Мэнли холл - оккультная анатомия человека. Глава V Оккультная эмбриология Человеческое тело в символике

Речь пойдет в этой главе об относительно некоторых физических центров, служащих для активного проявления гиперфизических (духовных и душевных) сил Человека. Всего следует различать пять таких центров, имеющих важнейшее символическое и оккультно-анатомическое значение:

1. Мозг. 2. Сердце. 3. Позвоночный столб. 4. Органы лица. 5. Живот.

Мозг есть инструмент для проявления мысли и соответственно - Духа в человеческом теле.

Три главных качества - Разум, Мудрость и Венец - проявляются в нем следующим образом: Венец, Чистый Дух (KETHER) - шишковидная железа. Мудрость, Дух Души (SHOKMAH) - правое полушарие мозга (восприятие качества через правый глаз). Разум, Дух Тела (BINAH) - левое полушарие мозга (восприятие качества - через левый глаз).

Здесь важно еще раз подчеркнуть роль мозговых структур в процессе мышления: мозг не является самостоятельным производителем мысли, а лишь - ее проводником в человеческом теле. То есть - не физические параметры мозга влияют на духовность, но духовность определяет состояние мозга. И если мы имеем физический факт (например, поражение некоторых мозговых клеточек, вследствие чего Человек теряет память), то это вовсе не означает, что мы имеем также соответствующий духовный факт.

Явление потери памяти произошло здесь от того, что истинная - гиперфизическая - память не встречает опоры в соответствующей физической точке - в пораженных клеточках мозга, и поэтому информация из истинной памяти не проникает в физический мозг, не может быть передана им.

По этому же закону вся память Человека и вообще все мозговые структуры мысли, пораженные определенным внешним физическим воздействием (например - сильный удар, сотрясение мозга), автоматически и полностью восстановятся с переходом этого Человека в иное материальное состояние, то есть - после его физической смерти.

Сердце - символ души, а сефиротически - ее центр.

Часто можно услышать характеристики типа: жестокосердие или каменное сердце, но точнее всего, пожалуй, жестокого Человека характеризует народное определение - «бессердечный». Оккультно жестокий Человек совсем не имеет сердца. Здесь имеется в виду не физический факт присутствия или отсутствия сердечного Сефирота, а духовный. Вспомним сефирот сердца - PESHAD (страх Божий, раскаяние).

И если к адепту Магии обращается за помощью Человек, не имеющий в духовном смысле сердечного центра и, таким образом, совершенно неспособный раскаяться (ни на сознательном, ни на подсознательном уровне, не желающий изменить себя), показать ему на дверь - это одна из мягких форм теургического порицания, которая хорошо может быть выражена словами: «Я отрясаю прах от ног своих».

Иное дело, если Сефирот Раскаяния в этом Человеке спит и его нужно разбудить (очень важно научиться правильно различать эти два состояния!), тогда оператор не только может помочь, но и не имеет права отказывать такому Человеку в помощи. «Да не оскудеет рука дающего», - две тысячи лет назад сказал Христос...

Сердце - очень чувствительный орган, обладающий большой восприимчивостью к сильным эмоциональным потрясениям и переживаниям, поэтому при определении причины заболевания необходимо подробно выяснить историю эмоциональной жизни больного и соответственно определить соотношение этой жизни с главным душевным органом - сердцем.

Позвоночный столб, заключающий в себе спинной мозг, есть важнейший 1гент планового сообщения человеческого организма, зримое воплощение Срединного Столба; его роль в функционировании физического тела, а также в распределении жизненных и энергетических функций тела душевного - является глобальной.

Тридцать три его позвонка, надежно скрывающие спинной мозг главнейший физический проводник мысли, эмоций и энергии в тело), были названы древними магами «тридцатью тремя шагами мудрости». Ибо Мудрость обретается лишь посредством восхождения от низших Центров Сознания (располагающихся сефиротически ближе к основанию позвоночника) к высшим.

При помощи спинного мозга орган Духа - головной мозг - качает дополнительную информацию из физического мира посредством сенсорной системы и соответственно отдает свои распоряжения телу, как на эти ощущения следует реагировать.

«Цель всех этих многочисленных станций (имеются в виду центры спинного мозга - З.А.) - замещать, когда возможно, центральное бюро - голову», - считает доктор Папюс.

Мы поправим уважаемого оккультиста и доктора медицины в одном: попытка самостоятельного замещения каким-либо из центров спинного мозга соответствующей функции мозга головного может быть предпринята этим центром только в случае травмы позвоночника, препятствующей прохождению сигнала из головного мозга, например, в область Сефирота IESOD… Тогда - опять же, к примеру - поясничный отдел спинного мозга, «не получая указания свыше», по-своему пытается решить встающую перед ним проблему.

Также неверно отводить спинному мозгу роль инертного посредника между головным мозгом и функциями физического тела.

Истина такова: различные участки нашего организма (нервные центры, органы, каждая малая клеточка) обладают самостоятельным мышлением!

Последние исследования на уровне ДНК убедительно доказали, что каждая клеточка нашего тела обладает полным и совершенным «знанием» о том, что происходит во всем организме - от макушки головы и до кончиков пальцев ног. Каждая клеточка - микрокосм (маленький космос), существующий в великом Космосе единого организма, и является его уменьшенным во множество раз подобием так же, как Человек является уменьшенным подобием Творца.

