Презентация на тему «Записки Охотника» И. Тургенев

ПРОЕКТ по литературе:

Составление электронного альбома

«Словесные и живописные портреты русских крестьян»

(по рассказам из цикла «Записки охотника» И. С.Тургенева)

6 класс

2015-2016 учебный год

Иван Сергеевич Тургенев с детства любил природу родного края. Часто убегал он с одним из дворовых в глушь сада, который был для будущего писателя совершенно особым миром. «Эти деревья, эти зеленые листья, эти высокие травы заслоняли нас от всего остального мира», - писал он. Местные лесники и охотники рассказывали мальчику о жизни и повадках птиц, брали его с собой на охоту. Эта страсть и привела его в последующем к написанию знаменитых «Записок охотника», где Тургенев выступил как первоклассный художник-реалист.

В «Записках охотника» Тургенева - не только картины русской природы. Непритязательная обстановка крестьянской избы, хозяйственный двор у помещика, куры, копающиеся в навозе, лошади, обмахивающиеся хвостами, картинка конской ярмарки - вся эта проза обыденной жизни превращается у писателя в поэзию. Тургенев характеризует человека через окружающие его вещи, через обстановку домашнего быта, через описания природы.

В рассказе «Бирюк» автор описывает небольшую бедную избушку, в одном окошечке которой тускло светит огонек. А вот и описание самого дома: «Изба лесника состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок; два больших горшка стояли возле печки». Общее впечатление о скромной жизни крестьянина усиливается стоящей на столе лучиной, которая едва горит, «печально вспыхивая и погасая». Девочка лет двенадцати сидит на крошечной скамейке, одной рукой качая люльку, привязанную к концу длинного шеста на самой середине комнаты, другой рукой поправляя гаснущую лучину. Сердце героя заныло, когда увидел он эту невеселую картину.

Хозяин хибарки, лесник Фома, по прозвищу Бирюк, исправно трудится на своей должности, стараясь честно заработать жалкие гроши, которых и хватает-то лишь на кусок хлеба. Бирюка за честность боялись все мужики в округе: «Вязанки хворосту не даст утащить; в какую бы ни было пору, хоть в самую полночь, нагрянет, как снег на голову, и ты не думай сопротивляться, - силен, дескать, и ловок, как бес... И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет ».

Хозяин и рад бы чем-нибудь попотчевать гостя «Самовар бы я вам поставил, - говорит лесник, - да чаю у меня нету...» Снова осмотревшись вокруг, гость испытал еще более удручающее чувство. « Горький запах остывшего дыма неприятно стеснял мне дыхание», - рассказывает нам попавший в избу лесника барин. Девочка продолжала качать люльку, понурив свое печальное личико. Хозяйки у Бирюка не было: оставив ему маленького ребенка, она «с прохожим мещанином сбежала».

В рассказе «Бирюк» писатель затрагивает экономическую основу классовых отношений помещиков и крестьян. Однако главное зло он видит в рабском, бесправном положении крепостного крестьянина, в его личной зависимости от помещика. Крепостной гнет, насилие и издевательства рождали возмущение и протест в народной среде, мимо чего не мог пройти писатель-реалист Тургенев.

Голод и нищета толкают крестьян на воровство и различные ухищрения. Делал это и мужик, которого Бирюк поймал на рубке дерева. У него было «испитое, морщинистое лицо, нависшие желтые брови, беспокойные глаза, худые члены... ». Мокрый, в лохмотьях, с растрепанной бородой, «с голодухи» вышел он в эту дождливую ночь в лес. Крайнее уныние звучит в голосе крестьянина, когда тот просит отпустить его: «Ей- богу, с голодухи... детки пищат, сам знаешь...

Разорены... Круто, во как приходится... Нужда, Фома Кузьмич, нужда как есть...» Затем, понимая безвыходность своего положения, бедняк уже в отчаянии говорит: «Все едино - пропадать; куда я без лошади пойду? Пришиби - один конец; что с голоду, что так - все едино. Пропадай все: жена, дети - околевай все...»

