Осипов страшный суд. А

Cочетания слов «Страшный суд» нет в Священном Писании. Однако Церковь употребляет его, как соответствующее тому событию.

Что означает этот Суд? Не подумаем, что в течение всей человеческой истории Бог был любовью, а уж теперь, извините, - одна справедливость . Ничего подобного! Свт. Иоанн Златоуст очень сильно сказал о Божественной справедливости к человеку: “Если ты требуешь справедливости, то по закону правды нам следовало бы ещё в начале тотчас погибнуть ”.

Неразумно представлять Бога на этом Суде как какую-то греческую богиню правосудия Фемиду с завязанными глазами. Страшным судом этот последний акт в истории человечества, открывающий и начало его вечной жизни, называется потому, что здесь при последней трубе (1Кор.15;52) каждой личностью будет принято окончательное решение - быть ли ей с Богом или навсегда уйти от Него и остаться «вне» Царства. Христос и на Последнем суде останется неизменной Божественной любовью и не нарушит свободы человеческой воли.

Здесь необходимо напомнить о принципиально важном изменении, которое произойдет с человеком в конце бытия этого мира. По учению Церкви,повсеобщем воскресениичеловек вновь получает тело, восстанавливается полнота его духовно-телесной природы. Это возвращает человеку и волюк самоопределению, следовательно, и последнюю возможность обращения к Богу, духовного обновления и полного исцеления - в отличие от посмертного состояния души, которое полностью определялось характером земной жизни. Отсюда и страшность Последнего суда - человек навсегда решает свою вечную участь.

Трудно, конечно, представить, чтобы личность, перенесшая опыт геенны, где была бессильна самостоятельно избавиться от страданий, теперь в воскресении вновь приобретя вожделенную свободу, избрала прежний плен. Но это - тайна будущего века. Хотя, рассуждая по земному, можно как-то понять и страшный выбор ада людьми демоноподобными. Ведь, алкоголик добровольно не согласится жить среди непьющих, развратник - вместе с целомудренным, наркоман - со здоровыми… Существо с противоположными Богу свойствами не сможет находиться в атмосфере Божественной любви, чистоты, святости. Царство Духа Святого для существа с адским духом будет адом в адской степени. По этой причине святитель Иоанн Златоуст и говорит: «Потому Он [Бог] и уготовал геенну, что Он - благ» . Здесь та мысль, что поскольку для злого существа невыносимо пребывание с Богом, то Господь по Своей благости дает ему возможность быть вне Себя во « тьме внешней » (Мф. 8,12) . То есть Бог, до конца сохраняя неприкосновенной свободу разумной твари, проявляет свою благость по отношению к ней даже тем, что предоставляет ей в самой вечности находиться там, где она может и хочет быть.

Так можно несколько понять, что произойдет на Страшном суде. Не насилие над грешным человеком, не месть ему за его земные мерзости. Нет! Бог и на Страшном суде, повторяю, остается любовью. И на Суде вечная судьба каждой личности будет определяться этой Любовью в полном соответствии с духовными свойствами и свободой самоопределения самой личности. Не случайно преподобный Исаак Сирин говорил: “Неуместна человеку такая мысль, что грешники в геенне лишаются любви Божией… Но любовь силою своею действует двояко: она мучит грешников…и веселит собою соблюдших долг свой ” .

Возможно, что найдутся такие, ожесточение которых будет не в силах вынести смирения любви Божией. И Бог не нарушит их свободы. Потому двери ада могут быть заперты только изнутри самими его обитателями, а не запечатаны архангелом Михаилом семью печатями, чтобы оттуда никто не мог выйти, хотя бы и хотел этого. Ибо ад, по мысли преподобного Макария Египетского, лежит “в глубине сердца человеческого ”.

Мысль о том, что причиной пребывания грешников в аду, и прежде всего самого дьявола, является их свободное «не хочу Бога», высказывали целый ряд Отцов: Климент Александрийский (+ 217), свт. Иоанн Златоуст, свт. Василий Великий (+379) , преп. Максим Исповедник, преп. Иоанн Дамаскин, св. Исаак Сирин, св. Николай Кава сила (XIV в.) и другие.

«Бог и диаволу всегда предоставляет блага, но тот не хочет принять , - пишет преп. Иоанн Дамаскин. - И в будущем веке Бог всем дает блага - ибо Он есть источник благ, на всех изливающий благость, каждый же причащается ко благу, насколько сам приуготовил себя воспринимающим» .

Также рассуждает св. Николай Кава сила: «И в том различие между праведными и злыми, которые в одних находились узах и тому же подлежали рабству, что одни с неудовольствием переносили оное порабощение и рабство и молились, чтобы разрушено было узилище и разрешились оные узы, и желали, чтобы глава тирана сокрушена была пленниками, а другим ничто настоящее не только ни казалось странным, но они еще утешались, находясь в рабстве. И в оные блаженные дни были подобные им, кои не приняли воссиявшего в них Солнца, и старались, сколько можно, погасить Его, делая все, что, по их мнению, могло уничтожить лучи Его. Потому одни освободились от рабства в аде, когда явился Царь, другие же остались в узах » .

И еще об одном необходимо сказать с полной уверенностью: на Страшном суде перед каждым человеком, независимо от его земных убеждений, во всей силе и очевидности откроется всё нравственное величие крестного подвига Иисуса Христа, Его потрясающее самоуничижение ради нашего спасения - откроется Его невыразимая любовь. Как писал современный афонский старец архимандрит Ефрем (Мораитис): «Христос во время Своего Второго Пришествия покажет нам страдания Своей плоти, как доказательство любви к нам » . И трудно предположить, чтобы такая Любовь не тронула, точнее, не потрясла сердец воскресших людей. Посмотрите, какое сильное впечатление, несмотря на отдельные недостатки, произвел фильм «Страсти Христовы» М. Гибсона. А здесь перед лицом каждого откроется сама реальность Креста, вся сила любви Воскресшего. Без сомнения, это в огромной степени определит положительный выбор великого множества людей. Такому выбору, безусловно, будет способствовать и опыт земной жизни, наполненной мечтательной иллюзией ее вечности, и печальный опыт мытарств, показавших реальную «сладость» страстей - плоды жизни без Бога. Потому святой Исаак Сирин и писал: «Царство и геенна суть следствия милости, которые в своей сущности задуманы Богом по Его вечной благости , а не воздаяния».

