Художественная деталь в рассказах куприна. Значение деталей в повестях А.И

А.И. Куприн – мастер символического образа. Писатель создает в своих произведениях цветовые и звуковые образы, которые несут особое эмоциональное значение. При их использовании внутренний мир персонажей раскрывается глубже, помогает более широко осмыслить идейную глубину произведения в целом.

Цветопись и звукопись – распространенные художественные средства экспрессивности языка, несущие колоссальную смысловую нагрузку. Цвет, символика цвета и звук в повестях «Гранатовый браслет», «Олеся», «Суламифь» органически проникают в строки художественных текстов. По словам Е. Фарино, «цвет в литературном тексте непременно должен получить свое вербальное выражение, должен быть назван… Поэтому, не будучи обязательным и будучи всегда выбором, вводимое в текст литературного произведения цветообозначение всегда значимо ».

В некоторых случаях упоминаемый писателем цвет является носителем определенного, сложившегося в данной культуре значения. Например, красный цвет, отсылает к традиционной ассоциации с любовью и страстью, с одной стороны, и с печалью и опасностью, с другой . Он становится настоящим символом любви, преданности, страсти и смерти в повести «Гранатовый браслет». Употребление приема цветописи наблюдается при смене настроения княгини: Вера покр a снела … с покр a сневшими от слез

Портрет Г.С. Желткова богат цветовой гаммой, но красный цвет используется в его образе только один раз: Я кр a снею

Мы можем наблюдать многократное повторение данного цвета в остальном контексте: футляр кр a сного плюш a , пять прекр a сных гр a н a тов-к a бошонов … При детальном рассмотрении браслета, оказалось, что при ярком освещении он имеет своеобразный оттенок: … густо-кр a сные живые огни . Такой подарок не принес княгине радости, а, напротив, увидев его, княгиня испытала странное волнение: «Точно кровь!»

Не менее устойчивая ассоциация с любовью передается в повести зеленым цветом : Это весьма редкий сорт гр a н a т a - зеленый гр a н a т .

Василий Львович показывает гостям портрет, удачно исполненный цветными карандашами . Яркие цвета не присущи Желткову.

Фамилия Желтков также символична. «Символика желтого цвета определяется двумя полюсами его оттенков. С одной стороны, это теплый красно-золотой желтый цвет жизни. С другой, это холодный и резкий, или же блеклый и грязный желтый цвет болезни и смерти ». Такая характеристика цвета отражает и мироощущение героя, покончившего жизнь самоубийством ради благополучия своей возлюбленной.

В облике героя чувствуется незащищенность, видно, что его терзают сомнения: …пальцы Желтков a забегали по борту коричневого короткого пидж a чк a . В портрете героя писатель указывает на коричневый пиджачок не как на знак обыкновенности, совершенной невыразительности, а наоборот, скромности и сдержанности наряда.

В образе героя следует отметить блеклые цвета, характеризующие глубину души и человеческого порыва героя. Они сопутствует изображению любви, привязанности, симпатии, при этом обрекают героя непонимание окружающих и гибель.

Бледные цвета автор использует для того, чтобы передать цвет лица. У чиновника казенной палаты – это постоянное явление, а не реакция на какое-либо явление: … очень бледный,…губы у него были белые и не двиг a лись, как у мертвого .

Даже такой цвет, как рыжий, не использован автором в полном колористическом объеме. Этот цвет он осветляет, превращая его из яркого в тусклый: …светлые рыжев a тые усы

Природа в желтых оттенках, словно предчувствуя что-то нехорошее, сопровождает княгиню: … на их колючей желтой щетине з a блестел a слюдяным блеском осенняя п a утина. … Деревья <…> роняли желтые листья .

В повести писатель использует большое количество названий цветов: отцветающие м a хровые гвоздики, левкой, розовые кусты…. З a то пышно цвели своей холодной, высокомерной кр a сотою георгины, пионы и a стры . Цветы символизируют увядание души княгини, проводящую свою жизнь обыденно и однообразно. Например, гвоздика является символом жгучих чувств , которые когда-то княгиня испытывала к своему мужу. Неземная любовь Желткова, помогает Вере очнуться от душевного равнодушия, посмотреть на мир по-другому. Об этом свидетельствует большая красная роза, оставленная княгиней покойному чиновнику: …и сейч a с же вынул a <…> большую кр a сную розу … Это единственный подарок княгини безнадежно влюбленному Желткову. Красный цвет розы – цвет беды и любви, угасшей и вспыхнувшей вновь в сердце героини .

В повести душевное оживление Веры передается через прием звукописи: … зашелестел листьями . Все это сопровождается замечательной музыкой, послушать которую завещал Желтков: … удивительн a я музык a <…> продолжал a … Повесть «является наиболее ярким и показательным произведением, где музыка, звук пронизывают каждое слово, где соната Бетховена отражает многозначную смысловую структуру повести и, проходя лейтмотивом через все произведение, достигает в финале своего апогея ».

Следующее произведение Куприна, богатое цветовыми образами, – повесть «Олеся». Для каждого случая автор использует определенную цветовую палитру. В портретах крестьян писатель использует только темные цвета. Обращает на себя внимание цвет их кожи: …причем на секунду я вижу ее коричневую кожу . В образе ленивого и беспечного Ярмолы прослеживается та же деталь: … его смуглое худое лицо с вп a лыми черными гл a з a ми, все ушедшее в жесткую черную бороду Он <…> просовывал между своими черными <…> п a льцами перо

Обстановка, в которой живут эти герои, также дана в темных тонах: …в темных сенях

Благодаря темным цветам, автор старается отразить грубые нравы и необразованность крестьян. Писатель попадает в атмосферу нищеты, бездуховности, непонимания, поэтому все окружающее он описывает в тусклых и мрачных тонах.