Конечно, Бирюк отпустил мужика. Как же ему не понять его? Ведь его собственная жизнь не намного лучше.

«Бежин луг»- рассказ из цикла «Записки охотника».
Герой рассказа, Пётр Петрович, охотясь, заблудился в лесу и вышел к месту, которое местные жители называли Бежиным лугом. Здесь он заметил костёр, рядом с которым сидели люди. Подойдя поближе, он увидел мальчиков, которые стерегли табун лошадей. Они приняли Петра Петровича как доброго путешественника, а не как конокрада, которых сторожи лошадей всегда опасаются. Видно, было в его внешности что-то притягивающее и доверительное. Они по-братски пригласили его к огню и переночевать. Мальчиков было пять. Федя был одним из заводил, сын зажиточного крестьянина. Павел - немного неказист, но в нём чувствовалась железная воля. У Кости было необычное лицо, похожее на лицо белки, с задумчивым взором. Ваня был самый тихий, неразговорчивый мальчик лет семи. А у Илюши было неприметное лицо, но зато он знал много прибауток, легенд. Мальчики стали рассказывать друг другу разные поверья, связанные с нечистой силой. Конечно, все эти истории – выдумка, но ребята верят всему, ни в чём не сомневаясь. Для них это - развлечение, детские забавы. Тургенев душой проникся во внутренний мир крестьянских детей и понял их проблемы, радости, тревоги. Он сумел создать в своём повествовании несколько мальчишеских характеров и наделил этими характерами именно детей потому, что они более свободны в своих мыслях, чем взрослые. Их тоже ждёт взрослая трудная крестьянская жизнь с заботами и невзгодами, когда некогда балагурить и сочинять сказки.

В этом рассказе И. С. Тургенев создал также великолепные пейзажи, любовно описывая лучезарное солнце, воздушные облака, знойные запахи лета. Писатель подробно описывает летнюю ночь, все движения в природе накануне утра. Он как бы связывает воедино детей и природу, показывая мальчиков в их естественности и простоте. В этих описаниях мы видим мастерство художника.

Рассказ И. С. Тургенева «Муму» знакомит нас со временем крепостничества, раскрывает всю жестокость и несправедливость отношения господ к крепостным.

Герасим - главный герой рассказа, простой дворник, но единственный из всех героев, кто вызывает в нашем сердце не только сочувствие и сопереживание, но и искреннее уважение.
С первых страниц рассказа мы узнаем, что Герасим «славный был мужик» , трудолюбивый, сильный, могучий. Богатырской была не только внешность Герасима, но и его душа, и именно это отличало его от окружающих. Глухонемой от рождения, этот человек был способен на искреннюю любовь и дружбу, был ответственным и серьезным, отзывчивым и добросердечным.
Одинокое сердце Герасима было способно на трепетные и нежные чувства. Трогательно ухаживание этого работящего гиганта за робкой прачкой Татьяной, его нехитрые подарки ей. Стойко выносит он и понимание невозможности жениться на любимой девушке, потому что своенравная барыня выдает ее замуж за горького пьяницу. Так необходимые Герасиму любовь, верность, преданность он находит лишь в спасенной им от верной смерти собаке - Муму.

Как рад Герасим, что рядом с ним живет искренний и преданный друг!
Всю свою нежность и ласку отдает он собачке, платящей ему за хорошее отношение радостью и любовью. Но еще один удар постигает несчастного дворника: барыня велит избавиться от собаки. Верный своему долгу, Герасим сам берется выполнить настойчивое повеление барыни.

Но после смерти Муму его уже ничто не может удержать в господском доме. Никому не сказав ни слова, возвращается Герасим в родные места, к полям, сенокосу, незатейливой крестьянской жизни. Даже в тяжелых условиях своей подневольной жизни он сумел сохранить гордость и собственное достоинство, служа капризной и вздорной барыне, но не прислуживая ей.
Герасим протестует против одиночества, которое навязывала ему барыня, отняв у него любимую Татьяну и собачку Муму. После всех лишений он понял, что нужно бороться за своё счастье, за свою свободу.