Это значит (и это - истина, которая вскоре также будет признана и доказана официально), что каждая клеточка нашего организма на своем уровне способна принимать самостоятельные решения. Позже - в связи с некоторыми практическими методами оккультного лечения мы осветим эту древнейшую эзотерическую идею полнее.


Разумно и естественно предположить, что если так называемая «мыслящая клеточка» относится к центральной нервной системе (управляющей), то ее возможности и задачи шире, чем у какой-либо из периферийных клеточек. Различные нервные центры обладают различными полномочиями и различным уровнем самостоятельности, но все они без исключения подчиняются головному мозгу так же как каждая клеточка головного мозга подчиняется шишковидной железе - этой Короне Магов нашего мозга; а сама шишковидная железа является лишь физическим проводником, антенной, принимающей «волны» - слова Великого Существа, называемого Учителями «ТОТ, КОТОРЫЙ ЕСТЬ».

По сути «замещение», о котором говорит доктор Папюс, есть не что иное, как замена сознательного действия на импульсивное или рефлекторное.

Причины здесь таковы:

1. В целенаправленной работе сознания нет необходимости.

Например: вы обжигаетесь о горячий чайник. Раздумывать на: этим фактом, продолжая держать руку на чайнике, - нелепо; требуется мгновенная обработка информации и мгновенное реагирование н. уровне неосознанного импульса, посылаемого к руке головным мозгом через спинной.

2. Поступающая в сознание информация настолько примитивна, что не может быть им обработана.

Яркий пример этому можно увидеть на современных дискотеках. Что происходит в данном случае? «Музыкальный» (это слово мы берем в кавычки, так как главным свойством музыки является ГАРМОНИЯ) сигнал поступает в сознание в данном случае через слуховой нерв. Но информация эта ничего общего с сознательным мышлением не имеет: она не требует, чтобы над ней думали, чтобы ее осознавали, поэтому она находится «вне компетенции» головного мозга: он передает ее в поясничный отдел спинного мозга, в область физической локализации Сефирота IESOD, в отдел, который занят управлением ногами и мочеполовой системой. Там эта информация сосредоточивается, перегруппировывается IESOD-om и «формулируется» им в виде целого ряда неосознанно-рефлекторных движений. Таким образом создается так называемый «акустический рефлекс» - явление, обусловленное крайне низким сефиротическим уровнем поступающего акустического сигнала.

«Акустический рефлекс» опасен тем, что связанная с ним информация, проникая в поясничный отдел спинного мозга, освобождает комплекс скрытых там негативных энергий, собственных «психических осадков» и «ядов» Сефирота IESOD и через нервную и энергетическую деятельность организма насыщает этими разрушительными энергиями другие центры и органы. Полезно помнить, что информация может лечить, но информация может и убивать.

Три главные задачи спинного мозга и позвоночного столба можно сформулировать так: Осуществление связи между управляющим и управляемым началом (между Духом и телом). 1 Рационализация деятельности управляющего начала по отношению к управляемому (через осуществление рефлекторных функций).

Распределение поступающей извне и возникающей внутри (в глубине нашего Духа и души) духовной, интеллектуальной и эмоционально-чувственной информации.

Относительно последнего важно сообщить: с этой своей незаменимой, по сути, функцией позвоночный столб справляется через распределение протекающей информации по трем его главным утолщениям-центрам, отвечающим, соответственно, за информацию ментального, астрального и физического, или инстинктивного, характера. В свою очередь, в ведении этих «больших отделов» находятся семь важных нервных центров, которые также вскоре будут: "крыты и изучены ортодоксальной медициной; эти центры является физической проекцией семи соответствующих центров Срединного Столба , неверно называемых чакрами.

Когда мы говорим, что голова - это духовный центр человеческого организма, следует внести уточнение: а также - ключ ко всем Планам и частям организма.

Эта ключевая роль осуществляется при помощи органов лица - центров распределения всей поступающей из окружающего мира информации по трем Планам: духовному, душевному и физическому.

«Физическим» органом лица является рот, выразителем души - нос, а «духовные» органы - глаза и уши. В этом нетрудно убедиться при минимальном умении рассуждать оккультно.

Очевидно: информация, которую из окружающего мира получает рот, имеет физический характер (попросту говоря - это пища), и поэтому она поступает в соответствующий «физический» центр нашего тела - живот.

Информация, поступающая в ноздри - чувственна, так как над ней работает преимущественно наше эмоциональное восприятие, делая свои (на строго душевном уровне) выводы: нравится нам или не нравится какой-либо запах, сочетание ароматов. И когда чувство приходит к определенному решению, оно выражает себя также эмоционально. Например, при поступлении в подсознание отрицательной эмоции (неприятного запаха) мускулы лица рефлекторно сокращаются, как бы желая перекрыть доступ подобной информации в организм, - лицо кривится. Также нос напрямую связан с легкими - органом, в котором проявляются чисто душевные Сефироты HESED и PESHAD. Поэтому можно сказать, что нос принадлежит душе…

Уши, пожалуй, - самый универсальный из всех органов лица. Являясь в большей части своей деятельности «духовным» органом, они тем не менее способны активно взаимодействовать как с телесно-инстинктивными, так и с душевными центрами. Это объясняется тем чрезвычайно широким спектром информации, которую способны нести в себе звуковые сигналы: от вскрика, вызванного болезненным ощущением, от уличного сквернословия и угрожающего рычания потревоженного пса - до музыки Моцарта, пения Корелли и высоких пророческих слов…

Но все-таки в своем идеальном предназначении уши - орган Духа. Слуховая информация требует логических сопоставлений и размышления. Поэтому она и поступает непосредственно в мозг.