Итак, на Страшном суде будет окончательно завершен процесс становления и самоопределения личности. На нем произойдет своего рода подведение итога не только земного, но и посмертного духовного пути человека, то есть всего его бытия в состоянии падения. Здесь перед лицом любви Божией каждый воскресший человек произнесет свое окончательное «да» или «нет» Богу. Вот почему этот Суд страшен, а не потому, что на нем Господь, забыв любовь, будет судить деяния человеческие «по всей справедливости». Святитель Феофан писал: «Господь и на страшном суде будет не то взыскивать, как бы осудить, а как бы оправдать всех. И оправдает всякого, лишь бы хоть малая возможность была » .

НЕДЕЛЯ О СТРАШНОМ СУДЕ

Неделя Мясопустная (о Страшном Суде) - предпоследнее воскресение перед Великим постом, в которое по уставу кончается употребление в пищу мяса. В это воскресение вспоминается грядущий Страшный суд (Мф. 25:31-46). Это напоминание необходимо для того, чтобы люди согрешающие не предались беспечности и нерадению о своем спасении в надежде на неизреченное милосердие Божие. Это напоминание о том, что нас будут судить .

Что значит Страшный суд? Это завершение человеческой истории в таком виде, в каком мы с вами ее сейчас имеем и имели раньше. И нередко, да и очень часто люди пытались как бы заглянуть сквозь время и представить себе, а когда же настанет этот Страшный суд? Многие пытались выдать желаемое за действительное, назначали сроки, времени, говорили, что они знают (когда это будет), но проходило это время, и эти предсказания не сбывались. Потому что не надо заниматься этим непродуктивным умозрением. Ибо Господь прямо сказал в завершении притчи о десяти девах, кстати, в этой же 25 главе Евангелия от Матфея, где и притча о Страшном суде, о том, что люди должны быть бдительны, и Он говорит: потому что не знаете ни дня, ни часа, когда придет Сын Человеческий. Единственное, что мы можем с вами сказать, что завершение этой истории, Второе Пришествие Господне придет не во время духовного расцвета человечества, а очевидно во время его духовного упадка.

О страшном суде Своем говорит сам Иисус Христос: «Наступит время, в которое все находящиеся в гробах услышат глас Сына Божия и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делающие зло в воскресение осуждения» (Ин 5:28-29). Отсюда видно, что пред наступлением последнего суда все умершие, по гласу Сына Божия, оживут, и добрые люди воскреснут для вечной жизни блаженной, а злые люди — для вечного осуждения. Картина Страшного Суда разительно изображена также самим Иисусом Христом в следующем: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы». Эти слова Евангелия - о тайне Первого и Второго Пришествия Христова. Первое Пришествие Его на землю было в уничижении, так что Его нельзя было отличить от других людей. Господь явился столь смиренно, что никто не заметил Его появления. Второе Пришествие будет совершенно иным. Первый раз Господь пришел не судить, но спасти мир. Второй раз Он придет для Последнего Суда.

Страшный Суд представляется многим отвлеченно-далеким, в то время как Господь — «близ, при дверех». Люди не веруют в вечные мучения или веруют, но думают, что все не так страшно будет, как говорится в Евангелии. Почему же? Ведь вся наша земная жизнь есть отдаленная тень истинной и полной жизни в Царстве Божием; как и все муки на земле суть лишь отдаленная тень ужасных мучений грешников в адском пламени. Как говорил святитель Николай (Велимирович): «Жизнь на земле - сколь бы возвышенна она ни была - все же растворена мукою, ибо здесь нет полноты жизни; как и мука на земле - сколь бы велика она ни была - все же растворена жизнью. Но на Страшном Суде отделится жизнь от муки, и жизнь будет жизнью, а мука будет мукою. И та, и другая пребудет вечно, каждая - сама по себе. Какова сия вечность - этого наш человеческий ум вместить не может. Тому, кто одну минуту будет услаждаться созерцанием лица Божия, покажется сие наслаждение тысячелетним. И тому, кто одну минуту будет мучиться с бесами во аде, покажется сие мучение тысячелетним».

Суд этот будет столь простым, что, кажется, нас не спросят ни о нашей вере, ни о том, как мы молились и постились или богословствовали, а только о том, были мы или не были людьми по отношению к другим людям. Однако в этой предельной простоте открывается тайна Воплощения Божия и Креста, и Воскресения, и Пятидесятницы. И Его Второе Пришествие во славе будет предваряемо явлением на небе Креста, являющего тайну двуединой заповеди.

Тайна Страшного Суда - тайна общего воскресения, воскресения каждого из мертвых. И это дано нам всем - никто, ни один человек не лишен этого. Мученики купили Царство своею кровью, отцы-пустынники обрели благодать подвигами воздержания, а мы, живя среди мира, можем достигнуть славы Господа самой простой человеческой помощью - накормить голодного, напоить жаждущего, бездомного приютить, утешить больного, посетить заключенного - это то, что может делать всякий. Это предлагается нам каждый день, из этого состоит вся жизнь.

Закон Божий: О Страшном Суде

О последнем, страшном суде Своем над всеми людьми, при втором Своем пришествии, Иисус Христос учил так:

Когда придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые ангелы с Ним, тогда Он, как Царь, сядет на престоле славы Своей. И соберутся пред Ним все народы, и Он отделит одних людей от других (верных и добрых от безбожных и злых), подобно тому, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец (праведников) по правую Свою сторону, а козлов (грешников) по левую. Тогда скажет Царь стоящим по правую сторону Его: «придите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира. Потому что Я алкал (был голоден), и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне».

Тогда праведники спросят Его со смирением: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице и пришли к Тебе?»

Царь же скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших (т. е. для нуждающихся людей), то сделали Мне».

Потом Царь скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и аггелам его. Потому что алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня».

Тогда и они скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не, послужили Тебе?»

Но Царь скажет им: «истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне». И пойдут они в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

Велик и страшен будет этот день для каждого из нас. Потому и суд этот называется Страшным, так как открыты будут перед всеми наши дела, слова, и самые тайные мысли и желания. Тогда уже не на кого нам будет надеяться, ибо Суд Божий праведен, и каждый получит по делам своим.

Толкования и изречения святых отцов на евангельскую притчу о Страшном Суде:

Велик будет страх и трепет и исступление в тот час, когда соберет Господь нелицеприятное судилище и отверзутся страшные книги, где написаны наши дела, слова и все, что в сей жизни думали скрыть от Бога, испытующего сердца и утробы...