«Своеобразие «народных портретов»
в цикле «Записки охотника»
Проект
И.С. Тургенева
Проект выполнил Лыков Степан,
ученик 6 «А» класса

Цель проекта:
­ выяснить, в чем заключается своеобразие
портретных характеристик
в цикле «Записки охотника»;
­ найти характеристики героев в рассказах
из цикла «Записки охотника»

с
Часто
знакомство читателей
героями
начинается с представления их внешнего
облика (внешности). Этот приём привлекает
читателя, и он уже не может оторваться от
рассказа (сказки).
Понятие «внешний облик» довольно широкое, оно
представляет характеристику человека по
многим параметрам.
Обратимся к портретным характеристикам
героев некоторых рассказов из цикла «Записки
охотника».

«Хорь и Калиныч»
В самом начале рассказа «Хорь и Калиныч», открывающего весь
цикл удивительных по содержанию и мастерских по форме
изложений, даётся противопоставление мужчин Орловской и
Калужской губернии.
В рассказе И.С.Тургеневым отмечена особенность внешнего
облика жителей двух соседних губерний:

Хорь – «старик – лысый, низкого роста, плечистый и плотный.
Склад его лица напоминал Сократа: такой же высокий,
шишковатый лоб, такие же маленькие глазки, такой же курносый
нос»
Калиныч же ­ человек лет сорока, высокого роста, худой.

«Малиновая вода»
Так в рассказе «Малиновая вода» различное социальное
положение находит отражение во внешнем виде героев.
Отличаются они не только описанием одежды, но и
внутренней характеристикой.
У ключа под названием «Малиновая вода» сидели два
старика. «Один, довольно плотный и высокого роста, а
темно­зеленом опрятном кафтане и пуховом картузе –
Михайло Савельев, по прозвищу Туман; другой, худенький
и маленький, в заплатанном сюртуке и без шапки. Лицо у
него маленькое, глазки желтенькие, волосы вплоть до
бровей, носик остренький, уши пребольшие, прозрачные,
как у летучей мыши… »

«Два помещика»

Первый помещик: отставной
Например, в рассказе «Два помещика» противопоставление по
росту является средством характеристики людей одинакового
социального положения, но разных по своим взгляда м и жизненным
позициям.

генерал­майор Вячеслав
Илларионович Хвалынский, «человек высокий и когда­то стройный,
теперь же несколько обрюзглый, но вовсе не дряхлый, в зрелом
возрасте» Он не хотел общаться с «дворянами небогатыми или
нечиновными, как с равными себе людьми… Хорош он бывает на
больших званых обедах, даваемых помещиками в честь губернаторов;
тут он в своей тарелке»
Второй помещик: «Мардарий Аполлоныч Стегунов ни в чем не
походил на Хвалынского: он едва ли где­нибудь служил и никогда
красавцем не почитался. Это был старичок низенький, пухленький,
лысый, с двойным подбородком… Гостей принимает он очень
радушно и угощает на славу независимо от их чинов и рангов…»

«Годы жизни Тургенева» - В 1841 г. Сблизился с Авдотьей Ермолаевной Ивановой. Пейзаж помогает понять человека. Поднялся гвалт, крик. VIII - Рассказ Гагина. XXI - Уехали! Анна - грация, миловидность, а Анастасия (Ася) - рожденная заново. Характер исповеди. История семьи Гагиных. И, наконец, встреча с Полиной Виардо. Пейзаж не просто фон, на котором развертываются события.