Глаза можно было бы назвать органами «разума и мудрости» человеческого духовного самосознания, если бы оно имелось у большинства людей… Зрительная информация более всякой другой требует, чтобы над ней размышляли, чтобы ее сведения сопоставлялись между собой, служа правильным выводам. Недаром во все века по отношению к духовно недалеким людям Пророки пользовались жестким эпитетом - «слепец!»

Поэтому мы говорим: кто, ослепленный дьяволом, полюбит себя превыше Бога и ближнего, не может говорить: «Мои глаза видели…» - ибо он лишен зрения и не имеет глаз. Перстами, легкими, как сон, Моих зениц коснулся он. Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы. И внял я неба содроганье И горний ангелов полет, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье А. Пушкин. «Пророк»

Центр «физического» Человека - живот, несомненно, очень любопытная и неоднозначная в символическом смысле группа органов. Эта неоднозначность заключается в том, что физическое тело Человека можно рассматривать с двух кардинально противоположных друг другу по смыслу позиций, которые мы назовем позициями совращения и реализации.

Под позицией совращения имеется в виду такой взгляд на человеческое тело, согласно которому оно служит точкой, направляющей инволюцию Человека, способствующей его духовной деградации. Поскольку все разрушительные и эгоистические действия, все так называемые «акты экзотерического сатанизма», вообще все дурное и порицаемое мудростью совершается во имя тела, для его наилучшего устроения и для предоставления ему наибольших благ.

Но эта позиция вторична, ибо изначально Человек создан духовным и свободным от зла: об этом свидетельствует вторая позиция - реализации. Здесь физическое тело Человека рассматривается как объект реализации чистого Духа на Земле.

Живот, перерабатывающий в жизненную силу поступающие в него материалы (и тем самым обеспечивающий существование тела), - есть управляемая сознанием система: от нашего выбора зависит количество и вид этих материалов (например: фруктовый сок или алкоголь; есть или объедаться). От правильного человеческого выбора, а также от разумного отношения личности к своему животу и зависит эволюция или инволюция сознания.

Живот как центр, предназначенный для трансформации материи, имеет в своем распоряжении четыре важнейшие части: мочеполовую систему, желудок, печень и кишечник.

Сефиротически они распределяются так: половая система находится под контролем IESODa, но также в ее управлении задействованы GOD и NETCAH, поскольку в зависимости от уровня эволюции индивида она может принимать чисто физиологическое, чувственно-эмоциональное или духовное значение.

Печень относится к Сефироту NETCAH (Победа), подплан «Телесный Дух». Как мы выяснили - это победоносный, «воинствующий» орган, стоящий на страже нашего организма и охраняющий его от вредных излишков, токсинов и ядов. Поэтому астрологически печень тесно связана с влияниями Марса.

Здесь также: желчный пузырь, правая почка и двенадцатиперстная кишка.

К Сефироту GOD мы относим желудок, панкреас, или поджелудочную железу, и селезенку.

Наконец, кишечник, выполняющий чисто «материальную» работу, контролируется Сефиротом IESOD.

Стоит заметить, как глубокое символическое значение слова «живот» отражено в русском языке через этимологию слова «животное» - ведь эзотерически слово это обозначает существо, которое живет для насыщения своего живота; и добыча пищи для него есть принцип действия, или его информационная емкость.

Не меньший интерес представляет и английская этимология: слово «животное» читается по-английски как ANIMAL, что, безусловно, произошло от латинского ANIMA - душа. Здесь, конечно, имеется в виду инстинктивная душа, и символически это полностью соответствует русской этимологической схеме.

Для сравнения обратимся к этимологии слова «Человек» в русском и в английском языках.

В русском варианте, разбив слово на две части, мы получаем «чело» и «век», или - «вечность мысли», «вечность того, чем мыслят»; «Вечность Духа». В английском языке этому соответствует слово MAN (Человек) или - MEN (люди) со своим латинским корнем: MENS, или - мысль, Дух.

Таким образом, размышляя оккультно, можно проследить отголоски эзотерической мудрости и обнаружить знания из области оккультной анатомии в языке и мифологических структурах многих народов.

Спросим себя: приблизились ли мы при помощи такого рода классификации оккультных знаний к решению загадки о месте, сущности и долге Человека на Земле?

Всякое слово, пусть и духовное слово, написанное или сказанное, останется словом до тех пор, пока не будет подхвачено Духом. Когда это совершится, тогда ищущий Истины может сказать: «Я приблизился к Знанию».


Знание оккультной анатомии не представляет здесь исключения, поскольку прежде всего это духовное Знание, которое требует соответствующего к себе подхода и отношения. Не будем забывать что учеником Священной Терапевтики становится тот, кто обладает соответствующим образом мышления, волей, стремлениями и целями.