Полной противоположностью полесских крестьян является Олеся. Весь ее образ создан из противоречивых колоритных зарисовок, где в каждой портретной детали автор отмечает особенности характера героини: …высокая брюнетка...;…бел a я руб a х a свободно; …в этих больших, блестящих, темных гл a з a х…; в смугло-розовом тоне кожи ….

Г.С. Мурыгина отмечает, что «с появлением Олеси начинает меняться поэтическая тональность произведения, тоска уступает место радости, прекрасное торжествует над уродливым ».

Следующее свидание героев происходит при многоцветной весенней палитре, отражающей гармонию в природе. Любовь главных героев повести развивается на фоне природы, которая обладает звуками, изменяющими свою тональность в зависимости от происходящих событий: … бурливые, коричневые, сверк a ющие ручейки…; в огромных луж a х воды отр a зилось голубое небо с <…> белыми обл a к a ми . …бурыми прошлогодними листьями..., .. м e ртвую ж e лтизну, <…> лиловые головки …. С дальнейшим развитием отношений природа оживляется еще сильнее: …громч e ст a н o в u лся з a д o рный кр u к в o р o бь e в…; сильнее благоухали клейкие коричневые почки тополя . В самом финале звуки нарастают, обретают зловещее выражение: o т р a ск a т o в гр o м a др o ж a ли и зв e н e л u ст e кл a

Куприн использует прием звукописи для того, чтобы читатель смог не только увидеть, но и услышать песню радостного чувства, которое переполняло героев, и вместе с ними пережить их горе.

Радость жизни, быстрые и легкие движения Олеси передаются яркими и насыщенными оттенками: Но O л e ся уже н a к u нул a н a г o л o в y кр a сный к a шем u ровый плат o к

При изображении юной ведьмы, Куприн использует прием контрастности: Кр a сн a я юбк a <…>, выд e ляясь ярк u м пятн o м н a o сл e п u т e льн o e л o м, р o вн o м ф o н e сн e г a . Два огромных синих пятна <…> резко выделялись на белой нежной коже .

На лице девушки нельзя не заметить волнение, описанное с помощью красного оттенка: … покраснела вдруг она..., … и еще больше краснея ; … вспыхнула густым румянцем .

В данном случае красный цвет выражает символическое значение сильной и жгучей любви, страстного любовного чувства. Отсылки к красному цвету наблюдаются во время заговаривания крови девушкой. Здесь цвет крови символизирует агрессию, беду: Кровь тотчас же выступила

Нельзя не отметить и голубой цвет, также используемый автором для описания героини: … тоненькая голубая жилка у нее на виске … Согласно Обухову, «голубой цвет настраивает на меланхолию », поэтому логично предположить, что героиню ожидают горе и тоска.

В финале повести мы вновь видим темные тона, которые предупреждают о приближающейся беде. Мы видим борьбу темного со светлым: Полнеба закрыла черная туча <…>, но солнце еще светило, <…>, и в этом смешении света и надвигающейся тьмы было что-то зловещее .

Повесть завершается интересной цветовой гаммой: Это была нитка дешевых красных бус, известных в Полесье под названием «кораллов … Красные бусы всегда будут напоминать герою о страстной и великодушной любви Олеси, а также о боли и разлуке.

В повести «Суламифь» земной мир яркий, красочный, живописный. Писатель использует насыщенные, интенсивные, яркие и контрастные краски, он обращает внимание читателя на яркие предметы.

Геральдика указывает, что цветы, выбранные автором для описания царя, имеют следующее значение: красный цвет олицетворяет силу, храбрость; пурпурный – достоинство, власть; золотой – богатство; серебряный – мудрость; черный – постоянство, покой; белый – чистоту, невинность: Руки царя были нежны, белы… …носил Соломон гемму из кроваво-красного астерикса, извергавшего из себя шесть лучей жемчужного цвета . …с серебряными столпами, с золотыми локотниками в виде лежащих львов, с шатром из пурпуровой тирской ткани

Особого внимания заслуживает портрет царя: Бледно <…> лицо, губы - <…> алая лента; волосы черны иссиня, <…> блестела седина, подобно серебряным нитям горных ручьев…; седина сверкала и в его черной бороде… Глаза <…> темны, как самый темный агат, как небо в безлунную летнюю ночь, а ресницы <…> походили на черные лучи вокруг черных звезд .

Оригинальной цветовой гаммой обладает портрет девушки. При описании ее образа часто используется не только красный цвет, но и его оттенки, например, алый, рыжий. Рыжий – цвет огня и солнца, он, согласно Обухову, ассоциируется с кровью . Алый цвет обозначает кровь, силу , власть, любовь вплоть до жертвенности : … темно-рыжие волосы, в которые она воткнула два цветка алого мака <…>, и пламенеют <…>, как золотой пурпур. Самодельное ожерелье из каких-то красных сухих ягод Губы твои алы… … от света зари и от пыли кажется таким же красным и таким же волнистым, как твои кудри .

Также для создания образа используется прием метафоричности: Щеки твои - точно половинки граната под кудрями твоими. Глаза твои глубоки, как два озера Есевонских у ворот Батраббима .

Трагично заканчивается любовь героев. Смерть девушки сопровождается алым цветом: … он стоял на <…>, не замечая, что его колени купаются в ее крови и что руки его обагрены алою кровью .

Зеленый цвет, используемый в зарисовках пейзажей и в высказываниях героев, символизирует свободу, радость, ликование, надежду, здоровье: серебряно-зеленые листы олив . Темно-зеленые малахитовые ступени .

