Классный час к чему приводит вседозволенность. Буденновская межпоселенческая центральная библиотека

Классный час «Свобода и ответственность».

Дата проведения: II четверть

Класс: 9, 10, 11

Классный руководитель: Алексахина Ирина Викторовна

Если Вы достаточно умны, чтобы сказать: "Да!",

то я не достаточно глуп, чтобы сказать: "Нет!".

(Владимир Борисов)

Игла испорченного компаса не дрожит.

Свободна от ответственности.

(Станислав Ежи Лец)

Цель:

Дать старшеклассникам возможность задуматься над понятиями «свобода» и «ответственность», соотнести эти категории.

Ход занятия:

Занятие начинается со вступительного слова, в котором учитель сообщает о цели встречи и обозначает все многообразие подходов к теме. Для того чтобы активизировать ребят на собственные размышления о понятии «свобода», учитель предлагает познакомиться с определениями данного понятия, взятыми из различных словарей.

Свобода - это:

  1. отсутствие каких-либо ограничений, стеснений в деятельности;
  2. сознательный выбор человека из ряда возможных направлений в его мыслях и поступках какого-либо одного направления;
  3. способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на знание объективной необходимости;
  4. реализация своих творческих замыслов, воплощение намеченных задач;
  5. не стесняемое никакими ограничениями развитие сил и способностей, полное раскрытие личности;
  6. степень самостоятельности личности, возможность и полнота удовлетворения потребностей, развития способностей;
  7. наличие прав и их гарантированность;
  8. один из основополагающих принципов правового государства.

Учащимся предлагается выбрать из указанных вариантов тот, который наиболее близок им, и обосновать свою точку зрения. Если среди предложенных нет определения, которое отражало бы личное понимание категории «свобода», ребята пытаются сами сформулировать его.

Примеры из высказываний:

« Удовлетворение личных потребностей напрямую связано с самостоятельностью и ответственностью человека за свои поступки, поэтому свобода - это не только независимость, но и воля, готовность выполнять свои обязанности».

«Если каждый будет думать, что свобода - это только отсутствие ограничений, то в мире будет хаос».

«Безграничная свобода невозможна, она слишком близка к тому, чтобы делать зло другим людям».

Учитель . Свобода - категория, рассуждения о которой звучат на всем протяжении истории человечества. В обобщенном виде ее можно представить как возможность выбора личностью всех составляющих своего существования, возможность целеполагания, совершения действий и поступков.

Бесконечно число словосочетаний со словом «свобода».

Вместе с классом учитель вспоминает ставшие привычными выражения: «свобода личности», «свобода духа», «политические свободы», «свобода слова», «свободное время» и т.д.

В ценности и значимости этого понятия вряд ли кто-то усомнится. Лишение свободы - одно из самых тяжких наказаний в жизни человека. Каждый из нас готов сейчас вкладывать в это понятие свои смыслы, но с течением времени наши взгляды могут изменяться, и эта трансформация объясняется, кроме прочего, тем, что в течение жизни изменяется число предоставляемых человеку свобод.

Попытаемся проанализировать подобные изменения на примере своей жизни. Заполним таблицу.

Таблица

Таблица заполняется либо индивидуально, либо в ходе общего обсуждения. Делаются выводы об увеличении с возрастом не только числа предоставляемых свобод, но и степени их серьезности, глубины, смысла, а соответственно - возрастает личная ответственность за совершаемые поступки.

Вопросы для обсуждения:

  1. За что мы ценим свободу?
  2. Может ли человек быть абсолютно свободен?
  3. В чем проявляется стремление к абсолютной свободе?
  4. Что ограничивает это стремление?

Учитель . Стремление человека к свободе подталкивает его к попыткам расширить круг своих свобод. Какие пути для этого возможны?

Обычно ребята называют целый список возможностей: богатство, авторитет, знания, власть, творчество, преступления и т.д. Целесообразно рассмотреть все предлагаемые пути и обсудить их с точки зрения приемлемости в современных условиях, оправданности, целесообразности для личности.

В ходе таких рассуждений непременно возникает понятие ответственности .

Учитель . Понимание ответственности как особого социального и морально-правового отношения личности к обществу не может возникнуть в жизни человека спонтанно. Оно формируется в ребенке в процессе воспитания в течение длительного времени - через принятие в свою жизнь тех требований, которые предъявляются к детям со стороны взрослых, сверстников.