Путь к Истине возможен только через Разум Вселенной. А задача человечества воспринять эту Истину, но для этого, каждый человек должен трансформироваться в совершенно иное существо, в существо, преисполненное добра и любви ко всему сущему во Вселенной. Великие ученые всех времен видели в природных закономерностях Божественные законы - неизменные, раз и навсегда данные. Аристотель считал: «…Изучение человеческой души и созерцание величия Бога гораздо важнее изучения материального мира». Фома Аквинский говорил: «Существует некий вечный закон, а именно рассудок, существующий внутри Сознания Бога и управляющий всей Вселенной». Джордано Бруно в споре с инквизицией о единственности человечества Земли во Вселенной сказал, что Бог настолько всемогущ, что Он не мог создать только одно человечество, что Он создал великое множество обитаемых планет во Вселенной и человечеств на них. Декарт писал о «…законах, которые Бог вложил в Природу». Ньютон считал высшей целью своей научной работы сбор доказательств существования «…законов, предписанных Природе Богом». По мнению Ньютона: «…Бог создал материальные частицы, силы между ними и фундаментальные законы движения». Он говорил, что вся Вселенная запущена в движение Богом и движется до сих пор подобно хорошо отлаженно-му механизму. Паскаль недоумевал: «Если человек не создан для Бога, почему счастлив он только в Боге? Если человек создан для Бога, почему он так сопротивляется Богу?» Эйнштейна мучил вопрос: «Какой выбор был у Бога, когда Он создавал Вселенную?» Артур Комптон - физик, лауреат Нобелевской премии, писал: «Для меня вера начинается с того, что высший разум вызвал Вселенную к существованию и сотворил человека. Для меня нетрудно иметь эту веру, поскольку неоспоримо, что там, где есть план, есть разум. Упорядоченность Вселенной свидетельствует об истинности наиболее величественного утверждения: «В начале - Бог». Хокинг - крупнейший современный физик, свою жизнь посвятил, как он сам пишет: «Разгадке замысла Бога при создании Вселенной». Большинству современных людей неизвестна духовная и мировоззренческая сторона этих великих ученых, потому что она тщательно замаскировывалась и изымалась из научных публикаций.

Оккультная анатомия человека. Холл Мэнли. В Писании сказано, что Бог сотворил человека по Своему Образу и Подобию. Об этом говорится не только в Библии христиан, но и во всех священных писаниях почти всех просвещенных народов. Еврейские патриархи учили, что человеческое тело есть микрокосм- или малый космос, сотворенный по образу Макрокосма или великого Космоса. Эта аналогия между конечным и бесконечным считается одним из тех ключей, с помощью которых открываются тайны Священного Писания.

Читать книгу Оккультная анатомия человека онлайн

Человеческое тело в символике

В Писании сказано, что Бог сотворил человека по Своему Образу и Подобию. Об этом говорится не только в Библии христиан, но и во всех священных писаниях почти всех просвещенных народов. Еврейские патриархи учили, что человеческое тело есть микрокосм - или малый космос, сотворенный по образу Макрокосма или великого Космоса. Эта аналогия между конечным и бесконечным считается одним из тех ключей, с помощью которых открываются тайны Священного Писания. Несомненно, что Ветхий Завет представляет собой руководство по физиологии и анатомии для тех, кто способен читать его с научным к нему подходом. Древние мудрецы олицетворяли функции человеческого тела, свойства человеческого ума и качества человеческой души и сплели величественную драму вокруг их взаимоотношений. Великому египетскому полубогу, Гермесу, человечество должно быть благодарно за закон аналогии. Великая герметическая аксиома гласила: то, что наверху подобно тому, что внизу, а то, что внизу, подобно тому, что наверху. Религии древнего мира все были основаны на поклонении Природе, и в выродившемся виде это дожило и до наших дней под видом фаллизма. Поклонение частям и функциям человеческого тела началось в позднейшем Лемурийском периоде. В эпоху атлантов эта религия уступила место поклонению Солнцу, но новая религия ввела в свое учение многое из обрядов и символов предшествующей веры. У всех народов введено в обычай строить храмы по форме человеческого тела. Святилище евреев, великий египетский храм в Карнаке, религиозные постройки гавайских священников и христианские церкви, возведенные в форме креста, - служат тому примерами. Если положить тело человека с распростертыми руками по форме любого из этих зданий, то возвышение алтаря занимает то же самое положение относительно здания, какое в теле человека занимает мозг.

Все священники древнего мира были анатомами. Они признавали, что все функции природы в миниатюре воспроизведены в человеческом теле. Поэтому они пользовались человеком, как руководством и говорили своим ученикам, что понять человека - значит понять вселенную. Эти мудрые люди верили, что каждая звезда в небе, каждый элемент в земле и каждая функция в природе представлены в человеческом теле соответствующим центром, полюсом или деятельностью.

Это соотношение между внешней природой и внутренней человеческой природой было скрыто от толпы и составляло тайные учения древнего священства. В Атлантиде и Египте гораздо серьезнее относились к религии, чем теперь. У этих народов она составляла суть жизни. Священники имели полный контроль над миллионами невежественных людей, которых с детства учили, что эти величественные патриархи в длинных одеждах суть непосредственные Божие посланники; и люди верили, что всякое непослушание приказаниям священнослужителей навлекает кару Всемогущего на голову непокорного. Существование храма зависело от его тайной мудрости, дававшей его священникам власть над силами природы и значительное превосходство в знаниях и премудрости над руководимой ими невежественной толпой.