«Тургенев как писатель» - Спасское-Лутовиново. Акварель неизвестного художника. Ги Де Мопассан. Санкт-Петербург, Волково кладбище, «Литераторские мостки». Фото 1856. Сидят слева направо: И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, А.В. Дружинин, А.Н. Островский. Базаров. Литография В. Тимма. 1857. «Накануне» 1860. «Отцы и дети» 1862. «Дым» 1867.

«Жизнь и творчество Тургенева» - Тургеневские девушки похожи в главном - в отношении к идеалу жизни. Юность. Творец общественного мнения. Мать писателя. Образ тургеневской девушки не был неподвижным. Образ тургеневской девушки. Детство. Поселившись в Берлине, Тургенев усердно взялся за занятия. Кабинет писателя. Усадьба Тургенева Спасское-Лутовиново - родное гнездо великого писателя.

«Тургенев Записки охотника» - Изображение простого русского народа, крепостных крестьян. «Жизнь рода, семьи, клана глубока, узловата, таинственна, зачастую страшна». Литературные роды. Общественная значимость «Записок охотника». В.П. Тургенева – богатая и очень жестокая помещица. Усадебный пруд. Главный дом усадьбы. Современный Бежин луг.

«И.С.Тургенев» - Портрет. Какими были ваши ожидания? В избе Бирюка. Проанализировать: На что и почему вы обратили внимание до чтения? Интерьер. Речь героев. БИРЮК Зверь Волк-одиночка Нелюдимый, угрюмый человек. Рассказ И.С.Тургенева «Бирюк» Глубокий интерес автора к человеку. Что бы вам хотелось узнать о Бирюке? (Запишите свои вопросы).