Самое привычное, повседневное понимание ответственности - это способность отвечать. Но в таком случае естественно возникают вопросы: «За что и перед кем?» Есть ли обстоятельства, за которые мы не обязаны брать на себя ответственность? Что включает в себя понятие «ответственный человек»?

Класс разбивается на четыре микрогруппы, каждая из которых предлагает свои варианты ответов на один из вопросов:

  1. «Я ответственен за...» (за что я могу и готов принять на себя ответственность);
  2. «Я ответственен перед...» (перед кем и перед чем я готов быть ответственен);
  3. «Я не обязан нести ответственность за...» (за какие аспекты жизни я не хочу или не готов брать ответственность на себя);
  4. «Ответственный человек - это...» (какие качества личности соответствуют такому определению человека).

После работы в группах предложенные варианты выносятся на общую схему на доске, подробно обсуждаются, при необходимости дополняются некоторыми характеристиками. Таким образом выстраивается своеобразный «круг ответственности».

В качестве обобщения и эмоциональной точки в занятии участникам предлагается выразить свое отношение к рассмотренным категориям через написание синквейнов (нерифмованных пятистиший по правилам). Если это первый опыт такой работы, целесообразно предложить создать варианты в микрогруппах.

Правила написания синквейна:

1-я строка: название темы, выраженное одним словом (существительным или местоимением);

2-я строка: определение темы в двух прилагательных или причастиях;

3-я строка : три глагола, показывающие действия в рамках данной темы;

4-я строка : фраза из четырех слов, показывающая отношение автора к теме;

5-я строка : завершение темы, синоним первого слова, выраженный любой частью речи.

Темы (первые строки) задаются исходя из тех ключевых слов, которые оказались самыми значимыми для ребят в течение занятия. Варианты созданных синквейнов зачитываются.

Примеры синквейнов на темы СВОБОДА, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ДОСТОИНСТВО, ВЫБОР:

ЭССЕ НА ТЕМУ «СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»

  1. Ты кто?
  2. А ты что, не видишь? Я Свобода.
  3. Какая ещё Свобода? Не знаю таких.
  4. «Какая-какая» - обижается Свобода . - Я разная. Я свободная. Я ученическая. Я учительская. Я необходимая.
  5. Да поняла я. Ты толком говори.

Свобода теряется и чешет в затылке.

  1. Ну в общем так, - наконец говорит она .
  2. Понятно, - ехидничает собеседница .
  3. Нет, ты слушай, - Свобода машет руками, - Во-первых, я осознанная необходимость.
  4. Знаем, читали, - собеседница зевает .
  5. Во-вторых, смотри, ученики свободны делать всё, что не запрещено. Учителя тоже.
  6. Подерутся.
  7. Нет, не подерутся, - у Свободы на лице выражение «Всё знаю, но объяснить не могу» - Понимаешь, свобода, она ограничена. Свободой. Понимаешь? Ну например... Например, ученик свободен учиться, а учитель учить. А вот если их свободы пересекаются, то директор свободен разбираться как захочет. В пределах разумного, конечно.
  8. Нет! Это ты не понимаешь! Тут уже я появляюсь.
  9. А ты-то кто такая умная?
  10. Я? - гордо , - Я Ответственность.
  11. И чё?
  12. Да ни чё! Ты сядь и спокойно подумай: ну куда ты, Свобода Батьковна, без меня, без Ответственности? Это же Произвол получается.
  13. Ммм... - Свобода напряженно мыслит , - Наверно...
  14. Ты не мычи, ты головой подумай, - Ответственность откровенно развлекается . - Вот взял человек Свободу, должен взять и Ответственность. Тот же твой ученик: свободен учиться? Пусть отвечает за то, что не учится. Взялся учитель работать, пусть отвечает за качество работы. И пусть не обижаются.
  15. Слу-ушай! - радуется Свобода . - Да это же закон природы!
  16. Угу.
  17. Это же здорово!
  18. Угу.
  19. Это же...
  20. Да ясно, ясно... Заболтались мы с тобой, пошли лучше кофе пить.
  21. Ответственность, я тебя обожаю!
  22. Скажи проще: ты без меня не можешь, - Ответственность пытается освободиться из объятий Свободы.
  23. Ага, и это тоже! Пошли кофе пить!