Такие цвета, как голубой и розовый цвета вызывают ассоциации с прекрасной, сильной и возвышенной любовью героев: …тело Суламифи казалось пенно-розовым, и любовная усталость окружала голубыми тенями ее прекрасные глаза

Эффект живости и яркости мира, который сопровождает героев повести «Суламифь», сопровождается частым описанием цветов: « как цветок нарцисса », « прекрасен царь, как лилия Саронской долины », « аромат цветущего винограда – тонкий аромат резеды », « как распустившийся цвет граната » и многие другие.

Цветы, которые упоминаются в повести, также имеют символическое значение. Нарцисс – символ весны и юношеской смерти . Лилия – символ чистоты и невинности . Виноград – символ плодородия.

Жизнь героев повести «Суламифь» не только живописна, но и полна звуков, которыми наслаждается человек. Такие звуковые примеры, как: « любил слушать рев диких зверей », « простой и нежный мотив льется себе, как звонкий ручей в горах », « резкий медный звук вдруг пронесся над Иерусалимом. Он долго заунывно дрожал и колебался в воздухе » используются Куприным, чтобы показать радость жизни,

Авторская гамма красок и звуков уникальна и разнообразна. Цветовые и звуковые решения составляют неповторимость пейзажа, раскрывают характеры и образы героев, предоставляют читателям право проникнуть в авторский мир настолько, чтобы суметь постичь его глазами художника. Таким образом, читатель воспринимает символический мир произведений, созданный воображением писателя, именно так, как и хотел этого автор.

Список использованной литературы:

    Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. – М.: Типография А.А. Карцева, 1913. – 272 с.;

    Куприн А.И. Избранное. – Алма-Ата: Мектеп, 1984. – 368 с.;

    Мурыгина Г.С. Психологическая функция цветовых слоев в повести А.И. Куприна «Олеся» // Известия ПГПУ: Сектор молодых ученых. – 2007. – №3. – С. 155 – 160;

    Обухов Я.Л. Символика цвета. – Режим доступа: ;

    Фарино Е. Введение в литературоведение: Учебное пособие. – Спб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. – 639 с.;

    Шигапова Г.Ф. Звуковая символика в повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» / / вестник Тюменского государственного университета. – 2013. – №1. – С. 192 – 199

В своих произведениях А.И.Куприн широко использует прием цветописи. Его палитра красок достаточно разнообразна. Часто писатель вводит в текст не просто классические цвета: синий, красный, черный и т.д., – но и совершенно неожиданные цветовые оттенки, большинство из которых являются метафорами или имеют некоторый метафорический оттенок: «серебристо-стальной », «весело-синий », «густо-красный », «серебристо-зеленый », «кровавый », «жемчужный », «лиловый », «оливковый », «молочный », цвет «медной яри », «черного жемчуга », цвет «осеннего неба », «яблочно-зеленый », «пенно-розовый » и т.д. Они передают неповторимость пейзажа и раскрывают характеры героев, позволяют читателям глубже проникнуть в созданный автором мир, постигая его глазами художника слова, по-особому воспринимающего окружающую действительность и жизнь, созданную его воображением. Нередко в цветовой гамме Куприна встречаются такие универсально-цветовые эпитеты как «разноцветные травы », «пестрым ковром », «радужные разводы », «солнце играло всеми цветами радуги », что способствует созданию наиболее яркой и живой картины. Во всем многообразии красок, которые использует Куприн, можно выделить любимые цвета автора: красные, черные (темные), белые (светлые), зеленые, серебряные и золотые цвета и оттенки, – с помощью которых он с одинаковым успехом может передавать как радостные, светлые чувства, счастливые картины жизни, так и тревогу, опасность, печаль.

Из всей этой группы доминирующих цветов хотелось бы особо выделить красный и зеленый. Эти два цвета не только чаще остальных встречаются в произведениях А.И. Куприна – автор наделяет их неким мистическим звучанием и содержанием, выделяет из общей массы, делает ярким пятном.

«Зеленый гранат » редкого сорта – гроссуляр («Гранатовый браслет») – «имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти ». Подарив этот драгоценный камень Вере Николаевне, Желтков обрекает себя на смерть. Изумруд – драгоценный зеленый камень, так же звали и четырехлетнего жеребца (« Изумруд»). «Зелень » была необходима больной Сашеньке для жизни («Детский сад»). Зеленый цвет на картинах в «Гамбринусе» («зеленый луг », «зеленые куртки », «зеленое болото ») – единственное яркое пятно в общей мутно-грязной массе завсегдатаев трактира, но и оно постепенно становится «стеклянным зеленым лесом» из пустых бутылок. «Ложе у нас – зелень », – говорит Соломон, вспоминая прекрасные, светлые мгновения, проведенные в винограднике с Суламифью, наполненные страстью. Это и зеленый «смарагд – любимый камень » царя Соломона, призванный охранять и защищать его возлюбленную от всех болезней и «черных мыслей». «Величественная зеленая прелесть бора, как драгоценная оправа украшала… безмятежную любовь » лесной колдуньи Олеси и «молодого барина» («Олеся»). Но не всегда зеленый цвет в рассказах Куприна ассоциируется с жизнью и любовью. «Зеленые длинные глаза » отвергнутой царицы Астис («Суламифь») выражают опасность и нескрываемую угрозу. Зеленый, по нашему мнению, был одним из любимых цветов Куприна, недаром же писатель наделил именно этот цвет тайной магической силой.

Другим, не менее любимым автором цветом был, безусловно, красный, который обладал огромным эмоционально-смысловым спектром, четко выраженной эмоционально-экспрессивной окраской. Через самые разнообразные оттенки красного цвета Куприн выражает любовь, страсть, печаль, скорбь, надежду. Красный цвет (чаще кроваво-красный) является бессменным спутником в его повестях и рассказах. «Красноносая девица » вызывает у нас неприязнь; «десяток красных помидоров » и «красный, как кровь, сок » – единственная еда бродячих артистов («Белый пудель»), здесь красный цвет воплощает надежду, спасение от голода. «Краснощекие мясистые дети » («Детский сад») резко отличающиеся от болезненно-бледной Саши, символизируют здоровье и благополучие.