Эти мудрецы знали, что религия содержит в себе нечто гораздо более значительное, чем одно лишь пение мантр и гимнов; они считали, что по пути спасения могут успешно продвигаться только обладающие фактическим научным знанием оккультных функций своего собственного тела. Анатомический символизм, который они развили с целью увековечить его понимание - дошел до современного нам христианства, но ключи к нему, повидимому, утеряны. Для занмиающихся изучением религий создается трагическое положение: они окружены тысячами непонятных им символов; но еще грустнее то обстоятельство, что они даже забыли, что символы эти вообще когда-то имели какой то иной смысл, чем наивное, ими самими сочиненное толкование.

Укоренившееся в умах христиан понятие, что их вера есть единая, верная, вдохновенная доктрина, явившаяся на свит без родителей - крайне неразумно. Сравнительное изучение религий без всяких сомнений показывает, что христианство заимствовало свою философию и идеи у религий и философий древнего и после потопного языческого мира. Между религиозными символами и аллегориями принадлежавшими древнему миру задолго до появления христианства есть несколько таких, на которых мы бы хотели обратить ваше внимание. Следующие христианские символы и понятия происходят из языческих религий.

Христианский крест происходит из Египта и Индии; тройная митра - из религии Митры; пастушеский посох - из мистерий Гермеса и из Греции, непорочное зачатие - из Индии; Преображение - из Персии и Троица взята от Браминов. Деву Марию, как Матерь Божию, находим мы в двенадцати различных религиях. Существует больше двадцати распятых Спасителей мира. Церковная колокольня является видоизменением египетских обелисков и пирамид, а христианский дьявол есть несколько видоизмененный египетский Тифон. Чем больше углубляешься в этот вопрос, тем сильнее убеждаешься, что нет ничего нового под солнцем. Добросовестное изучение христианской религии без сомнения доказывает, что она представляет эволютивное развитие первобытных учений. Как существует эволюция физических форм, так же существует и эволюция религий. Если мы приняли и ввели в наши доктрины религиозную символику почти что сорока народов, то это нас обязывает хотя бы отчасти понять значение позаимствованных нами мифов и аллегорий, хотя бы мы и были более невежественны чем те, от кого мы их взяли.

Эта книжка посвящена задаче разъяснить взаимоотношение, существующее между символикой древних священников и оккультными функциями человеческого тела. Прежде всего мы должны усвоить то предположение, что все священные писания запечатаны семью печатями. Другими словами, надо располагать семью толкованиями, чтобы понять со всею полнотой значение тех древних философских откровений, которые мы называем Священным Писанием. Писание не имело намерения быть историческим. Тот, кто понимает его буквально, понимает только его наименьший смысл. Хорошо известно, что Шекспир в своих драмах в целях драматических сводил вместе характеры людей, в действительности отделенных друг от друга веками; но Шекспир писал не историю, а драму. Тоже самое верно относительно Библии. Писание безнадежно запутывает историков в противоречащих друг другу хронологических таблицах, и большинство историков так и останется в таком положении вплоть до Судного Дня. Писание дает прекрасный материал для споров над его смыслом, а также поле для ломания себе головы над значением отдельных терминов и вероятного местоположения неизвестных городов. Большинство библейских городов, на которых теперь указывают путеводители, было наименовано по прошествии сотен лет после Рождества Христова паломниками, предполагавшими, что города эти стояли где-то поблизости с теми, о которых говорится в Библии. Это все может быть доказательством убедительности для иных, для мыслителя же несомненен вывод, что история есть наименее важная часть в Писании.

Как Будда в Индии только преобразовал воззрения тогдашних Браминов, также точно и Iисус придал новый облик вере Израиля и дал своим ученикам и миру учение, основанное на уже существовавшем раньше. Но он его преобразовал согласно потребностям окружающего Его народа и проблемам, стоящим перед европейскими народами. Ессеи, которые воспитали Христа, были египетского или индусского происхождения и религия Его взяла лучшее из того, что было до Него. Сохранившиеся от Него речи - аллегоричны в большой степени и погружают простого человека в целое море непонятных ему тайн, что было сделано, однако, не без цели, потому что, если Шекспир разрешает себе вольности по отношению к истории ради того, чтобы представить основные истины, то похоже на то, что историки Iисуса взяли характер человека, как основу для великой драмы. Он становится героем истории, запечатанной семью печатями и те христиане, которые изучали символику, могут из этой истории извлечь ключ к истинным Христианским мистериям. Они тогда поймут, что Писание - вечная история, не принадлежащая ни одной нации и ни одному народу, но являющаяся сказанием всех наций и всех народов. Например, замечательно, что при изучении жизни Христа в освещении астрономии, - он становится солнцем, а его ученики двенадцатью знаками Зодиака. Между светилами мы находим сцены Его служения, а в попятном движении точек равноденствия - историю Его рождения, роста, зрелости и смерти ради людей. Химические же вещества, мучимые в реторте, повествуют нам также о жизни Учителя, потому что с ключом к химии, Писание становится другой книгой. В этом же специальном труде, мы, однако, займемся только отношением этих аллегорий к человеческому телу.

У первобытных рас тело человека служило символической единицей, а боги и демоны становились олицетворением телесных органов и функций. У некоторых каббалистов Святая Земля распланирована по человеческому телу и разные города показаны, как центры сознания в человеке. Это чудесный предмет для изучения для тех, которые искренне хотят глубже исследовать древние Мистерии. Мы не можем надеяться охватить весь предмет в его целом, но если вы из этой книжечки извлечете ключ к положению вещей, то мы надеемся, что вы пойдете дальше по этому направлению мысли, пока не включите его всеобъемлемость и не будете в состоянии снять, по крайней мере, хоть одну печать с книги Божественного Откровения.