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 им. М.Горького

с углубленным изучением английского языка»

Классный час

« Может ли быть свобода

без ответственности »

Работу выполнила:

Учитель информатики

классный руководитель

10Б класса

Крайнева

Фаина Александровна

Стаж работы 29 лет

Арзамас 2014

Нынче знают даже дети, как прожить на белом свете.

Легче этого вопроса нету ничего-

Просто надо быть правдивым, благородным, справедливым,

Умным, честным, сильным, добрым - только и всего.

Как все просто удается на словах и на бумаге.

Как легко на гладкой карте стрелку начертить.

А потом идти придется через горы и овраги,

Так что прежде, человечек, выучись ходить.

Пояснительная записка

Все живое на земле стремится к свободе. Едва зародившаяся былинка ломает толстый асфальт, устремляясь к солнцу. Птица в клетке бьется до изнеможения, пытаясь вырваться на волю. Человек – венец творения – едва встав на ноги, требует для себя свободы. А что такое свобода? Давайте попробуем разобраться. Что лично для вас значит – быть свободным?

Очень важно, чтобы ребята выработали собственное понимание гражданской позиции, чтобы они сами пришли к выводу, что свобода – это не вседозволенность, и что подлинная свобода невозможна без ответственности.

Что такое свобода? Какими качествами должен обладать свободный человек? Что объединяет понятия «свобода», «выбор» и «ответственность»? Может ли свобода вести к рабству? – Вот основные вопросы нашего классного часа

Форма: дискуссия.

Цель : обсудить с учащимися значение слов «свобода» и «ответственность», показать значимость этих понятий в жизни человека.

Задачи:

Развивать у учащихся осознанное понимание значимости данных понятий в реальной человеческой жизни, умение действовать сообразно нравственным законам человеческого существования.

Познакомить с молодежными неформальными объединениями и определить их роль в обществе; научить школьников выражать свое отношение к различным группировкам;

Расширить представление учащихся о здоровом образе жизни, о вредном воздействии вредных привычек на организм человека.

Предварительная подготовка

I .Ответить на вопросы анкеты.

I Анкета

1.Какой смысл ты вкладываешь в слово «свобода»?

2.Считаешь ли ты себя свободным человеком?

3.В чём выражается твоя свобода?

4.От чего ты считаешь себя зависимым?

5.Считаешь ли ты себя ответственным человеком?

6.Какие качества ответственного человека ты можешь назвать?

7. Какие качества ответственного человека присущи тебе?

8.Какие качества ответственного человека тебе хотелось бы в себе развить?

На стенах развешаны плакаты с высказываниями известных людей.

    «Свобода – это ответственность. Вот почему ее так бояться»

Б Шоу

    «Человек раб потому, что свобода трудна, рабство же легко»

Карл Ясперс.

    «Когда я могу делать то, что хочу, это значит, что я свободен; но то, что я хочу, я хочу в силу необходимости».

Вольтер.

    «Излишек свободы приводит к анархии, слишком же строгие путы приводят к деспотии».

Сунь Ятсен.

План классного часа

    Вступительная беседа

    Что такое «свобода»

    Выбор «свободы»:

Молодежная субкультура в современном обществе

Пивной алкоголизм – чума XXI века

Интернет- зависимость

Ход классного часа

Учитель . Свобода - категория, рассуждения о которой звучат на всем протяжении истории человечества. В обобщенном виде ее можно представить как возможность выбора личностью всех составляющих своего существования, возможность целеполагания, совершения действий и поступков.

Учащимся предлагается выбрать из указанных вариантов тот, который наиболее близок им, и обосновать свою точку зрения. Если среди предложенных нет определения, которое отражало бы личное понимание категории «свобода», ребята пытаются сами сформулировать его.

Свобода - это:

    отсутствие каких-либо ограничений, стеснений в деятельности;

    сознательный выбор человека из ряда возможных направлений в его мыслях и поступках какого-либо одного направления;

    способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на знание объективной необходимости;

    реализация своих творческих замыслов, воплощение намеченных задач;

    не стесняемое никакими ограничениями развитие сил и способностей, полное раскрытие личности;

    степень самостоятельности личности, возможность и полнота удовлетворения потребностей, развития способностей;

    наличие прав и их гарантированность;

    один из основополагающих принципов правового государства.