Бесспорно, свое особое магическое значение красный цвет приобретает в трех повестях Куприна: «Гранатовый браслет», «Суламифь», «Олеся». В них этот цвет ассоциируется не только с любовью, страстью, жизнью, но и с разлукой, печалью, скорбью и смертью. «Красная юбка Олеси… выделялась ярким пятном на ослепительно белом, ровном фоне снега » – красный цвет сразу же выделяет Олесю и придает ей какой-то шарм, притягательность. «Красная редиска », которую с удовольствием ест урядник, его «красная физиономия » и «огненно- красный галстук » Никиты Мищенко – все это вызывает неприязнь, и красный цвет становится символом беспокойства и тревоги. «Окровавленное лицо » Олеси, «длинные красные ссадины » вызывают чувство жалости и, одновременно с этим, вид крови пробуждает гнев не только в душе главного героя, но и в сердцах читателей. «Нитка дешевых красных бус », безусловно, говорит о страстной, трепетной любви и печальной разлуке. Красный цвет в повести «Суламифь» – это не только признак богатства: ценные породы «красного дерева », «красные бараньи кожи », «барсы на красных лентах », «красные гранитные плиты », «кроваво-красные рубины », – но также символ нежной, невинной Суламифь, носящей на шее «самодельное ожерелье из каких-то красных сухих ягод ». Драгоценные камни, которые дарит Соломон своей возлюбленной, символизируют страсть и любовь: «подвески из глубоко-красных карбункулов », священный камень «анфракс – красен как кровь », будивший «вокруг себя любовные страсти », кораллы и «сандалии из красной кожи барана ». Жертвенный «белый голубь с красными лапками », горящий «красный огонь » в глазах Астис вызывают страх, и красный цвет становится опасным, даже зловещим. «Алая кровь », «пурпуровый хитон » и «венец из кроваво-красных рубинов » символизируют любовь и смерть, страсть и скорбь царя Соломона и юной Суламифи. Настоящим символом любви, преданности, страсти и смерти красный цвет становится в «Гранатовом браслете». «Футляр из красного плюша », «густо-красные живые огни », «точно кровь » светящиеся в пяти «прекрасных гранатах-кабошонах », – это любовь Желткова, представшая перед его возлюбленной во всем своем великолепии. Красная роза– символ любви, единственный, первый и последний подарок Веры Николаевны своему безнадежно влюбленному поклоннику.

Безусловно, красный и зеленый цвета в произведениях Александра Ивановича Куприна играют особую роль, несут на себе большую эмоционально-смысловую нагрузку. При помощи этих цветов автор раскрывает силу испытываемых героями чувств, их характеры, готовит читателей к предстоящим событиям.

Куприн достаточно широко использует и белый цвет, который имеет несколько значений. «Белый пудель » – символ радости и веры в удачу, «белое полотно дороги », «белая пыль » ассоциируются со светлым будущим и надеждой. «Белая стена », ограждающая садик от дороги и бродячих артистов, – это символ иного мира, преграда для свободы (парадоксально то, что белый цвет изначально является цветом свободы). В рассказе «Изумруд» белый цвет становится символом неизбежной смерти. Мы видим «белые пахучие цветы ромашки », которые снятся жеребцу, «белые от инея стены конюшни », «белый знакомый жеребчик », «белые листы программ » – все это обыкновенная рутина, которая засасывает и убивает Изумруда. «Белые стройные паруса », «звездчатые цветы белого табака » создают атмосферу чистого, безмятежного счастья. «Белый плащ надет на царя », «белые ягнята »-зубы, «бледный и кроткий лунный камень », «белые лилии », украшающие ложе Суламифи (издавна белая лилия окружалась романтическим ореолом, и ей приписывались таинственные свойства приворотного любовного зелья), – во всех этих примерах белый цвет является символом невинности, чистоты и нежности. В то же время в образах «белого голубя », «мальчиков в белых хитонах », «жрецов в белых одеждах », отшельника в «белоснежной развивающейся одежде », принесшего себя в жертву, чистота белого цвета становится наигранной, неестественной: на самом деле, белый цвет здесь является символом безумства, похоти и смерти.

Наверное, самым трагическим цветом можно считать черный. Куприн же позволяет черному цвету засиять всеми оттенками красок и чувств. «Черные обильные гроздья… тяжело свисали между темною, кое-где озолоченной солнцем зеленью », «черное вино », «черный бархат », «черная ночь » – в этих картинах создается атмосфера мистичности, романтичности и загадочности. «Черная колеблющаяся трибуна », «черная масса людей », «черные глазки с тоненькими черными усами » (« Изумруд») – здесь черный цвет усиливает неприязнь и отвращение к безучастным жестоким людям. Цветовой эпитет «темный »: «темный курчавый кустарник », «темная лазейка », «темная фигура », «темные окна », встречающиеся на пути Сережи («Белый пудель»), – нагнетает обстановку, увеличивая чувство тревоги и страха. Как ни странно, «черный инструмент », появившийся у трактирного музыканта Сашки («Гамбринус»), является символом победы над обстоятельствами. «Черное дерево из страны Офир », «черные рабы », «черные звезды », «чернобородые лица », «чернокудрый красавец », «черные брови », «черный жемчуг », «черный ласточкин камень », «черные глаза », «черная мантия » – все это показывает черный как цвет роскоши и изящной, пленительной красоты («Суламифь»). В свою очередь, «черная мантия » Изиды, «темные злые слухи » (в значении «черные»), «черные мысли » передают ощущение опасности, тревогу и состояние злости.