Холл Мэнли

Оккультная анатомия человека

Мэнли Палмер Холл

Manly Palmer Hall

США, 18.3.1901 - 1990

Родился в Питерборо (Канада). В 1904 году вместе с родителями переехал в США. С юности заинтересовался оккультизмом и мистикой, впоследствии был членом Теософского общества и Американской федерации астрологов, вступил в масонскую ложу и в общество розенкрейцеров. В 1922 г. опубликовал свою первую книгу "Инициированные пламенем"; шесть лет спустя увидел свет знаменитый труд "Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцерской символической философии". В 1934 г. Холл основал Общество философских исследований, в котором регулярно читал лекции (было подсчитано, что к 1940 г. он прочел свыше 7000 лекций). В 1956 г. увидела свет книга "Тайные общества Америки", после которой Холл надолго замолчал. Лишь в 1986 г. былаопубликована работа "Герметические корни американского общества". Всего за свою жизнь Мэнли Холл опубликовал более 50 книг и несколько сот статей.

Глава I. Человеческое тело в символике

В Писании сказано, что Бог сотворил человека по Своему Образу и Подобию. Об этом говорится не только в Библии христиан, но и во всех священных писаниях почти всех просвещенных народов. Еврейские патриархи учили, что человеческое тело есть микрокосм - или малый космос, сотворенный по образу Макрокосма или великого Космоса. Эта аналогия между конечным и бесконечным считается одним из тех ключей, с помощью которых открываются тайны Священного Писания. Несомненно, что Ветхий Завет представляет собой руководство по физиологии и анатомии для тех, кто способен читать его с научным к нему подходом. Древние мудрецы олицетворяли функции человеческого тела, свойства человеческого ума и качества человеческой души и сплели величественную драму вокруг их взаимоотношений. Великому египетскому полубогу, Гермесу, человечество должно быть благодарно за закон аналогии. Великая герметическая аксиома гласила: то, что наверху подобно тому, что внизу, а то, что внизу, подобно тому, что наверху. Религии древнего мира все были основаны на поклонении Природе, и в выродившемся виде это дожило и до наших дней под видом фаллизма. Поклонение частям и функциям человеческого тела началось в позднейшем Лемурийском периоде. В эпоху атлантов эта религия уступила место поклонению Солнцу, но новая религия ввела в свое учение многое из обрядов и символов предшествующей веры. У всех народов введено в обычай строить храмы по форме человеческого тела. Святилище евреев, великий египетский храм в Карнаке, религиозные постройки гавайских священников и христианские церкви, возведенные в форме креста, - служат тому примерами. Если положить тело человека с распростертыми руками по форме любого из этих зданий, то возвышение алтаря занимает то же самое положение относительно здания, какое в теле человека занимает мозг.

Все священники древнего мира были анатомами. Они признавали, что все функции природы в миниатюре воспроизведены в человеческом теле. Поэтому они пользовались человеком, как руководством и говорили своим ученикам, что понять человека - значит понять вселенную. Эти мудрые люди верили, что каждая звезда в небе, каждый элемент в земле и каждая функция в природе представлены в человеческом теле соответствующим центром, полюсом или деятельностью.

Это соотношение между внешней природой и внутренней человеческой природой было скрыто от толпы и составляло тайные учения древнего священства. В Атлантиде и Египте гораздо серьезнее относились к религии, чем теперь. У этих народов она составляла суть жизни. Священники имели полный контроль над миллионами невежественных людей, которых с детства учили, что эти величественные патриархи в длинных одеждах суть непосредственные Божие посланники; и люди верили, что всякое непослушание приказаниям священнослужителей навлекает кару Всемогущего на голову непокорного. Существование храма зависело от его тайной мудрости, дававшей его священникам власть над силами природы и значительное превосходство в знаниях и премудрости над руководимой ими невежественной толпой.

Эти мудрецы знали, что религия содержит в себе нечто гораздо более значительное, чем одно лишь пение мантр и гимнов; они считали, что по пути спасения могут успешно продвигаться только обладающие фактическим научным знанием оккультных функций своего собственного тела. Анатомический символизм, который они развили с целью увековечить его понимание - дошел до современного нам христианства, но ключи к нему, повидимому, утеряны. Для занмиающихся изучением религий создается трагическое положение: они окружены тысячами непонятных им символов; но еще грустнее то обстоятельство, что они даже забыли, что символы эти вообще когда-то имели какой то иной смысл, чем наивное, ими самими сочиненное толкование.

Укоренившееся в умах христиан понятие, что их вера есть единая, верная, вдохновенная доктрина, явившаяся на свит без родителей - крайне неразумно. Сравнительное изучение религий без всяких сомнений показывает, что христианство заимствовало свою философию и идеи у религий и философий древнего и после потопного языческого мира. Между религиозными символами и аллегориями принадлежавшими древнему миру задолго до появления христианства есть несколько таких, на которых мы бы хотели обратить ваше внимание. Следующие христианские символы и понятия происходят из языческих религий.