Вывод: «Безграничная свобода невозможна, она слишком близка к тому, чтобы делать зло другим людям».

Учитель. Если понимание свободы столь многообразно, и каждый человек понимает ее по-своему, ко всякой ли свободе надо стремиться?.. Всякая ли свобода нам полезна?..

1 участник. Представьте ситуацию. Маленький ребенок идет по улице с мамой. Он требует свободы, вырывает свою ручонку из маминой руки и бежит вперед. Мама позволяет некоторое время идти ему свободно. Но вот они подошли к перекрестку и мама настойчиво берет сына за руку. Но он продолжает упорно вырываться. Ему понравилось свободное передвижение, ему понравилась полная свобода. Скажите, во благо ему будет та свобода, которую он требует? Должна ли мать предоставить ему полную свободу? Кому придет в голову в подобной ситуации осуждать ее за посягательство на свободу ребенка? Но ведь малыш искренне возмущен и негодует!

2 участник. Так и мы, подрастая, почувствовав себя взрослыми людьми, стремимся к полной свободе, к той свободе, когда делаю все, что хочу, даже еще не понимая до конца, что это такое – свобода. Принимая за свободу вседозволенность. Мы уже все (ну почти все) знаем, все понимаем, и сами способны решать, что нам делать и как нам делать. Нам непонятно, почему нами пытаются руководить родители, учителя и вообще взрослые. Мы справедливо возмущаемся, справедливо негодуем, мы всем своим существом справедливо требуем: свободу! Сво-бо-ду!.. И… становимся похожими на того малыша, который упорно вырывает свою ручонку из маминой руки, рискуя в следующее мгновение попасть под машину.

Учитель. Как вы считаете, без чего не может быть истинной свободы?

Обмен мнениями.

Учитель. Давайте рассмотрим одну ситуацию, очень распространенную и банальную.

3 участник. Компания из трех молодых парней 15–17 лет однажды вечером решила развлечься катанием на машине. Собственного автомобиля не было ни у кого, поэтому ребята угнали первую попавшуюся на их пути машину. Через час друзья уже были в милиции и узнали, что за совершенную «шалость» вполне могут оказаться в тюрьме. Все недоумевали, считая свою выходку лишь «безобидным развлечением», и уверяли, что возвратили бы машину владельцу. Прочитав соответствующие статьи Уголовного кодекса, они поняли, что им грозит.

Учитель. Подумайте, почему ребята попали в подобную ситуацию.

Обмен мнениями; развитие темы свободы и ответственности.

Статья

Нарушение

Наказание

Мелкое хулиганство, т.е. демонстративное нарушение порядка (нецензурная брань в общественных местах, шум, мешающий людям после 23 часов и т.п.)

Штраф 5-15 МРОТ или арест до 15 суток

Нарушение правил пожарной безопасности (в том числе курение в неположенном месте)

Штраф 5-15 МРОТ, а если нарушение привело к пожару, то штраф 15020 МРОТ

Распитие спиртных напитков в общественных местах

Штраф 3-5 МРОТ (наказание наступает за потребление напитков с содержанием этилового спирта 12%)

Потребление наркотических или психотропных веществ в общественных местах

Штраф 10-15 МРОТ

Появление в общественных местах в состоянии опьянения

Штраф 1-5 МРОТ или арест до 15 суток

Учитель . Стремление человека к свободе подталкивает его к попыткам расширить круг своих свобод. Какие пути для этого возможны?


Ваш возраст - «пересаживание корней» - самоопределение. Время, когда у вас появляются собственные взгляды и отношения к миру, к людям, к делу, к событиям; собственные требования к себе и окружающим. Поэтому каждый из вас - как витязь на распутье, выясняющий, куда ему идти.

! участник: Расул Гамзатов писал:

Глаза у нас намного выше ног:

В том смысл я вижу и особый знак.

Мы все сотворены, чтоб каждый мог

Все осмотреть пред тем, как сделать шаг.

Учитель: Скажите, пожалуйста, вам не страшно ходить по улицам? Милицейские сводки пестрят сообщениями о драках, убийствах, столкновениях. На домах и заборах все чаще можно увидеть фашистскую свастику. Вы не боитесь стать жертвами экстремистов?