  • Записки охотника - цикл рассказов Ивана Сергеевича Тургенева, печатавшихся в 1847-1851 году. В журнале«Собеседник» выпущенных отдельным изданием в 1852 году. Три рассказа написаны и присоединены автором к сборнику значительно позже.
История
  • В 1846 году Николай Некрасов и Иван Панаев начали издавать журнал «Современник»
  • В январе 1847 г. в первом номере обновленного журнала «Современник», которым к этому моменту «рулили» Некрасов, Панаев и Белинский во второстепенном отделе «Смесь», мелким шрифтом, среди заметок на агрономические и хозяйственные темы был опубликован с подзаголовком «Из записок охотника» очерк из народной жизни «Хорь и Калиныч». По-видимому, ни автор, ни редакция не рассчитывали на шумный успех и на серию продолжений. Однако именно с этого рассказа началась блестящая писательская карьера Тургенева.
  • Тургенев занял первое место, потому что направил всю силу своего высокого таланта на самое больное место дореформенной общественности - на крепостное право. Поощренный крупным успехом «Хоря и Калинича», он написал ряд очерков, которые в 1852 годубыли изданы под общим названием «Записки охотника». Книга имела большое историческое значение. Есть прямые свидетельства о сильном впечатлении, которое она произвела на наследника престола, будущего освободителя крестьян.
Записки охотника
  • «Записки охотника» включают в себя очерки, рассказы, новеллы. Каждый в отдельности очерк или рассказ- это самостоятельное художественно законченное произведение. Но в то же время «записки» составляют единый цикл, отличающийся поэтической цельностью. Поэтическая цельность «Записок охотника» достигается посредством введения образа рассказчика и постановки во всех очерках и рассказах общей проблемы. Первые очерки из «Записок охотника» создавались И. С. Тургеневым в период тесного общения с В. Г. Белинским и Н. А. Некрасовым, под их непосредственным идейным влиянием.
«Хорь и Калиныч»
  • Рассказ «Хорь и Калиныч» начинает цикл «Записки охотника». Этот очерк был напечатан в обновленном журнале «Современник», и его публикацией Тургенев совершил переворот в художественном решении темы народа.
  • В двух крестьянских характерах Тургенев представил коренные силы нации, определяющие ее жизнеспособность, перспективы их дальнейшего роста и становления. Но дальнейший рост и становление невозможно, если будет существовать крепостное право, которое пагубно влияет не только на крестьян, но и дворян. Тургенев показывает, что это общенациональное зло. Эта проблема поднимается не только в «Хоре и Калиныче», но и во всех остальных рассказах.
Характеристика героев.
  • Хорь – один из главных героев рассказа. Он – человек положительный, практический, административная голова, рационалист. Поселившись на болоте, Хорь сумел разбогатеть. Он обстроился, «накопил деньжонки», ладил с барином и прочими властями, расплодил большое семейство, покорное и единодушное Хорь говорил мало, посмеивался про себя, он видел насквозь своего хозяина. Хорь стоял ближе к людям, к обществу, его занимали вопросы административные и государственные. Познания его были довольно, по-своему, обширны, но читать он не умел. Хорь не мог жить без работы, он постоянно чем-нибудь занимался: то телегу чинил, то забор подпирал, то сбрую пересматривал. Жил он в усадьбе, которая возвышалась посреди леса, на расчищенной и разработанной поляне. Таким предстает перед нами Хорь. 
 .
  • Калиныч тоже главный герой рассказа, но он вовсе не похож на своего приятеля Хоря. Калиныч принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных. Он ходил в лаптях и перебивался кое-как. У него была когда-то жена, которой он боялся, а детей не было: Калиныч в отличие от Хоря, благоговел перед своим господином, объяснялся с жаром, «хотя и не пел соловьем, как бойкий фабричный человек». Калиныч был одарен такими преимуществами, которые признавал сам Хорь: «он заговаривал кровь, испуг, бешенство, выгоняя червей; пчелы ему дались, рука у него была легкая». Калиныч стоял ближе к природе, его более трогали описание гор, водопадов, чем административные и государственные вопросы. Жил в низенькой избе и не мог содержать хозяйство. Он умел читать, недурно пел и поигрывал на балалайке
  • Только музыка нравилась и Хорю, и Калинычу, она их объединяла. Хорь очень любил песню «Доля, ты моя, доля!» и это хорошо знал Калиныч. Только он начнет играть, как Хорь начинает подтягивать жалобным голосом. Здесь впервые заявляет о себе тема музыкальной одаренности русского народа. Такими предстает перед нами Калиныч.
  • 
Рассказ «Хорь и Калиныч» в цикле «Записки охотника» раскрывает внутренние силы русского человека, перспективы его дальнейшего роста и становления, раскрывает их одаренность, талантливость, их высокие духовные качества. Тургенев ведет читателя к мысли, что в борьбе с общенациональным врагом должна принять участие вся «живая Россия, не только крестьянская, но и дворянская.
Место в творчестве и проблематика.
  • Рассказы и очерки Тургенева охватывают и многие другие стороны русской жизни того времени. «Записки охотника» по своей проблематике и по своему авторскому видению мира явились своего рода увертюрой к дальнейшему творчеству Тургенева. В поэтических картинах родной природы, в лирических образах русских женщин, в исполненных тургеневского юмора и иронии зарисовках быта русского поместного дворянства угадывался будущий автор таких повестей, как «Ася», «Первая любовь», романов «Дворянское гнездо», «Отцы и дети». В рассказах «Бурмистр», «Контора» Тургенев выступает как сатирик, обличитель помещиков-крепостников, продолжатель дела Гоголя.

Слайд 1

«Записки Охотника»

И.С. Тургенев.

Слайд 2

Краткая историко- литературная справка.

Исследование произведения: «Певцы»

Слайд 3

«Жизнь рода, семьи, клана глубока, узловата, таинственна, зачастую страшна». И.А. Бунин «Суходол».

«Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… В моих глазах враг этот имел определённый образ, носил известное имя: враг этот был - крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил всё, против чего я решил бороться до конца - с чем я поклялся никогда не примеряться… Это была моя Аннибаловская клятва». И.С. Тургенев.

