развивающие: развивать интерес к музыке через творческое самовыражение.

    «Основные средства музыкальной выразительности» - Можно описать любую мелодию. Темп. Мелодия. Ритм. Штрихи. Лад. Средства музыкальной выразительности. Тембр. СМВ. Примем СМВ за сердцевину цветка. Динамика.

    «Музыка как искусство» - В наше время. Музыка – частица нашей жизни. Музыка в кино. Музыка танца. Музыка – вид искусства. Музыкальное искусство Тамбовского края. Музыка – мир красоты, фантазии и глубоких чувств. Легенды о музыке. Красота родного края в музыке. Музыка на празднике. Музыка должна высекать огонь из сердца человека.

    «Птицы в музыке» - Символ мира. Русская народная песня - „Летят утки“. Александр Александрович Алябьев. Значение птиц в музыкальной культуре. Времена года. Подготовка первых пьес к изданию. Петр Ильич Чайковский. Русская народная песня - „Черный ворон“. М.И. Глинка - „Жаворонок“. Март. Родители. Детские и юношеские годы композитора.

    «Средства музыкальной выразительности» - 6.Одна из форм произведения. Средства музыкальной выразительности. 1. Один из видов лада. 7.Таким может быть темп. 4.Отрывисто, связно, отчётливо. 3.Как называется громкость звука? О чём идёт речь?

    Всего в теме 37 презентаций

    Свистельникова Елена Владимировна

    Преподаватель игры на фортепиано

    ГБОУ СПО СК Ставропольский краевой музыкальный колледж им. Сафонова,

    г. Минеральные воды

    Исполнительский и педагогический анализ

    Прелюдий Рахманинова ре мажор

    и соль минор

    сочинение 23

    Работа над художественным образом тесно связана с анализом исполняемого произведения. Анализ нужен не только исполнителю, но и педагогу. Умение анализировать и глубоко осмысливать нотный текст необходимо и при самостоятельной работе студентов над произведениями разных стилей.

    Данная работа посвящена исполнительскому и педагогическому анализу двух прелюдий Рахманинова ре мажор и соль минор соч. 23. Эти прелюдии привлекают, прежде всего, их высокими художественными достоинствами. Контрастные по характеру прелюдии ре мажор и соль минор относятся к числу характерных образов в творчестве Рахманинова.

    Богатство и разнообразие художественных образов прелюдий, их глубокое содержание, яркий концертный стиль изложения- все эти качества способствуют огромной популярности многих прелюдий.

    Прелюдии Рахманинова- не миниатюры в общепринятом смысле этого слова. Большинству из них свойственна не только масштабность образов, но и их интенсивное развитие. И в этом сказывается большая самобытность художника.

    Самым главным источником в работе над художественными образами этих произведений служат редакторские указания автора и фактура прелюдий. Известно, что Рахманинов сам редактировал все свои произведения, поэтому редакторские указания автора являются исключительно важным ключом к пониманию характера его произведений.

    Ре-мажорная прелюдия относится к числу ярких лирических высказываний Рахманинова. Плавность и напевность, широкое дыхание, светлый, мягкий колорит, импровизационный характер развития- эти черты придают музыке прелюдий привлекательность и поэтичность.

    Асафьев отмечает в рахманиновской задушевной лирике «наличие пейзажа, не живописно- изобразительного, а подслушанного в русском окружении чуткой душой музыканта».

    И действительно, многие страницы лирики Рахманинова ассоциируются с красотой русской природы, с бескрайними просторами нашей Родины. Вот почему М. Горький подметил, « как хорошо Рахманинов слышит тишину», а Репин, слушая ре-мажорную прелюдию, «увидел» озеро в весеннем разливе, русское половодье».

    Прелюдия написана в трёхчастной форме. Несмотря на общий лирический характер ей свойственна внутренняя динамика развития: спокойное, созерцательное настроение (первый раздел) сменяется более взволнованным (разработка), достигая в кульминации и в третьем разделе большой яркости чувства.

    Loading...Loading...