Все облекуться там в душевное сокрушение, кроме одних совершенных. Восскорбят нечестивые, потому что не думали о конце; грешники — потому что не искали спасения в покаянии и милосердии к ближним. Восскорбят и любившие правду, если не пребыли постоянными, и каявшиеся, если не исправились благовременно. Когда увидят они там венцы победителей, тогда приведут себе на память жизнь свою; узнают полноту блаженства труждающихся и обремененных, узнают, как превосходна была жизнь их, сколь благ и милостив Господь к чтущим Его… (Прп. Ефрем Сирин) .

Страшный Суд! Судия грядет, окруженный несметным множеством Небесных Сил. Трубы гласят по всем концам земли и восставляют умерших. Восставшие полками текут на определенное место, к Престолу Судии, наперед уже предчувствуя, какой прозвучит в ушах их приговор, ибо деяния каждого окажутся написанными на челе естества их, и самый вид их будет соответствовать делам и нравам. Помилуй нас, Господи, помилуй нас! Восплачем теперь, если не реками слез, то хоть ручьями; если не ручьями, хоть дождевыми каплями; если и этого не найдем, сокрушимся в сердце и, исповедав грехи свои Господу, умолим Его простить нам их, давая обет не оскорблять Его более нарушением Его заповедей, — и ревнуя потом верно исполнить такой обет (Свт. Феофан Затворник) .

Есть ли кто теперь, кто верно судил бы о себе и был верно судим другими? Не то будет там: и себе и другим мы все будем открыты. Это всеобщее видение грехов потрясает грешника так, что ему легче было бы, если бы горы пали и покрыли его. Никому не миновать суда, все будет так, как написано в Евангелии. Поревнуй же заранее оправдать себя перед Богом, омывшись в слезах покаяния (Свт. Феофан Затворник) .

Ныне Святая Церковь напоминает нам о Суде Божием и тем хочет воодушевить своих чад на большие труды, а нерадивых пробудить от усыпления... Беда наша, что мы привыкли отдалять от себя час Суда... Но придется и нам предстать на Суд и дать отчет за дни и годы жизни... Не лучше ли каждый час держать себя так, как если бы Господь должен был явиться теперь?.. Враг знает силу этого помышления и всячески заслоняет его в нашей памяти... Ныне или завтра придет смерть и запечатлеет собою нашу участь навсегда, ибо по смерти нет покаяния... В чем застанет нас смерть - в том и предстанем на Суд... Запечатлейте образ Суда Божия в уме и сердце и всегда помните о нем (свт. Феофан Затворник) .

Кто, приведя себе на память Страшный Суд Христов, не смутится тотчас же в собственной совести, не будет объят страхом и неведением? Если и сознает он в себе исправление жизни, то, взирая на строгость Суда, на котором и малейшие недосмотры подвергаются исследованию, конечно, придет в ужас от ожидания страшных наказаний, не зная, чем для него закончится Суд. Божественный Суд, следуя неподкупному и правдивому приговору, в зависимости от нашего произволения уделяет каждому, что человек приобрел сам себе (свт. Григорий Нисский) .

Богословский комментарий на статью

профессора А. И. Осипова

«Что нас ждет на Страшном суде?»

Православная беседа №2, стр. 6 - 11

Будем знать, что есть некоторое богоприличие, как в одежде, пище, смехе и походке, так и в слове и молчании; тем паче, что мы, кроме других наименований и сил, чтим в Боге и Слово.

Свт. Григорий Богослов . Слово 27, против евномиан и о богословии первое или предварительное

1 . В данной статье, которая затрагивает такие весьма важные и глубокие положения веры как учение о Страшном суде и о загробной участи человека, прежде всего допущена серьезная ошибка в методике изложения этих истин для читателей духовно-просветительского журнала .

«Что означает Страшный Суд? Не подумайте, что в течение всей человеческой истории Бог был любовью, а уж на Страшном Суд, извините - теперь только по справедливости» . (с. 6)

В данном случае использован чисто риторический прием при помощи которого автор пытается привлечь интерес читателя к статье. Во-первых, такой метод применяется протестантскими проповедниками. Во-вторых, данный прием содержит в себе тонкую усмешку и наигранность, что неизбежно у читателя вызовет легкомысленное отношение к рассматриваемой теме.

Свт. Иоанн Златоуст: «Сколько от шуток происходит клятвопреступлений, сколько вреда, сколько сквернословия! Ныне время войны и битвы, бения и бодрствования, вооружения и приготовления к борьбе. В настоящее время вовсе не может быть смеху, ибо это - время мира… Посмотрим, откуда этот порок происходит. Или лучше посмотрим, каков должен быть святой? Он должен быть тихим, кротким, скорбящим, плачущим, сокрушенным. Следовательно, кто говорит шутки, тот не святой. Это позволительно только играющим на сцене.

Шутником называется человек не постоянный, на все готовый, нетвердый, нетвердый, изменчивый, делающийся всем. Но это не свойственно тем, которые служат Христу ».

2 . «Ничего подобного!»- пишет далее автор,- неразумно представлять Бога на этом суде как какого-нибудь деспота. Страшный Последний Суд называется не потому, что Бог «забывает» о любви и поступает по какой-то бездушной «правде», - нет, а потому что здесь происходит окончательное самоутверждение, самоопределение личности: способна ли она быть с Богом или уйдет от Него, останется вне Его навсегда». (с. 6)

«На Страшном Суде окончательная судьба человека решается им самим, его волей, он вновь обретает возможность покаяния, то есть духовного обновления, исцеления…Отсюда и особенность Страшного Суда: человек сам в последний раз и окончательно определяется, быть ему с Богом или добровольно отойти в неугасимый пламень и непрестающий тартар (холод) вечных страстей. Христос не может нарушить человеческую свободу». (с.8)

  • В статье делается попытка противопоставить божественную любовь божественной правде, правосудию и исключить его из божественных свойств.

Тем не менее, Церковь Христова, опираясь на свидетельства Священного Писания и Святых Отцов Церкви всегда учила о том, что правосудие является неотъемлемым свойством Божиим , которое не противоречит Его любви и благости, но сопутствует ей и ей растворяется.