Слайд 4

«Все они (рассказы Тургенева) повествуют о крепостных и представляют собой не только детальное психологическое исследование, но даже доходят до идеализации крепостных крестьян, которые по своим нравственным качествам были выше их бессердечных господ…Вереница идеальных и трогательных крепостных крестьян, проходящая сквозь эти рассказы, изображала всю нелепость рабства, вызывая негодование многих влиятельных особ того времени». В.В. Набоков.

Слайд 5

Тургенев Иван Сергеевич. (28.X.1818- 22.VIII.1883) Прозаик, поэт, драматург, критик, публицист, мемуарист, переводчик. Родился в семье Сергея Николаевича и Варвары Петровны Тургеневых. Детство Тургенева прошло в родительском имении Спасском-Лутовинове, близ г. Мценска Орловской губернии; первым его учителем был крепостной секретарь его матери Федор Лобанов. К 14 годам Тургенев свободно говорил на трех иностранных языках и успел познакомиться с лучшими произведениями европейской и русской литературы.

Слайд 6

Варвара Петровна Лутовинова (1787 -1850)

«Сироты не бывают долго детьми. Я сама была сирота и очень чувствовала прежде других свою пользу … У меня не было матери; мать была мне как мачеха. Она была замужем, другие дети, другие связи. Я была одна в мире».

Слайд 7

Гербы Тургеневых и Лутовиновых.

Слайд 8

Тургенев полюбил охоту раньше, чем стал писателем, а литературную известность приобрел благодаря охоте.

Портрет Тургенева – охотника.

Слайд 9

1818 год 28 октября – день рождения И. С. Тургенева. 1847 год январь – опубликован первый рассказ из цикла «Записки охотника» «Хорь и Калиныч». 1852 год – вышли “Записки охотника” отдельной книгой., в которой насчитывается 25 рассказов и очерков, один из которых рассказ «Бежин луг».

Слайд 10

С 1847 года в журнале Некрасова «Современник» начинают появляться тургеневские рассказы, которые впоследствии автор объединяет в отдельную книгу и называет её «Записки охотника».

Слайд 11

«Лебедянь». «Татьяна Борисовна и её племянник» «Смерть». «Певцы». «Пётр Петрович Каратаев». «Свидание». «Гамлет Щигровского уезда». «Чертопханов и Недопюскин». «Конец Чекртопханова». «Живые мощи». «Стучит»! «Лес и степь».

«Хорь и Калиныч» «Ермолай и мельничиха». «Малиновая вода». «Уездный лекарь». «Мой сосед Радилов». «Однодворец Овсянников». «Льгов». «Бежин луг». «Касьян с Красивой Мечи». «Бурмистр». «Контора». «Бирюк» «Два помещика».

Слайд 12

Основная тема и идея «Записок охотника»

Тема. Изображение простого русского народа, крепостных крестьян. Оценка их высоких духовных и нравственных качеств; показ нравственного оскудения русского дворянства Идея. Протест против крепостного права.

Слайд 13

Слайд 14

История создания

«Певцы» написаны в августе-сентябре 1850 г. Первоначально рассказ назывался «Притынный кабачок». Заглавие «Певцы» принадлежит, вероятно, Н. А. Некрасову.

1850 г. И.С.Тургенев сообщал о прибавлении к «Запискам охотника» нового рассказа, в котором он «в немного прикрашенном виде» изобразил состязание двух народных певцов, очевидцем которого он сам был «два месяца назад» В воспоминаниях бывшего крепостного Тургенева, сельского учителя А. И. Замятина, свидетельствуется, что «Яшка-турчонок, сын пленной турчанки» - реально существовавшее лицо

Слайд 15

Современники о рассказе

Н.А.Некрасов сообщал Анненкову: «Приехал Тургенев написал два рассказа, которые найдете в XI № „Современника“. Один из них, „Певцы“, - чудо! И вообще это отличная поправка бедному „Современнику“, который в нынешнем году не может-таки похвалиться беллетристикой» И. С. Аксаков причислял «Певцов» к лучшим произведениям Тургенева.

Loading...Loading...