Серебряный и золотой цвет чаще всего у Куприна являются символами богатства и благополучия: «золотой пурпур », «золотое блюдо », «золотое яблоко », «золотые звенящие запястья », «золотые гвозди », «золотая легкая ладья », «серебряные клетки », «платье, затканное серебром ». Также золотой и серебряный цвета, встречающиеся в описаниях природы и портретов героев, усиливают красоту и выразительность изображаемого: «серебряный свет луны », «серебряный зазубренный серп молодого месяца », «серебристой пылью в небе », «золотые пылинки », «серебряно-зеленые листья оливы », «золотое сияние льется из глаз Соломона », «голова его – чистое золото », «сияло золотое солнце и серебряная луна ». Не удивительно, что чаще всего эти «драгоценные» цвета встречаются в повести «Суламифь», так как они необходимы для создания образов роскошного дворца и мудрейшего, сильнейшего царя Соломона.

В целом символичность и частоту употребления перечисленных цветов в повестях «Олеся», «Гранатовый браслет» и «Суламифь» можно представить в виде следующей таблицы.

Таблица 1.

Доминирующая цветовая гамма

Но, кроме перечисленных выше доминирующих цветов, в цветовой палитре писателя есть и другие, не менее интересные и важные для проникновения в ткань художественного произведения.

Таблица 2.

Редко встречающиеся цвета

Цвет Основная символика Примеры
ГОЛУБОЙ / СИНИЙ Создание мягкого романтического пейзажа «Голубой атлас моря окаймлялся темно-синей бархатной лентой »
чистота, невинность «голубые глаза », «голубая жилка »
ЖЕЛТЫЙ чаще цвет неприязни «костлявым, желтым телом », «желтые зубы »
цвет одиночества, тоски Желтков
КОРИЧНЕВЫЙ старость, ветхость «коричневую кожу », «коричневое сморщенное лицо »
РОЗОВЫЙ нежность «розовеет небо », «снежно-белой с розовыми, чуть заметными прожилками »
Встречаются более 50 раз
Наиболее редкие цвета, оттенки цвета
Цветовые прилагательные Цветовые метафоры
багровый, сизый, рыжий, серый, бурый, фиолетовый, лиловый, бронзовый, пурпурный, васильковый, оливковый, багряный, малахитовый, малиновый, молочный лунный, разноцветный, жемчужный, цветной, туманный, прозрачный, седой, рябой, ржавый, грязный, шоколадный, огненный, снежный, смуглый, фиалковый, осенний, цвет медной яри, цвет осеннего неба, цвет волны
Встречаются более 60 раз

Достаточно интересным является исследование цветописи как одного из художественных приемов выразительности, используемых А.И.Куприным для раскрытия образов героев.

Таблица 3.

Роль цветописи в создании образов героев

Образ Цвет

Деталью в литературе принято называть элемент, имеющий значительную смысловую эмоциональную нагрузку. Деталь иначе можно назвать компонентом выразительной подробности литературного произведения. Многие литературоведы условно классифицируют детали на внешние и психологические. Первые характеризуют внешнее, предметное бытие человека (среда обитания, наружность) и разделяются на пейзажные, вещевые и портретные. Вторые изображают внутренний мир героя.

В прозе А.И. Куприна присутствуют оба вида деталей, причем внешние детали нередко принимают в его произведениях психологический характер. Так, например, в повести «Олеся» нитка красных бус, на первый взгляд является деталью внешней. Однако данная деталь несет функцию символа негаснущей любви и чистого естественного чувства героини. Каждая из бусинок ассоциируется с нескончаемым огоньком любви. Поэтому исходя из функции данная деталь из внешней превращается в психологическую.

В том же произведении можно встретить и много конкретно внешних деталей. Например, портрет героини полностью детализирован. Куприн сознательно избегает излишней описательности лица девушки, но он акцентирует внимание на больших темных глазах Олеси, ее бровях, придающих взгляду властности, лукавства, но в то же время и наивности, и на своевольном изгибе губ героини. Именно в этих деталях, по мнению автора, и заключалась вся Олесина прелесть и оригинальность, к которым нельзя ни привыкнуть, ни, тем более позабыть.

Кроме того, портретные детали в повести несут также большую силу художественной выразительности, поскольку на протяжении всего произведения они помогают передавать малейшие оттенки мыслей и чувств героини. Так, например, нервное вздрагивание губ Олеси показывает горечь и отчаяние. А вот глаза девушки, выражают то волнение, то испуг, то радость встречи, таким образом помогая автору отобразить чувства девушки и в счастливые и в трагические моменты жизни героини.

В повести «Гранатовый браслет » деталь становится причиной развязки мучительной любовной истории, продолжавшейся более восьми лет. Браслет, подаренный главной героине – Вере Николаевне, становится символом огромной любви мелкого чиновника Желткова , отдавшего любимой женщине последние, что у него было. Кроме того, данная деталь также символизирует смерть: княгиня сравнивает подарок Желткова с кровью, и сам автор сравнивает пять гранатов браслета с кровавыми алыми огнями.

В повести « » внешние, на первый, взгляд детали одежды являются также и психологическими деталями. Так, легкое голубое платье Суламифь и белый плащ Соломона помогают отразить душевное состояние героев во время первой их встречи. А венец из кроваво-красных рубинов и хитон пурпурного цвета, показывает любовь и отчаяние царя после смерти возлюбленной.

В целом, можно сказать, что А.И. Куприн в своих повестях достаточно широко использует детали, как внешние, так и психологические. За счет этого писателю удается в небольшом по объему произведении достаточно подробно отобразить героя в значительные и важные идейные моменты, его внутренний мир, а также показать широкую картину жизни.