Свт. Василий Великий : « Милостив Господь и праведен. Писание с милосердием Божиим всегда соединяет правду, научая нас, что и милость Божия - не без суда, и суд не без милости. Бог и милуя, с рассуждением и мерою оказывает милосердие достойным, и судя, с пощадою нашей немощи производит суд, наказывая нас более по человеколюбию, нежели для воздаяния равным за равное».

Свт . Григорий Богослов : «Ибо праведный и человеколюбивый Судия наших дел всегда ценит заслуги наши, соображаясь с родом жизни каждого».

Макарий (Булгаков), митрополит Московский : «Под именем правосудия или правды здесь разумеется в Боге такое свойство, по которому Он воздает всем нравственным существам, каждому по заслугам, и именно: добрых награждает, а злых наказывает».

Прп. Иустин Попович : «Последний всеобщий суд будет судом абсолютной правды и абсолютной милости Божией, так как Господь будет судить всех и каждого по Своей бесконечной правде и бесконечной милости, так что никто не сможет обвинить Бога в несправедливости или в немилости».

  • В статье утверждается, что на Страшном Суде человек сам определяет свою вечную участь.

Данное утверждение не имеет никакого основания ни в Священном Писании, ни в Священном Предании.

Во-первых, потому, что после своей смерти человек сам не может изменить своего положения, поскольку он лишен свободы выбора и возможности покаяния.

Свт. Кирилл Иерусалимкий : «…время покаяния и отпущения грехов ограничивается только сею жизнию».

Свт. Василий Великий: «настоящее время есть время покаяния и отпу щения грехов, а в будущем веке праведный суд и воздаяния ».

Во-вторых , и на Частном Суде и на Страшном Суде Бог Сам лично выступает в качестве Судии и Мздовоздаятеля, Он определяет участь человека, а человек является подсудимым.

Приити имать Сын человеческий во славе отца своего со Ангелы своими: и тогда воздаст комуждо по деянием его. (Мф. 16, 27)

Свт Иоанн Златоуст : «По отшествии из здешней жизни, мы предстанем на страшный суд, отдадим отчет во всех делах своих».

Ни у кого из Святых отцов Церкви мы не встречаем мысли о том, что во время Страшного Суда человек вновь обретает возможность покаяния .

  • В статье также утверждается, то «Страшный Суд - это такой момент, когда будет подведен итог всего жизненного и посмертного духовного пути, когда процесс роста, процесс становления, самоопределения личности будет закончен» (с. 8 )

Церковь же лишь учит о том, что после Страшного Суда усугубится и достигнет полноты блаженство праведных и страдания грешников.

Послание Восточных Патриархов : «Веруем, что души умерших блаженствуют или мучатся, смотря по делам своим. Разлучившись с телами, оне тотчас переходят или к радости, или к скорби; впрочем не чувствуют ни совершенного блаженства, ни совершенного мучения; ибо совершенное блаженство или совершенное мучение каждый получит по общем воскресении, когда душа соединиться с телом…».

Митрополит Макарий : «Это мздовоздаяние после всеобщего суда будет полное, совершенное, решительное. Полное: т. е. не для одной только души человека, как после частного суда, а для душа вместе и для тела».

Единственное, что может до Страшного Суда изменить временную загробную участь человека, облегчить его состояние - это молитва Церкви, и в особенности принесение Бескровной Жертвы.

Послания Восточных Патриархов : «Облегчение же получают они, по бесконечной благости, через молитвы Священников и благотворения, совершаемые за умерших; а особенно силою бескровной Жертвы…».

  • В статье утверждает, что Последний Суд получил наименование Страшного потому, что « человек сам в последний раз и окончательно определяется , быть ему с Богом или добровольно отойти в неугасимый пламень».

Однако, как мы уже заметили выше, никакого самоопредления, как учит Церковь Христова, человека на Суде не происходит.

Последний Суд именуется Страшным потому, что:

На нем будет всецело явлена правда Божия

Свт. Григорий Богослов: «…суд сей будет единственный, окончательный и страшный, а еще более праведный , нежели страшный, или, лучше сказать, потому и страшный, что он праведен ».

Прп. Иустин Попович : «Страх и ужас Страшного суда для грешников будет состоять прежде всего в том, что в это мгновение все они ясно осознают и со всей очевидностью увидят, что Иисус Христос действительно воплотился ради спасения всех, пострадал за всех…, Он есть единый Спаситель людей…Тогда каждый, кто при жизни на земле не поверил во Христа как Бога и Спасителя, неодолимо почувствует всем своим существом, что этим самым он еще на земле осудил себя на вечные муки (Ин.3, 18; 5, 24 )».

3 . В статье утверждается, что муки грешников не являются вечными .

«Григорий Чудотворец и Григорий Нисский, родной брат Василия Великого, также считали, что вечные муки не бесконечны. Ибо понятие вечности не означает бесконечности». (с. 10)

Ошибочность высказанных мнений и их несогласие с учением Церкви состоит:

А) в том, что слово « век », используемое в Священном Писании многозначно. Оно означает и столетие, и многие века, описывающие земную историю, и век вечный, то есть вечность.

Б) в отношении жизни будущей слово век означает нескончаемую вечность.

Прп. Иоанн Дамаскин : «А вечная жизнь и вечное мучение обозначают нескончаемость будущего века».

В) мнение о конечности мучений и всеобщем апокатастасисе высказывались только свт. Григорием Нисским и были им заимствованы у Оригена. Тем не менее, это мнение не принято Церковью и отвергнуто.

Деяния V Вселенского Собора : «И так, если и божественное Писание и Святые Отцы ясно научают нас, что не будет конца мукам нечестивцев и обожаемых их демонов, то о каком восстановлении мечтают единомышленники Оригена, когда мучения бесконечны ? Ибо святая Церковь Христова как праведным возвещает вечную нескончаемую жизнь, так и нечестивцам возвещает нескончаемое мучение ».

Церковь Христова учит о вечности мучений грешников и вечности блаженства праведных.

Прп. Иоанн Дамаскин : «Ибо время по воскресении уже не будет исчисляться днями и ночами, или лучше - тогда будет один невечерний день; так как Солнце правды ясно будет светить праведным, а для грешных настанет глубокая нескончаемая ночь ».

Относительно приводимых в статье высказываний прп . Исаака Сирина заметим, что его взгляды необходимо рассматривать через призму учения всей Церкви Христовой, а не пытаться его личные мнения противопоставлять учению Церкви. Какраз этого в статье и не сделано.

4. Высказывания о предоставлении Богом человеку «возможности быть там, где он может» после последующей кончины .