Христианский крест происходит из Египта и Индии; тройная митра - из религии Митры; пастушеский посох - из мистерий Гермеса и из Греции, непорочное зачатие - из Индии; Преображение - из Персии и Троица взята от Браминов. Деву Марию, как Матерь Божию, находим мы в двенадцати различных религиях. Существует больше двадцати распятых Спасителей мира. Церковная колокольня является видоизменением египетских обелисков и пирамид, а христианский дьявол есть несколько видоизмененный египетский Тифон. Чем больше углубляешься в этот вопрос, тем сильнее убеждаешься, что нет ничего нового под солнцем. Добросовестное изучение христианской религии без сомнения доказывает, что она представляет эволютивное развитие первобытных учений. Как существует эволюция физических форм, так же существует и эволюция религий. Если мы приняли и ввели в наши доктрины религиозную символику почти что сорока народов, то это нас обязывает хотя бы отчасти понять значение позаимствованных нами мифов и аллегорий, хотя бы мы и были более невежественны чем те, от кого мы их взяли.

Эта книжка посвящена задаче разъяснить взаимоотношение, существующее между символикой древних священников и оккультными функциями человеческого тела. Прежде всего мы должны усвоить то предположение, что все священные писания запечатаны семью печатями. Другими словами, надо располагать семью толкованиями, чтобы понять со всею полнотой значение тех древних философских откровений, которые мы называем Священным Писанием. Писание не имело намерения быть историческим. Тот, кто понимает его буквально, понимает только его наименьший смысл. Хорошо известно, что Шекспир в своих драмах в целях драматических сводил вместе характеры людей, в действительности отделенных друг от друга веками; но Шекспир писал не историю, а драму. Тоже самое верно относительно Библии. Писание безнадежно запутывает историков в противоречащих друг другу хронологических таблицах, и большинство историков так и останется в таком положении вплоть до Судного Дня. Писание дает прекрасный материал для споров над его смыслом, а также поле для ломания себе головы над значением отдельных терминов и вероятного местоположения неизвестных городов. Большинство библейских городов, на которых теперь указывают путеводители, было наименовано по прошествии сотен лет после Рождества Христова паломниками, предполагавшими, что города эти стояли где-то поблизости с теми, о которых говорится в Библии. Это все может быть доказательством убедительности для иных, для мыслителя же несомненен вывод, что история есть наименее важная часть в Писании.

Как Будда в Индии только преобразовал воззрения тогдашних Браминов, также точно и Iисус придал новый облик вере Израиля и дал своим ученикам и миру учение, основанное на уже существовавшем раньше. Но он его преобразовал согласно потребностям окружающего Его народа и проблемам, стоящим перед европейскими народами. Ессеи, которые воспитали Христа, были египетского или индусского происхождения и религия Его взяла лучшее из того, что было до Него. Сохранившиеся от Него речи - аллегоричны в большой степени и погружают простого человека в целое море непонятных ему тайн, что было сделано, однако, не без цели, потому что, если Шекспир разрешает себе вольности по отношению к истории ради того, чтобы представить основные истины, то похоже на то, что историки Iисуса взяли характер человека, как основу для великой драмы. Он становится героем истории, запечатанной семью печатями и те христиане, которые изучали символику, могут из этой истории извлечь ключ к истинным Христианским мистериям. Они тогда поймут, что Писание - вечная история, не принадлежащая ни одной нации и ни одному народу, но являющаяся сказанием всех наций и всех народов. Например, замечательно, что при изучении жизни Христа в освещении астрономии, - он становится солнцем, а его ученики двенадцатью знаками Зодиака. Между светилами мы находим сцены Его служения, а в попятном движении точек равноденствия - историю Его рождения, роста, зрелости и смерти ради людей. Химические же вещества, мучимые в реторте, повествуют нам также о жизни Учителя, потому что с ключом к химии, Писание становится другой книгой. В этом же специальном труде, мы, однако, займемся только отношением этих аллегорий к человеческому телу.

Холл Мэнли

Оккультная анатомия человека

Мэнли Палмер Холл

Manly Palmer Hall

США, 18.3.1901 - 1990

Родился в Питерборо (Канада). В 1904 году вместе с родителями переехал в США. С юности заинтересовался оккультизмом и мистикой, впоследствии был членом Теософского общества и Американской федерации астрологов, вступил в масонскую ложу и в общество розенкрейцеров. В 1922 г. опубликовал свою первую книгу "Инициированные пламенем"; шесть лет спустя увидел свет знаменитый труд "Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцерской символической философии". В 1934 г. Холл основал Общество философских исследований, в котором регулярно читал лекции (было подсчитано, что к 1940 г. он прочел свыше 7000 лекций). В 1956 г. увидела свет книга "Тайные общества Америки", после которой Холл надолго замолчал. Лишь в 1986 г. былаопубликована работа "Герметические корни американского общества". Всего за свою жизнь Мэнли Холл опубликовал более 50 книг и несколько сот статей.