– Знаете ли вы, кто такие скинхеды?

– Приходилось ли вам участвовать в столкновениях на национальной почве?

– Некоторые социологи утверждают, что четверть российских граждан заражена ксенофобией. Вы входите в их число?

(Дети отвечают)

2 участник: По признанию руководителей МВД, молодежный экстремизм, в том числе движение «бритоголовых» уже угрожает национальной безопасности России и никакие антиэкстремистские, так же как и антитеррористические, меры не могут быть излишними или избыточными

– Бурный рост молодежных группировок, их возрастающая активность не раз вызывали подозрение, что за этими детскими играми стоят вполне взрослые люли, которые используют молодежь как оружие для достижения своих корыстных целей.

Учитель: Кому, по-вашему, могут быть выгодны группировки молодежи?

(Партии радикальной направленности, бизнесмены, уголовные авторитеты и т.п.)

– Многие прекрасно понимают, что группировки скинхедов - «фирмы» – это динамит, который может шарахнуть в любом направлении. Где и как может «шарахнуть» этот динамит?

2 участник И. Гёте: «Человечество могло бы достигнуть невероятных успехов, если бы оно было более трезвым»

Сегодня потребление пива в России на душу населения составляет примерно 78 литров (данные за 2010 год). Причем у нас этот напиток чаще всего употребляют люди в возрасте 25-45 лет. Сейчас более-менее регулярно пьют пиво 57% жителей нашей страны. Из них 75% мужчин и 41% женщин

Пиво у многих непременный атрибут повседневной жизни. Его пьют дома и на работе, в одиночестве и в компании. Пьют из пластиковых и стеклянных бутылок, жестяных банок, огромных кружек. Пьют мужчины и женщины, старые и молодые. Пиво стало своеобразным символом, атрибутом уверенности, успешности. Пиво и слабоалкогольные напитки стали частью молодежной субкультуры, неотъемлемым атрибутом отдыха.

3 участник: И, видимо, не случайно, что в сводках криминальных новостей все чаще появляются данные о школьниках, и даже школьницах, которые от чрезмерного употребления пива совершаются хулиганские действия или попадают в токсикологию с алкогольным отравлением. Страну охватила пивная алкоголизация молодежи. И это почти такое же бедствие, как наркотики

«Не СПИД, не туберкулез погубят Россию,

а пивной алкоголизм среди юного поколения»

Главный санитарный врач Р.Ф Геннадий Онищенко

3 участник Наркологи бьют тревогу: люди все больше времени проводит за компьютером, предпочитая виртуальный мир реальному. Статистика приводит ошеломляющие цифры: по данным ComputerEconomics, в мире 20 процентов пользователей страдают зависимостью от компьютера, то есть болен каждый пятый... Психиатры даже придумали специальный термин - «компьютерная зависимость», или «сетемания». Не преувеличена ли эта проблема? Так ли опасен компьютер?

Любая зависимость - это всегда болезнь чувств. А потому у всех зависимостей общие признаки. Классический портрет среднестатистического сетемана выглядит так. Человек обращен внутрь себя, внешние события не имеют для него значения, реальная жизнь не представляет интереса. Садясь за компьютер, он испытывает чувство эйфории. Если наркоман удовольствие получает от дозы, а алкоголик от рюмки, то сетеман - от процесса. Не случайно компьютерную зависимость называют процессуальной. Нажал на кнопку - получил кайф.

В случае если сетемана вынуждают отвлечься от монитора, он сильно раздражается, в тяжелых случаях испытывает чувство, похожее на ломку наркомана. Разлуку с компьютером он воспринимает как разлуку с лучшим другом или любимым человеком.

Часто сетеман пренебрегает собственным здоровьем и даже гигиеной для того, чтобы больше проводить времени за монитором. Болезненное увлечение идет в ущерб занятиям, домашним делам, служебным обязанностям.

Учитель. Как вы считаете - хорошо иметь свободу от ответственности?

Обмен мнениями.