и литературы Гомзякова в. И.

Чтение как пища: польза от него заключается не в объеме съеденного, а в количестве переваренного.

Х.-Л. Бальмес

Цели урока:

Образовательные: исследование мотивной структуры повести Куприна «Олеся» через

организацию интерактивной групповой деятельности учащихся;

Развивающие: развивать навык анализа прозаического текста, формировать умения

анализировать, сравнивать, обобщать полученные знания.

Воспитательные: способствовать ориентации в мире знаний о нравственности,

осмыслению места человека в системе моральных ценностей эпохи.

Вид урока: урок решения «ключевых» задач.

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Применяемые на уроке технологии:

проблемно-диалогическое обучение, групповая форма работы.

Приемы : вероятностное прогнозирование; словарная работа; беседа; выразительное чтение; сравнительно-сопоставительный анализ, синквейн.

Оборудование к уроку: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация.

Предварительное домашнее задание:

Время занятия: 45 минут

Ход занятия:

I. Организационная и мотивационно-целевая экспозиция урока:

Учитель: Один знакомый на вопрос, почему он не читает на досуге книги, ответил так: «Зачем тратить время на литературу, в которую надо вникать, если хочется просто "отдохнуть мозгами". К сожалению, в современном обществе наблюдается такая тенденция. Исчезло желание учить душу. Люди читают все меньше и меньше, многие мотивируют это тем, что не видят смысла в том, чтобы тратить время на чтение книг, если можно просто посмотреть фильм.


Вы согласны с этим утверждением?

Ответы учеников.

Учитель: Фильмы передают видение книги режиссером, сценаристом, и оно не всегда является верным. Когда же человек читает книги, он пропускает информацию через призму своего восприятия, а не просто соглашается с чужой интерпретацией.

Размышлять и говорить о произведении нужно на языке самого произведения, а не по принципу “нравится – не нравится”. Анализ художественного произведения позволяет освоить текст, пропустить через себя, сделать частью своего опыта, а значит, понять.

Чтение эпиграфа.

«Чтение как пища: польза от него заключается не в объеме съеденного, а в количестве переваренного» (Х.-Л. Бальмес).

Литературное произведение – это совокупность огромного количества элементов, неразрывно связанных между собой. Достаточно проанализировать один, и в нём, как в капле воды, отразится весь текст. Таким элементом может стать мотив.

Записываем в тетрадь определение термина «мотив».

Мотив (от лат. moveo – двигаю, motus – движение) – устойчивый компонент формальной структуры литературного текста. Словесные или образные повторы являются одним из средств, определяющих ритмическое устройство текста.

Какие мотивы в повести Куприна «Олеся» вы выделили?

Ответы учеников: м отивы волшебной сказки, круга, красного цвета.

Обратимся к мотивной структуре повести Куприна «Олеся».

II. Создание условий для самостоятельного поиска закономерностей :

Сегодня наш класс станет творческой лабораторией. Работать будем в группах:

1 группа будет исследовать мотив волшебной сказки, 2 группа – мотив красного цвета, 3 группа – мотив круга. Каждый из вас может высказывать свое мнение, проявляя при этом уважение к собеседнику. Итогом работы группы станет выступление-отчёт по заданной теме.

III. Аналитическая работа с текстом. Отчёт творческих групп (по 5 минут).

Выступление 1-ой группы: мотив волшебной сказки

Имя главного героя (Иван) выбрано не случайно. Как в волшебной сказке, герой отправляется в лес и почти сразу чувствует, что «время медленно и бесшумно проходит мимо» . Заблудившийся герой словно выпадает из своего реального мира, попадая в чужой, отрезанный от людей («из вашего болота во веки веков не выберешься») , но совершенно не опасный, в отличие от настоящей сказки, мир.

Сама героиня представляется Ивану Тимофеевичу Аленой. Невольно вспоминаются сказочные персонажи – сестрица Аленушка и братец Иванушка. В этой паре, кстати, девушка мудрее и смелее младшего брата.

В волшебных сказках на границе между «своим» и «чужим» мирами героя обычно встречает баба Яга. У Мануйлихи «все черты бабы Яги, как ее изображает народный эпос, были налицо». Главный герой описывает ее «худые щеки, втянутые внутрь, …острый, длинный, дряблый подбородок, …провалившийся беззубый рот, … выцветшие голубые глаза». Все вещи в доме «колдуньи» также имеют сходство с атрибутами бабы Яги: есть «огромная облупившаяся печка» , по стенам висят «пучки засушенных трав, связки сморщенных корешков». Подобно сказочной старухе, Мануйлиха обладает некой сверхъестественной силой: умеет гадать и предсказывать судьбу. Кстати, «образов в переднем углу не было» , что также говорит о ее связи с темными силами. Наконец, живет Мануйлиха со своей внучкой в «сказочной избушке на курьих ножках».


В волшебных сказках, попадая в «чужой» мир, главный герой, как правило, преодолевал нелегкие испытания. Лесной мир ничем не угрожает Ивану Тимофеевичу, ему все же придется выдержать испытание любовью, которая придет к герою вместе с наступившей весной, превратившись «в какую-то волшебную, чарующую сказку» .

Если сказочному герою плохо в «чужом» мире, а в «своем» уютно и спокойно, то Ивану Тимофеевичу, напротив, хуже в привычном пространстве. Его тянет в лес, к Олесе, где герой наслаждается «светом, теплом, радостью жизни и спокойной, здоровой, чувственной любви» .

Мир Олеси - лес, свободное и родное пространство. Город, где все «толкаются, шумят, бранятся» , для нее чужой. В нём «воздуху не хватает», а люди «внизу живут, под самой землей, в сырости и холоде» и «солнца у себя в комнате круглый год не видят» . Это напоминает описание «чужого» мира волшебной сказки.