Глава I. Человеческое тело в символике

В Писании сказано, что Бог сотворил человека по Своему Образу и Подобию. Об этом говорится не только в Библии христиан, но и во всех священных писаниях почти всех просвещенных народов. Еврейские патриархи учили, что человеческое тело есть микрокосм - или малый космос, сотворенный по образу Макрокосма или великого Космоса. Эта аналогия между конечным и бесконечным считается одним из тех ключей, с помощью которых открываются тайны Священного Писания. Несомненно, что Ветхий Завет представляет собой руководство по физиологии и анатомии для тех, кто способен читать его с научным к нему подходом. Древние мудрецы олицетворяли функции человеческого тела, свойства человеческого ума и качества человеческой души и сплели величественную драму вокруг их взаимоотношений. Великому египетскому полубогу, Гермесу, человечество должно быть благодарно за закон аналогии. Великая герметическая аксиома гласила: то, что наверху подобно тому, что внизу, а то, что внизу, подобно тому, что наверху. Религии древнего мира все были основаны на поклонении Природе, и в выродившемся виде это дожило и до наших дней под видом фаллизма. Поклонение частям и функциям человеческого тела началось в позднейшем Лемурийском периоде. В эпоху атлантов эта религия уступила место поклонению Солнцу, но новая религия ввела в свое учение многое из обрядов и символов предшествующей веры. У всех народов введено в обычай строить храмы по форме человеческого тела. Святилище евреев, великий египетский храм в Карнаке, религиозные постройки гавайских священников и христианские церкви, возведенные в форме креста, - служат тому примерами. Если положить тело человека с распростертыми руками по форме любого из этих зданий, то возвышение алтаря занимает то же самое положение относительно здания, какое в теле человека занимает мозг.

Все священники древнего мира были анатомами. Они признавали, что все функции природы в миниатюре воспроизведены в человеческом теле. Поэтому они пользовались человеком, как руководством и говорили своим ученикам, что понять человека - значит понять вселенную. Эти мудрые люди верили, что каждая звезда в небе, каждый элемент в земле и каждая функция в природе представлены в человеческом теле соответствующим центром, полюсом или деятельностью.

Это соотношение между внешней природой и внутренней человеческой природой было скрыто от толпы и составляло тайные учения древнего священства. В Атлантиде и Египте гораздо серьезнее относились к религии, чем теперь. У этих народов она составляла суть жизни. Священники имели полный контроль над миллионами невежественных людей, которых с детства учили, что эти величественные патриархи в длинных одеждах суть непосредственные Божие посланники; и люди верили, что всякое непослушание приказаниям священнослужителей навлекает кару Всемогущего на голову непокорного. Существование храма зависело от его тайной мудрости, дававшей его священникам власть над силами природы и значительное превосходство в знаниях и премудрости над руководимой ими невежественной толпой.

Эти мудрецы знали, что религия содержит в себе нечто гораздо более значительное, чем одно лишь пение мантр и гимнов; они считали, что по пути спасения могут успешно продвигаться только обладающие фактическим научным знанием оккультных функций своего собственного тела. Анатомический символизм, который они развили с целью увековечить его понимание - дошел до современного нам христианства, но ключи к нему, повидимому, утеряны. Для занмиающихся изучением религий создается трагическое положение: они окружены тысячами непонятных им символов; но еще грустнее то обстоятельство, что они даже забыли, что символы эти вообще когда-то имели какой то иной смысл, чем наивное, ими самими сочиненное толкование.

Укоренившееся в умах христиан понятие, что их вера есть единая, верная, вдохновенная доктрина, явившаяся на свит без родителей - крайне неразумно. Сравнительное изучение религий без всяких сомнений показывает, что христианство заимствовало свою философию и идеи у религий и философий древнего и после потопного языческого мира. Между религиозными символами и аллегориями принадлежавшими древнему миру задолго до появления христианства есть несколько таких, на которых мы бы хотели обратить ваше внимание. Следующие христианские символы и понятия происходят из языческих религий.

Христианский крест происходит из Египта и Индии; тройная митра - из религии Митры; пастушеский посох - из мистерий Гермеса и из Греции, непорочное зачатие - из Индии; Преображение - из Персии и Троица взята от Браминов. Деву Марию, как Матерь Божию, находим мы в двенадцати различных религиях. Существует больше двадцати распятых Спасителей мира. Церковная колокольня является видоизменением египетских обелисков и пирамид, а христианский дьявол есть несколько видоизмененный египетский Тифон. Чем больше углубляешься в этот вопрос, тем сильнее убеждаешься, что нет ничего нового под солнцем. Добросовестное изучение христианской религии без сомнения доказывает, что она представляет эволютивное развитие первобытных учений. Как существует эволюция физических форм, так же существует и эволюция религий. Если мы приняли и ввели в наши доктрины религиозную символику почти что сорока народов, то это нас обязывает хотя бы отчасти понять значение позаимствованных нами мифов и аллегорий, хотя бы мы и были более невежественны чем те, от кого мы их взяли.

Эта книжка посвящена задаче разъяснить взаимоотношение, существующее между символикой древних священников и оккультными функциями человеческого тела. Прежде всего мы должны усвоить то предположение, что все священные писания запечатаны семью печатями. Другими словами, надо располагать семью толкованиями, чтобы понять со всею полнотой значение тех древних философских откровений, которые мы называем Священным Писанием. Писание не имело намерения быть историческим. Тот, кто понимает его буквально, понимает только его наименьший смысл. Хорошо известно, что Шекспир в своих драмах в целях драматических сводил вместе характеры людей, в действительности отделенных друг от друга веками; но Шекспир писал не историю, а драму. Тоже самое верно относительно Библии. Писание безнадежно запутывает историков в противоречащих друг другу хронологических таблицах, и большинство историков так и останется в таком положении вплоть до Судного Дня. Писание дает прекрасный материал

Loading...Loading...