Учитель. Давайте немного пофантазируем, представим, как бы выглядела наша с вами жизнь, если бы все (подчеркиваю – все, а не только мы) получили полную свободу от ответственности (хотя надо признать, что для некоторых – это не фантазия, а реальная жизнь). Вы приходите после школы домой…

Игра «Фантазии на тему…»

Учитель. Свобода без ответственности – это путь в никуда. Полной свободы в природе не существует вообще, если только в полном вакууме. Но, сами понимаете, такая свобода не предполагает жизни. Свободный человек отличается тем, что он готов нести личную ответственность за свой выбор, не перекладывая вину за последствия на других. Прежде чем заявить о своем праве на свободу, задайте себе вопрос: какими будут последствия моей свободы для меня и окружающих меня людей?

Учитель: Наш разговор я хочу завершить стихотворением Юрия Левитанского «Каждый выбирает для себя»

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе.
Щит и латы, посох и заплаты,
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.
Выбираем тоже - как умеем.
Ни к кому претензий не имеем.
Каждый выбирает для себя!

Список литературы

    Белокрылова О.С., Михалкина Е.В., Банникова А.В., Агапов Е.П. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2006.

    Касьянов В.В. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.

    Кохановский В.П., Матяш Г.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Философия для средних и специальных учебных заведений. Ростов н/Д, 2008.

    Кравченко А.И. Обществознание. М.: Русское слово, 2006.

    Курбатов В.И. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.

    Л. В. Шабанов. Социально-психологические характеристики молодежных субкультур: социальный протест или вынужденная маргинальность?

    Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры / Ин-т социологии РАН, Ульян. гос. ун-т. Н.-И. центр «Регион». - М.: Ин-т социологии РАН, 2000. - 262 с.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в период с 22 по 25 января 2019 года в Москве пройдут XXVII Международные Рождественские образовательные чтения по теме: «Молодежь: свобода и ответственность».

Согласно Положению о Международных Чтениях им предшествует региональный этап.

По благословению Высокопреосвященнейшего Иоанна, митрополита Белгородского и Старооскольского, пленарное заседание регионального этапа Чтений -ХVI-х Международных региональных образовательных Иоасафовских Чтений по теме «Молодежь: свобода и ответственность» состоится 7 декабря 2018 года.

Заседания секций пройдут в октябре-ноябре 2018 года.

Цель Чтений обозначил на заседании председатель Оргкомитета Международных Рождественских образовательных Чтений митрополит Меркурий: «Важно в рамках каждого направления сделать акценты на раскрытие темы: «Молодежь: свобода и ответственность», обращая особое внимание на то, как в том или ином направлении нашей работы сделать для молодежи понятие необходимым признаком, свойством свободы, без которого она, как слово, потерявшее буквы, может превратиться из «свободы» в «обод», то есть в настоящие узы, рабскую зависимость от необходимости все большего и большего снятия любых правил и ограничений».

О свободе принято говорить как о Божием даре, свидетельстве богоподобия человека: Бог создал человека свободным, дал ему право и власть самоопределения и творчества.

Сегодня мы постоянно слышим: «свобода слова», «свобода печати», «свобода любви», «свобода совести». Русская Православная Церковь выразила свое отношение к принципу «свободы совести» в принятой социальной концепции, как симптому распада «системы духовных ценностей, потерю устремленности к спасению в большей части общества». В рамках Чтений необходимо объединение усилий государственной власти, общества и Церкви для выработки направления, понятного молодежью и приемлемого ею на основе традиционных исторически сложившихся и социально обусловленных для России ценностей.

Основные задачи Чтений:

Осмысление христианских основ жизни, закрепленных в определенных социальных, культурных и религиозных традициях, передаваемых от поколения к поколению;

Выработка подходов и совместных поисков в сфере образования по воспитанию детей и молодежи, по возвращению поколению XXI века православной веры, а значит, нравственности и свободы.

К участию в Чтениях приглашаются представители администраций муниципальных районов, руководители управлений образования, культуры, молодежной политики, здравоохранения и социальной защиты населения, православные педагоги, врачи, представители вооруженных сил и правоохранительных органов, священнослужители, руководители духовно- просветительских центров, представители регионального отделения МОО «Союз православных женщин», члены Союза юристов, члены общественных организаций.