Однако это мнение автора также противоречит учению Церкви о Боге как Судие, а человеке как подсудимом. Ненарушимость свободы человека Богом заключается не в предоставление человеку выбора во время Всеобщего Суда, а в том, что Бог являет свой праведный суд над душой, вынося его сообразно прожитой жизни, не меняя ее духовно-нравстенное состояние.

5. В статье также приписывается мнение святителю Григорию Богослову «о возможности посмертного спасения через ад или, как он сам выражался, посредством крещения в огне». (с. 11)

  • Во-первых, святитель Григорий Богослов в завершающей части своего 39 Слова не говорит утвердительно, а лишь делает некое предположение. Он говорит: « Может быть они будут там крещены огнем... »
  • Во-вторых, свт. Григорий не говорит о спасительности этого вида крещения, а лишь об «очищении им от греха», что не равносильно спасению.
  • В-третьих, в этом же слове свт. Григорий приводит пять видов крещения: Моисеево в водах Чермного моря, Иоанна Крестителя, Христово крещение, крещение мученичеством и кровью, крещение слезами.

И только два из них совершенны, то есть спасительны - это крещение, данное Господом и крещение мученичеством. . Первое, Моисеево, является крещением очищения, второе, Иоанново - покаяния, а четвертое, слезами - помилования от Бога. «А что касается того, что души освобождаются благодаря некоему, имеющему характер помощи, очищающему страданию и временному огню, обладающей такой очистительной силой, - этого мы не находим ни в Писаниях, ни в молитвах и песнопениях, бываемых об усопших, ни в словах Учителей ».

6. Отсюда видна несостоятельность другой фразы автора со ссылкой на

1 Кор. 3, 13-15: «Страшный путь - войти в Царство, пройдя геенский опыт «блага» вне Бога…Прекрасный образ, показывающий, что и состояние спасения может быть различным: для одних оно со славой, честью, наградой, другой спасется, но как из огня».(с. 11)

Свт. Марк Эфесский опровергая ложность учения латинян о спасении грешников из огня подчеркивал:

Свт. Марк Эфесский : «Ибо выражение, что «грешник спасется якоже огнем», означает, что он пребудет мучимый в огне и не уничтожится вместе со воими злыми делами и душевным злым устроением».

Вывод :

Из вышеприведенного анализа тезисов статьи проф. А. И. Осипова необходимо заключить, что в статье

  • Делаются серьезные искажения учения Церкви Христовой о Страшном Суде, о состоянии душ усопших после смерти,
  • Приводимые цитации Святых Отцов вырываются из общего Предания Церкви и фактически противопоставляются ему,
  • Приписываются некоторым Святым Отцам мнения, которые ими не высказывались.

Поэтому необходимо признать, что данная статья не выражает учения Православной Церкви, она его искажает, опасным образом внося в умы читателей мнения и воззрения, осужденные Церковью.

От «Православного Апологета»: Несмотря на то, что статья проф. А. И. Осипова появилась уже более чем год назад на страницах известного православного журнала «Православная беседа», тем не менее, мы сочли нужным поместить ее на нашем сайте. И главной причиной для этого послужило активное распространение идей этой статьи в церковной среде и правосланом академическом студенчестве. Надеемся, что данная статья даст возможность для объективной оценки высказываемых проф. А. И. Осиповым идей, которые невозможно назвать иначе как неправославными и еретическими.

Иеромонах Сергий Троицкий, кандидат богословских наук

Что означает Страшный Суд? Не подумайте, что в течение всей человеческой истории Бог был любовью, а уж на Страшном Суде, извините, - теперь только по справедливости.

Ничего подобного! Неразумно представлять Бога на этом Суде как какого-нибудь деспота. Страшным Последний Суд называется не потому, что Бог "забывает" о любви и поступает по какой-то бездушной "правде", - нет, а потому что здесь происходит окончательное самоутверждение, самоопределение личности: способна она быть с Богом или уйдет от Него, останется вне Его навсегда. Но может ли такое быть? Хотя это и тайна будущего века, однако психологически понять отверже­ние Бога можно.

В качестве примера приведу один случай. Однажды в старые, добрые времена один сельский учитель спас от смерти петербургского аристократа, который, зимой сбился с пути. Его занесло снегом, и он погибал. Сами понимаете, насколько благодарен был ему спасенный. И вот через какое-то время он пригласил учителя в Петербург и устроил в его честь великосветский прием, созвав своих родных и друзей. Кто бывал на больших приемах, представляет, в каком положении оказался учитель, увидев перед собой множество вилок, ножей, тарелочек и прочих принадлежностей тожественного стола, которых он никогда глаза не видел. Не быв ни разу в жизни на таких приемах, бедняга не знал, что делать: то возьмет что-то не той рукой, не знает, как за кушанье приняться, сидит, обливаясь холодным потом. В его честь произносятся тосты, а он не умеет и ответить. Изнемогая от жажды, он выпил воду из овального блюдечка, стоящего перед его тарелками. И каков был его ужас, когда он увидел, как гости омывают свои пальчики в этих тарелочках. Тут он вообще чуть в обморок не упал. Так этот великолепный прием стал для нашего учителя настоящим адом. Потом всю оставшуюся жизнь он нередко век кивал по ночам в холодном поту - ему вновь снился этот великосветский прием в его честь.

Вы, наверное, понимаете, к чему я это говорю. Что такое Царство Божие? Это духовное единение с Богом, Который есть бесконечная полнота любви, кротости и смирения. И вот теперь представьте себе, как будет себя чувствовать в этом Царстве человек, который наполнен свойствам прямо противоположными: ненавистью: злобой, лицемерием... Чем было бы для него Царство Божие, если бы он вдруг оказался в нем? Тем самым, чем был для бедного учителя аристократический прием. Для него Царство Бога было бы адом в адской степени. Злобное существо не может пребывать в атмосфере любви, атмосфере Царства Бога.

Теперь становится понятным, что может произойти на Страшном Суде. Не насилие над личностью, подобно ток как древнегреческая богиня Фемида с завязанными глазами отправляет людей - одного направо, другого налево - в зависимости от их дел. Нет! Бог есть Любовь. Не случайно преподобный Исаак Сирин говорит: "...мучимые в геенне поражаются бичом любви... терпят мучение, вящее всякого... возможного наказания. Неуместна человеку такая мысль, что грешники в геенне лишаются любви Божией... Но любовь силою своею действует двояко: она мучит грешников... и веселит собою соблюдших долг свой".