Если в сказке мотив бесовства связывают с миром леса, то в повести Куприна жесток и страшен мир людей: «кипящий вихрь человеческих физиономий», «озверевшая толпа беснующихся баб» , а «площадь кишмя» кишит «пьяным, галдящим народом».

Любовь лесной красавицы останется для Ивана Тимофеевича лишь чудесной сказкой («Почти целый месяц продолжалась наивная, очаровательная сказка нашей любви») : он не выдержит испытания.

Выступление 2-ой группы: мотив красного цвета

С появлением в повести Олеси («из тех девушек, которых издавна на Руси называли «красна девица») впервые возникает мотив красного цвета. Он характеризует как саму героиню, так и ее мир - мир природы. В лесу героя встречает тропинка, «чуть розовевшая на вечернем солнце» , а «голые, облупившиеся стволы были окрашены багровым отблеском догорающей зари». Да и саму героиню автор «одевает» в «красный кашемировый платок» и в красную юбку. Олеся так же, как и ее яркая одежда, выделяется из общего мира, она не похожа «на местных дивчат. При первой встрече она держит в руках трех зябликов «с красными шейками» . Опять мотив красного цвета связывает главную героиню с природой. Описывая время любви, герой говорит: «До сих пор вместе с прекрасным обликом Олеси живут с неувядающей силой в моей душе эти пылающие вечерние зори …»

Но как только Олеся побывала в чужом для нее мире, красный цвет принимает характеристику зла, боли, крови, позора и непонимания, то есть совсем не то, что значил этот цвет в мире Олеси. «Лицо Олеси пылало лихорадочным румянцем,…длинные красные ссадины изборождали ее лоб, лицо, шею».

Иван Тимофеевич после исчезновения Олеси находит в опустевшей хате оставленную ему на память нитку красных бус - единс­твенную вещь, которая осталась на память «об её нежной, велико­душной любви» . Этот подарок – символ ее негаснущей любви. Каждая бусинка как огонек этой любви.

Выступление 3-ой группы: мотив круга

Впервые мотив круга появляется, когда герой случайно попадает на «большое круглое болото» к Мануйлихе. Не зря автор дает болоту именно характеристику круга. В данном контексте круг – это что-то замкнутое, безвыходное. Мир Мануйлихи и ее внучки именно такой. В то же время здесь мотив круга несёт в себе и некую оградительную функцию, охраняя людей, отличающихся от остального, враждебного им общества.

В описании Ивана Тимофеевича и пространства, в котором он живет, доминирует мотив круга. У героя «фиолетовые круги перед глазами» – признак замкнутости и безвыходности. Во время болезни Иван Тимофеевич «видел целые гирлянды из человеческих физиономий» , а ведь гирлянда – это тоже круг. «Кипящий вихрь человеческих и звериных фигур, ландшафтов, предметов» мучает героя. Он видит «ровный круг, отбрасываемый лампой» , понимая, «что в этом спокойном круге с нечеткими краями притаилась безмолвная, однообразная, таинственная и грозная жизнь» . Здесь круг символизирует угнетение, хаос, нагоняет страх. «Светлый круг на темном потолке все-таки пугал меня затаенной зловещей угрозой».

Попадая в «чужой» мир, Олеся столкнулась с непониманием, унижением, насилием и позором. Мотив круга здесь связан с понятием несвободы. Да и сам Иван Тимофеевич, находится в узком кругу – кругу определенных представлений о жизни.

Мотив круга развивается и в разговоре Ивана Тимофеевича и Олеси о венчании . «Священник вокруг аналоя будет водить… на голову тебе наденут венец …». Да и обряд венчания невозможен без колец. Но церковь, могущая соединить влюбленных героев, напротив, несет беду. Толпа «беснующихся баб» создала вокруг Олеси, пришедшей на обедню, тесный круг, в котором ей страшно и больно. Она пытается пройти сквозь «живое ужасное кольцо» , чудом выскальзывает «из этого клубка » .

Завершается история любви также мотивом круга. Он появляется не только в горизонтальном, но и в вертикальном пространстве. «Внезапный вихрь закрутил …столбы пыли… Огромный град, с грецкий орех величиной, стремительно падал на землю». Стихия несет возмездие обидчикам Олеси, но и окончательно разлучает двух влюбленных.

IV. Обобщение материала.

Мы видим, что исследование мотивов повести Куприна позволяет понять ее полнее и глубже. Давайте подведём итоги.

Просмотр презентации.

С чем в повести связан мотив круга, какие несёт функции?

Ответы детей.

: Образный ряд круга связан с цивилизацией, несёт отрицательные функции. Вырваться из него – значит восстать против узости определенных представлений.

Какой мир характеризует образный ряд красного цвета, какие несёт функции?

Ответы детей.

Образный ряд красного цвета характеризует естественный мир, мир природы, и несёт позитивные функции.

Однако, оказываясь в другом, чужом для него мире, названные мотивы наполняются иным смыслом. Красный цвет (цвет крови) принимает характеристику зла, а круг (бусы), напротив, становится символом любви.

Ответы детей. (Хотя главные герои никогда не будут вместе, их души навсегда останутся связаны чистой любовью)

. Учитель: «Пересечения подобных лейтмотивных цепочек представляют собой такие места в тексте, где максимально фокусируется его смысл. Лейтмотивы служат очень важным средством композиции образного строя произведения, так как выделяют наиболее значимые образы» (1, с.112). Вот почему важно искать в тексте цветовые повторы, повторы деталей, ситуаций и объяснять, как они формируют смысловую композицию произведения.

Какие два мира противопоставляются в повести?

Ответы детей.

Гармоничный мир природы, мир Олеси, и мир человеческой цивилизации.