Современная общественно-политическая проблематика тесно связана с такой фундаментальной категорией человеческого бытия, как свобода. Сегодня, как никогда, более всего говорится о свободе. И именно сегодня развиваются процессы, которые представляют угрозы для личной свободы человека. Считая свободу высокой ценностью, отдельные государства, Россия в их числе, международное сообщество вводят в законодательство общественно-политические нормы, которые противоречат нормам жизни верующего человека, принадлежащего к традиционным религиям. Для нас важно осмыслить эту категорию человеческого бытия с точки зрения православной традиции. В свете этой традиции мы сможем дать оценку тем интерпретациям свободы, которые навязывают нам. В связи с этим вспомним слова Апостола Павла: «К свободе призваны вы, братия, только бы ваша свобода не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу» (Гал.5.13).

Предметом размышлений может стать соотношение человеческой свободы и нравственной ответственности. Может ли существовать человеческая свобода без ответственности нравственной, и несет ли человек нравственную ответственность, не имеющий свободы?

Тема Чтений требует глубокого и вдумчивого осмысления значений человеческого выбора. Нравственность представляет собой свободу, реализованную в результате ответственного выбора, ограничивающего себя ради блага и пользы личности или всего общества. Она обеспечивает жизнеспособность и развитие общества, его единство. Разрушение же нравственных норм пропаганда нравственного релятивизма подрывает мировосприятие человека, ведет к потере духовной и культурной идентичности.

На секциях, круглых столах, конференциях, беседах важно выработать пути решения проблемы понимания свободы и ответственности молодого человека, социальной незащищенности молодого поколения, влияния медиа пространства на неприятие традиционных норм семейной, общественной жизни.

Церковно-общественный диалог в рамках региональных образовательных Иоасафовских Чтений станет важным вкладом и отправной точкой дальнейшей работы всех сфер образования, культуры и общества в целом в сохранение нравственной русской духовной культуры и транслирование ее новому поколению через христианское понимание свободы.

В ходе пленарного заседания и работы секций могут быть рассмотрены вопросы по следующим направлениям:

Свобода и познание добра и зла;

Воля человеческая и воля Божия – свобода выбора;

Свобода, своеволие, произвол;

Свобода и зависимость;

Свобода и ответственность личности;

Утверждение базовых ценностей воспитания в христианской семье;

Молодежь и традиции;

Свобода и ответственность в искусстве;

Нравственный выбор современного человека;

Свобода в творчестве: как отличить настоящую культуру от псевдо;

Можно ли быть свободным без ответственности?;

Субкультура в молодежной среде;

Виды зависимости среди молодежи;

Сэлфи – зависимость или развлечение?;

Молодежные сленги и великий русский язык.

В рамках Чтений предусматривается работа ряда секций:

Для педагогической общественности: «Роль педагога в воспитании свободы как непреложной ценности».

Для сотрудников правоохранительных органов и вооруженных сил: «Формирование духовно-нравственных ценностей защитников Отечества».

Для студентов: «Дорога к семье и целомудрию. Воспитание в христианской семье».

Для семинаристов и священнослужителей: «Молодежь и ответственность духовного образования».

Для молодежи: «Свобода и ответственность – две стороны сознательной деятельности человека».

Для казачества: «Основа казачьей идеологии – православное мировоззрение».

Для работников культуры и СМИ: «Свобода в творчестве: как отличить настоящую культуру от псевдо».

Для монашествующих: «Воля Божия и воля человеческая – свобода выбора».

Заявки на выступления с тезисами докладов или участие в работе секций Чтений направляйте на электронный адрес Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. ">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. с указанием Ф.И.О., места работы, должности, контактного телефона, адреса электронной почты. Прием заявок и печатных материалов начинается с 1 сентября и заканчивается 1 ноября 2018 года. По результатам экспертизы представленных материалов принимается решение об их допуске к публичному обсуждению. Руководители секций информируют об этом авторов. Организаторы вправе отклонить материалы, не соответствующие программе Чтений.

Тел. Для справок: 320182, 89803942117 Калашникова С.Н.

Как же часто мы путаем эти понятия. Я хочу раз и навсегда раскопать между ними огромную яму и дать вам возможность туда заглянуть.

Вседозволенность — отсутствие желания понимать чувства людей. Это когда получают блага за счет других, причиняя им боль. Когда самоутверждаются, унижая. Берут желаемое, шагая «по головам». Вершат судьбы, невзирая на ценности окружающих. Приписывают себе важность «Я лучше, поэтому мне дозволено все».

Никто не лучше и не хуже. Мы все — звенья одной цепи, каждый находится на своём месте и выполняет свою функцию. Какой орган в твоем организме самый важный? Это смешной вопрос, правда?