Возможно, будут личности, сознательно отвергшие любовь Божию. Но человек, отвергающий Бога, уходит сам, и это для него благо, ибо его ненависть не в силах вынести пламени любви Божией. Так же, как для сельского учителя мучением оказался великолепный прием в его честь.

Бог не нарушает нашей свободы. И поэтому двери ада, если хотите, могут быть заперты только изнутри - самими его обитателями. Там остаются только те, которые сами не захотели или не захотят из него выйти.

Мысль о том, что причиной пребывания грешников в аду, не исключая самого диавола, является их свободное "не хочу", высказывали целый ряд отцов: Климент Александрийский, святитель Иоанн Златоуст, святитель Василий Великий, преподобный Максим Исповедник, преподобный Иоанн Дамаскин, преподобный Исаак Сирин, святой Николай Кавасила и другие.

Здесь необходимо сказать о принципиально важном изменении, которое произойдет с человеком в конце бытия этого мира. Из учения святых отцов вытекает, что по всеобщем воскресении человек вновь обретает свою природную полноценность и с ней свободу и волю к самоопределению. На Страшном Суде окончательная судьба человека решается уже им самим, его волей, он вновь обретает и возможность покаяния, то есть духовного обновления, исцеления - в отличие от посмертного состояния души, которое полностью определялось характером ее духовности. Отсюда и особенность Страшного Суда: человек сам в последний раз и окончательно определя­ется, быть ему с Богом или добровольно отойти в неугасимый пламень и непрестающий тартар (холод) вечных страстей. Христос не может нарушить человеческую свободу.

И еще об одном факте можно с полной уверенностью говорить: на Страшном Суде перед каждым человеком, веровавшим и неверовавшим, во всей силе и яркости откроется великий подвиг Христов, Его жертвенная любовь, Его потрясающее самоуничижение ради спасения человечества. И трудно предположить, чтобы такая Жертва не тронула, точнее, не потрясла сердец воскресших людей. Посмотрите, какое большое впечатление, несмотря на все свои недостатки, произвел фильм "Страсти Христовы" Гибсона. А здесь перед лицом каждого откроются сама реальность Креста и Слава Воскресшего. Без сомнения, это в огромной степени определит положительный выбор великого множества людей. Такому выбору, конечно же, будет способствовать и печальный опыт мытарств, показавших действительную "сладость" страстей и пребывания без Бога.

Еще раз подчеркну: Страшный Суд - это такой момент, когда будет подведен итог всего жизненного и посмертного духовного пути, когда процесс роста, процесс становления, самоопределения личности будет закончен. Этот момент действительно страшен, и дай Бог, чтобы он вершился с великой пользой для всех людей.

Геенна

Какова же вечная участь тех, кто не старался жить добродетельно, а проводил жизнь в страстях, во зле, как все мы, а то и вообще в Бога не верил? Вопрос будущей жизни человека волновал всех и всегда. Но сложность его понимания заключается не только в том, что это закрыто нас непроницаемой завесой, но и в том, что вечность - это совсем не время и для человеческого сознания, погруженного в поток времени невозможно даже представить. Но в этом и нет необходимости. Господь дал Свое Откровение только с одной единственной целью - привести человека к спасению (тогда все и увидим "лицем к лицу" - 1 Кор. 13:12), а не с тем, чтобы преждевременно открыть тайны будущего века любопытствующему рассудку. Потому всё Откровение носит педагогический, воспитательный, а не отвлеченно-познавательный характер. С той целью и возвещается о рае и аде. В Откровении нет бесполезных сообщений, в нем всё глубоко сотериологично. Оно говорит лишь столько и то, что необходимо и полезно человеку в земной жизни для наследия жизни будущей. Потому и Церковь устами святых отцов и голосом постановлений Вселенских Соборов просто возвещает, повторяя Евангелие: да, для праведных будет царство вечной жизни и света, а грешные пойдут в муку вечную. И точка. Даже не ставился за редчайшими исключениями, такой мучительный для многих вопрос: как понять учение о Боге любви, если Он, зная, что эти люди поп нут, дал им жизнь?

Вопрос имеет серьезное апологетическое чтение. Но любой разумный человек понимает, что если даже в познании этого тварного, пространственно-временного мира мы наталкивается на непреодолимые границы, то тем более это должно иметь место в отношении того мира, будущая жизнь - просто тайна. Бердяев точно сказал, что эта проблема "есть предельная тайна, не поддающаяся рационализации".

Может быть, поэтому самым разумным на этот вопрос мог быть такой искренне смиренный ответ. Мы не знаем, что такое вечность; нам не открыто, что такое новое небо и новая земля; нам не понять жизнь в новом теле, потому оставим мечту решить уравнение со многими неизвестными; склонимся перед любовью и премудростью Божией, поверим, что у Него не может быть ни неправды, ни мести, но есть только безграничная любовь, и, следовательно, вечность для каждого человека будет самой полезной и соответствующей его духу. Преподобный Иоанн Дамаскин писал об этом вполне определенно: "Бог и диаволу всегда предоставляет блага, но тот не хочет принять. И в будущем веке Бог всем дает блага - ибо Он есть Источник благ, на всех изливающий благость, каждый же причащается ко благу, насколько сам приуготовил себя воспринимающим".

В связи с этим приведу мысль святого Исаака Сирина, великого подвижника VII века и бесспорного авторитета в духовной жизни: "Если человек говорит, что лишь для того, чтобы явлено было долготерпение Его, мирится Он с ними (грешниками) здесь, с тем, чтобы безжалостно мучить их там, - такой человек думает невыразимо богохульно о Боге... Такой (человек)... клевещет на Него". "Где любовь, там нет возмездия; а где возмездие, там нет любви. Любовь, когда совершает добрые дела или исправляет прошлые поступки, не воздает тем самым за дела прошлого.

Но заботится она о том, что наиболее полезно в будущем: она исследует грядущее, а не прошедшее".

"Хотя и (говорится) о ярости, гневе, ненависти и прочем применительно к Создателю, мы не должны представлять, что Он также и делает что-либо из гнева, ненависти или зависти. Многие образы употреблены в божественных Писаниях по отношению к Богу, которые весьма далеки от естества Его".

"Он (Бог) ничего (не делает) ради возмездия, но взирает на пользу, которая должна произойти от Его (действий). Одним из таких (предметов) является геенна... Не для того милосердный Владыка сотворил разумные существа, чтобы безжалостно подвергнуть их нескончаемой скорби, - тех, о ком Он знал прежде их создания, во что они (превратятся после сотворения), и которых Он (всё-таки) сотворил ".

Григорий Чудотворец и Григорий Нисский, родной брат Василия Великого, также считали, что вечные муки не бесконечны. Ибо понятие вечности не означает бесконечности. Множество людей, споткнувшихся на мытарствах и оказавшихся в вечных муках, по молитвам Церкви выходят оттуда и входят в Царство Божие. Вспомним хотя бы историю с императором Траяном! Всё это говорит о том, что состояние вечности не означает безусловной окончательности, оно может измениться, и только в положительную сторону. А вот еще слова Исаака Сирина: "Если бы Царство и геенна с самого появления добра и зла не были предусмотрены в сознании Благого Бога нашего, тогда не были бы вечными помыслы Божий о них; но праведность и грех были известны Ему прежде, чем они проявили себя. Таким образом, Царство и геенна суть следствия милости, которые в своей сущности задуманы Богом по Его вечной благости, а не (следствия) воздаяния, даже если Он и дал им имя воздаяния".

Обратим внимание: Исаак Сирин хочет сказать, что все деяния Божий промыслительны, что они исходят только из любви. Нет у Бога воздаяния, то есть, нет мести, нет гнева, нет наказания, как это бывает здесь, на земле, когда мы наказываемы людьми за какие-то проступки. Все действия Божий продиктованы только любовью.

Он уподобляет Бога отцу, который не ради на­казания, а ради пользы, и только пользы, ставит ребенка в ситуацию, которую тот по неразумию может воспринимать как наказание, но она, оказывается, дана ради его блага. Поразительно утверждение Исаака Сирина, что сама геенна есть не что иное, как последнее промыслительное средство любви, которое использует Бог в качестве спасения человека: "Не для того милосердный Владыка сотворил разумные существа, чтобы безжалостно подвергнуть их нескончаемой скорби!" Здесь, можно сказать, впервые с такой ясностью дан святоотеческий ответ на вопрос: зачем существует геенна? И он оставляет надежду на наступление того "времени", когда "будет Бог все во всем" (1 Кор. 15:28).

"Царство Божие и геенна огненная - следствия милости, а не воздаяния, даже если Бог и дал им имя - воздаяние!" Как это понять? Определенным ответом служат слова святителя Иоанна Златоуста: "Потому Он (Бог) и уготовал геенну, что Он - благ". Эти слова указывают на то, что для человека с адским состоянием души невыносимо пребывание с Богом, и Господь по Своей благости дает возможность такому существу быть вне Себя. То есть Бог, до конца сохраняя неприкосновенной свободу, разумной твари, проявляет свою благость по отношению к ней тем, что предоставляет ей возможность быть "там", где она может быть. Ибо "адские муки, - как писал протоиерей Сергий Булгаков, - происходят от нехотения истины, ставшего уже законом жизни".

Святитель Григорий Богослов, не дерзая присваивать себе Суд Божий, как известно, допускал возможность посмертного спасения через ад или, как он сам выражался, посредством крещения в огне. Он писал, правда, о тех людях, которые умерли вне границ исторической Церкви: "Может быть, они будут там крещены огнем - этим последним крещением, самым трудным и продолжительным, которое поедает вещество, как сено, и потребляет легковесность всякого греха".

Из утверждений святых отцов, предполагавших возможность спасения из адского огня, глупый (простите за это выражение) человек может сделать вывод:

Ага, значит, если муки не бесконечны, то можно жить без оглядок на них, жить в свое удовольствие!

Но послушайте, с какой силой святой Исаак Сирин предупреждает такое легкомыслие: "Остережемся в душах наших… и поймем, что, хотя геенна и подлежит ограничению, весьма страшен вкус пребывания в ней, и за пределами нашего познания - степень страдания в ней".

Страшный путь - войти в Царство, пройдя гееннский опыт "блага" вне Бога. Апостол пишет: "Каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня" (1 Кор. 3:13-15). Прекрасный образ, показывающий, что и состояние спасения может быть различным: для одних оно со славой, честью, наградой, другой спасется, но как из огня.

Кто захотел бы получить какое угодно колоссальное наследство, но пройдя через долговременные и жестокие пытки страшных садистов? Уверен, никто из тех, кто имеет представление об этом и тем более опыт тяжелых страданий. Когда российские представители на одной международной конференции демонстрировали видеокассеты, где было записано, что делали бандиты в Чечне с военнопленными, многие не могли этого вынести: закрывали глаза, уходили из зала. Даже смотреть невозможно - а если самому подобное испытать? Действительно, ни за какие блага! Так и с геенной: если бы только можно было показать, какие страдания переносит человек, когда в нем во всей силе откроются и начнут действовать страсти, то никто не захотел бы, наверное, пожить сейчас "как следует" - а там - что будет. Нет, избави Бог, - только бы не попасть в те страшные руки!

Вот почему мы слышим в Священном Писании такие сильнейшие предупреждения: "...и пойдут сии в муку вечную" (Мф. 25:46), "извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов" (Мф. 8:12). Вот почему с такой настойчивостью, с такой силой, ссылаясь и на постановления Вселенских Соборов, Церковь предупреждает нас об угрозе вечных мучений. Любовь не может не сделать всего того, что можно, чтобы спасти любимого от страданий. Поэтому "остережемся в душа наших, возлюбленные"!

Алексей Осипов ,
профессор Московской духовной академии
Православная беседа № 20, 2007

Выбери жизнь со Христом!

"Ибо так возлюбил Бог мир,

что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин.3:16)


"Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих…" (Втор. 30:19-20)

Самого сочетания слов «Страшный Суд» нет в Священном Писании. Однако Церковь употребляет его как соответствующее тому событию.

Что означает этот Суд? Не подумаем, что в течение всей человеческой истории Бог был Любовью, а уж теперь, извините, - одна справедливость . Ничего подобного! Свт. Иоанн Златоуст очень сильно сказал о Божественной справедливости к человеку: «Если ты требуешь справедливости, то по закону правды нам следовало бы еще в начале тотчас погибнуть».