Сейчас ты понимаешь, насколько абсурдно сравнивать себя с другими и других с собой?
Вседозволенность — коварная дама, именно под ее дудку ты пляшешь, если узнала себя в описании.

Что такое «свобода»?

Свобода — умение чувствовать себя, понимать свои чувства и окружающих. Быть в гармонии с собой. Выбирать лучшее для себя, уважая выбор и пространство других людей. Свобода — это искусное лавирование в океане жизни. Ты стремишься туда, куда хочешь, при этом не задевая других людей (не причиняя им боль). Ты умеешь чувствовать и понимать. Ты не вовлекаешь в свою игру других насильно. Ты просто предлагаешь присоединиться тем, кто готов.

Свобода — это уважение к себе, другим, к самой жизни.

Мы — узники своих внутренних ограничений

Самое страшное наказание для человека — ограничение внешней свободы. Но мы зачастую даже не подозреваем, что являемся узниками собственных внутренних запретов. Они приходят в жизнь незаметно: слова родителей, учителей, окружения, опыт и неумение делать выводы из совершенных ошибок. Виток за витком и вот мы уже в капкане, за толстыми стенами одиночной камеры своих убеждений (читай «заблуждений»).

Когда ты смотришь вперед, а перед носом стена, видишь ли ты горизонт и этот мир таким, какой он есть? Нет, ты видишь только стену.

Так что же мешает тебе свернуть за угол этой конструкции и открыть для себя удивительный мир возможностей и счастливой жизни?! Всего лишь несколько маленьких шагов...

Что мешает нам быть свободными?

Я подскажу, . Страх неопределенности, перемен. Странно звучит? Возможно, но это именно так. Даже когда ты знаешь, что перемены будут к лучшему, ты боишься. Потому что это неизвестность, а она пугает нас с самого детства.

Помнишь, как ты боялась войти в темную комнату? Твое воображение рисовало разные картинки. В неизвестности тебя может ждать все, что ты придумаешь сама. Чтобы перебороть свой страх, с трясущимися коленками, ты шла туда и быстро включала свет. И о чудо! Страх рассеивался, ты начинала видеть реальность такой, какая она есть, без страшных монстров под кроватью.

Что выбрать: свободу или вседозволенность?

Подведем итог: вседозволенность отличается от внутренней свободы тем, что она причиняет боль каждому, кто попадает в поле человека с подобным отношением к жизни. Внутренняя свобода делает тебя бесстрашной, видящей горизонт и мир во всей его красоте. Ты выбираешь, как тебе жить, при этом не задевая чувств близких людей. Ты живешь в гармонии со своими желаниями и эмоциями.

Если посреди ночи тебя разбудить и спросить: «Ты счастливый человек?», твой ответ будет быстрым и уверенным: «Да!».

Просто зайди в свою личную «комнату страхов» и быстренько включай свет. Как это сделать? Я . Возьму тебя за руку, и мы пойдем туда вместе.

Человек – венец творения – едва встав на ноги, требует для себя свободы. А что такое свобода? Что значит – быть свободным? Что объединяет понятия «свобода», «выбор» и «ответственность»? Эти и другие вопросы, волнующие молодёжь, стали предметом дискуссии в ходе информационного часа, прошедшего в МОУ СОШ № 5 г. Буденновска в рамках работы с подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Для получения представления о мировоззрении детей, в начале мероприятия участникам была предложена анкета, целью которой было задание проанализировать понимание свободы современными подростками; выявить отношение подростков к свободе, как ценности в настоящее время. На примерах литературы, библиотекарь Змиевская Н.К. рассказала молодым людям, что человек властен совершать определенные поступки, но он должен быть готов нести за них ответственность. С неподдельным интересом присутствующие ознакомились с видеопрезентацией: «Свобода: ответственность или вседозволенность?». К мероприятию был подготовлен библиографический обзор художественной литературы - Т. Драйзер «Американская трагедия», А.С. Пушкин «Евгений Онегин», Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Подросток», И.С. Тургенев «Отцы и дети», Х. Конзалик «Человек-землетрясение». Представленные произведения помогут подросткам выработать собственное мнение о свободе и вседозволенности, о праве выбора своей мечты. Встреча прошла в непринуждённой, дружественной обстановке.

Loading...Loading...