Неразумно представлять Бога на этом Суде как какую-то греческую богиню правосудия Фемиду с завязанными глазами. Страшным Судом этот последний акт в истории человечества, открывающий и начало его вечной жизни, называется потому, что здесь «при последней трубе» (1 Кор. 15; 52) каждой личностью будет принято окончательное решение - быть ли ей с Богом или навсегда уйти от Него и остаться «вне» Царства. Христос и на Последнем Суде останется неизменной Божественной Любовью и не нарушит свободы человеческой воли.

Здесь необходимо напомнить о принципиально важном изменении, которое произойдет с человеком в конце бытия этого мира. По учению Церкви, при всеобщем воскресении человек вновь получает тело, восстанавливается полнота его духовно-телесной природы. Это возвращает человеку и волю к самоопределению, следовательно, и последнюю возможность обращения к Богу, духовного обновления и полного исцеления - в отличие от посмертного состояния души, которое полностью определялось характером земной жизни. Отсюда и страшность Последнего Суда - человек навсегда решает свою вечную участь.

Трудно, конечно, представить, чтобы личность, перенесшая опыт геенны, где была бессильна самостоятельно избавиться от страданий, теперь в воскресении вновь приобретя вожделенную свободу, избрала прежний плен. Но это - тайна будущего века. Хотя, рассуждая по-земному, кажется, можно понять и страшный выбор. Ведь алкоголик добровольно не согласится жить среди непьющих, развратник - вместе с целомудренными, наркоман - со здоровыми... Существо с противоположными Богу свойствами не сможет находиться в атмосфере Божественной любви, чистоты, святости. Царство Духа Святого для существа с адским духом будет адом в адской степени. По этой причине святитель Иоанн Златоуст говорит: «Потому Он [Бог] и уготовал геенну, что Он - благ» . Здесь та мысль, что поскольку для демоноподобного существа невыносимо пребывание с Богом, то Господь по Своей благости дает ему возможность быть вне Себя, во «тьме внешней» (см.: Мф. 8; 12). Ибо «адские муки, как писал прот. С. Булгаков, происходят от нехотения истины, ставшего уже законом жизни» . То есть Бог, до конца сохраняя неприкосновенной свободу разумной твари, проявляет Свою благость по отношению к ней даже тем, что предоставляет ей в самой Вечности находиться там, где она может и хочет быть.

Так можно несколько понять, что произойдет на Страшном Суде. Не насилие над человеком, не месть ему за его земные мерзости. Нет! Бог и на Страшном Суде, повторяю, остается Любовью. И на Суде вечная судьба каждой личности будет определяться этой Любовью в полном соответствии с духовными свойствами и свободой самоопределения самой личности. Не случайно преподобный Исаак Сирин говорил: «Неуместна человеку такая мысль, что грешники в геенне лишаются любви Божией... Но любовь силою своею действует двояко: она мучит грешников... и веселит собою соблюдших долг свой» .

Возможно, что найдутся такие, ожесточение которых будет не в силах вынести смирения Любви Божией. И Бог не нарушит их свободы. Потому двери ада могут быть заперты только изнутри самими его обитателями, а не запечатаны Архангелом Михаилом семью печатями, чтобы оттуда никто не мог выйти, хотя бы и хотел этого, ибо ад, по мысли преподобного Макария Египетского, лежит «в глубине сердца человеческого».

Мысль о том, что причиной пребывания грешников в аду, и прежде всего самого дьявола, является их свободное «не хочу Бога», высказывали целый ряд Отцов: Климент Александрийский († 217), свт. Иоанн Златоуст, свт. Василий Великий (IV в.), прп. Максим Исповедник, прп. Иоанн Дамаскин, прп. Исаак Сирин, св. Николай Кавáсила (XIV в.) и другие.

«Бог и диаволу всегда предоставляет блага, но тот не хочет принять, - пишет прп. Иоанн Дамаскин. - И в будущем веке Бог всем дает блага - ибо Он есть источник благ, на всех изливающий благость, каждый же причащается ко благу, насколько сам приуготовил себя воспринимающим» .

Так же рассуждает св. Николай Кавáсила: «И в том различие между праведными и злыми, которые в одних находились узах и тому же подлежали рабству, что одни с неудовольствием переносили оное порабощение и рабство и молились, чтобы разрушено было узилище и разрешились оные узы, и желали, чтобы глава тирана сокрушена была пленниками, а другим ничто настоящее не только не казалось странным, но они еще утешались, находясь в рабстве. И в оные блаженные дни были подобные им, кои не приняли воссиявшего в них Солнца, и старались, сколько можно, погасить Его, делая все, что, по их мнению, могло уничтожить лучи Его. Потому одни освободились от рабства в аде, когда явился Царь, другие же остались в узах» .

И еще об одном необходимо сказать с полной уверенностью: на Страшном Суде перед каждым человеком, веровавшим и неверовавшим, во всей силе и очевидности откроется все нравственное величие крестного подвига Иисуса Христа, Его потрясающее самоуничижение ради нашего спасения - Его Любовь. И трудно предположить, чтобы такая Жертва не тронула, точнее, не потрясла сердец воскресших людей. Посмотрите, какое сильное впечатление, несмотря на отдельные недостатки, произвел фильм «Страсти Христовы» М. Гибсона. А здесь перед лицом каждого откроется сама реальность Креста, вся сила Любви Воскресшего. Без сомнения, это в огромной степени определит положительный выбор великого множества людей. Такому выбору, безусловно, будет способствовать и опыт земной жизни, наполненной иллюзией своей вечности, и печальный опыт мытарств, показавших реальную «сладость» страстей - плоды жизни без Бога. Потому святой Исаак Сирин и писал: «Царство и геенна суть следствия милости, которые в своей сущности задуманы Богом по Его вечной благости, а не воздаяния».

Итак, на Страшном Суде будет окончательно завершен процесс становления и самоопределения личности. На нем произойдет своего рода подведение итога не только земного, но и посмертного духовного пути человека, то есть всего его бытия в состоянии падения. Здесь перед лицом Любви Божией каждый воскресший человек произнесет свое окончательное «да» или «нет» Богу. Вот почему этот Суд и страшен, а не потому, что на нем Господь, забыв Любовь, будет судить деяния человеческие «по всей справедливости». Святитель Феофан писал: «Господь и на Страшном Суде будет не то взыскивать, как бы осудить, а как бы оправдать всех. И оправдает всякого, лишь бы хоть малая возможность была» . И дай Бог, чтобы такой Суд для всех завершился спасительно.

Loading...Loading...