– Почему развитие любви показано в тесной связи с картинами природы?

Ответы детей.

Только вдали от цивилизации можно найти человека, способного любить бескорыстно , преданно. Только в единении с природой, в сохранении естественности человек способен достигнуть нравственной чистоты и благородства.

Какая, на ваш взгляд, основная идея повести Куприна «Олеся»?

Ответы детей.

Стремление человека быть ближе к природе, её живительным сокам и невозможность в условиях жёстко регламентирующей его цивилизации осуществить эту идиллию. Человек может быть прекрасным, если будет развивать, а не губить данные природой способности. Социальная среда губит лучшие свойства человеческой души, если человек отдаляется от естественного, заложенного в него природой.

V . Подведение итогов, рефлексия:

Что показалось вам наиболее интересным на уроке? Что было трудным?

Ответы детей.

Домашнее задание: составление синквейна по повести Куприна.

1-я строка

1 существительное (основное слово)

2-я строка

2 прилагательных

3-я строка

Что делает?

3 глагола

4-я строка

Фраза из 4 слов

5-я строка

Кто? Что? (Новое звучание темы)

1 существительное (метафора к основному слову, выражающая его суть)

Учитель: По-настоящему обидно, что люди перестали любить читать книги. Одно прикосновение к ней для меня – событие, и в тоже время, своеобразный праздник души! По-настоящему верю, что в скором времени вернемся к статусу читающей нации!

Список использованной литературы:

1. Слово – образ – смысл: филологический анализ литературного произведения. 10-11 классы: учебное пособие . [Текст] / , ; под ред. . – М.: Дрофа, 2006.

2. Хализев литературы. [Текст]. – М.: Высшая школа, 1999. – С.267

Какое значение имеет место действия рассказа?

(Действие повести происходит на лоне природы, в глухих местах Полесья, куда судьба забросила героя, городского человека, «на целых шесть месяцев». Герой ожидает новых впечатлений, знакомств со странными обычаями, своеобразным языком с поэтическими легендами, преданиями. И его ожидания оправдываются. Место действия важно и для прояснения авторской идеи.)

Какую роль в повести играет пейзаж? Приведите примеры.

(Зимний лесной пейзаж способствует особому состоянию духа, торжественное безмолвие подчеркивает отрешенность от цивилизованного мира, вой ветра усиливает тоску и скуку. Природа не просто фон повествования. Постепенно она становится участницей событий. Сначала олицетворяются силы природы: «Ветер за стенами дома бесился, как старый, озябший голый дьявол. В его реве слышались стоны, визг и дикий смех... Снаружи кто-то яростно бросал в стекла окон горсти мелкого сухого снега. Недалекий лес роптал и гудел с непрерывной, затаенной, глухой угрозой». Постепенно звуки ветра почти материализуются, и герою чудится какой-то «страшный гость», ворвавшийся в его старый дом. Тревоги добавляет слуга Ярмола, таинственно сообщающий: «чи ведьмака народилась, чи ведьмак веселье справляет».

Описания пейзажа часто проникнуты лирическим теплым настроением: «Снег розовел на солнце и синел в тени. Мной овладело тихое очарование этого торжественного, холодного безмолвия, и мне казалось, что я чувствую, как время медленно и бесшумно проходит мимо меня» Наконец, природа, ее сила, загадочность, прелесть воплощаются в «колдунье» Олесе. Знакомство героев происходит весной: пробуждается природа - пробуждаются чувства. В последней главе - внезапный вихрь, нестерпимо душный день, гроза, град - природа предвещает разрыв, разлуку, крушение любви. Выделяется символический образ тутового дерева, которое «стояло совершенно голое, все листья были сбиты с него страшными ударами града». Тоскливое беспокойство героя оправдывается - «неожиданное горе», которое он предчувствовал, случилось: Олеся потеряна для него навсегда.

Природа то вторит чувствам героев, содействует пробуждению и развитию их души, то служит средством создания образа (Олеся), подчеркивая природную, естественную прелесть человека, то является антитезой «цивилизованному корыстному миру.)

Как рисует Куприн образ главной героини?

(Появление Олеси предвещает сама природа, Ярмола упоминает о «ведьмаке», герой слышит свежий, звонкий и сильный голос Олеси, и наконец появляется она сама - «высокая брюнетка лет около двадцати-двадцати пяти» с лицом, которое «нельзя было позабыть... но трудно было его описать»: лукавство, властность и наивность» во взгляде «больших, блестящих, темных глаз». Лицо ее легко меняет выражение от суровости до детской застенчивости (глава III). Олеся сравнивается с молодыми елочками, выросшими в приволье старого бора (глава IV). Героя привлекает и «ореол окружавшей ее таинственности, суеверная репутация ведьмы, жизнь в лесной чаще среди болота и в особенности - эта гордая уверенность в свои силы». В ее неразгаданности есть особая притягательность. Сроднившаяся с природой Олеся не знает расчета и хитрости, себялюбия. Ей чуждо все, что отравляет взаимоотношения людей в цивилизованном мире, к которому принадлежит Иван Тимофеевич.)

В чем особенность изображения героя-рассказчика?

(Героя описывает сама Олеся: человек вы хотя и добрый, но только слабый... доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову вы своему не господин... Никого вы сердцем не полюбите, потому что сердце у вас холодное, ленивое, а тем, которые вас будут любить, вы много горя принесете».)

Как построен сюжет повести?

(Картины жизни и картины природы связаны в единый поток: например, после встречи героя с Олесей - картина бурной весны, объяснение в любви сопровождается описанием лунной ночи. Сюжет построен на противопоставлении мира Олеси и мира Ивана Тимофеевича. Отношения с Олесей он воспринимает как «наивную, очаровательную сказку любви», ей же заранее известно, что эта любовь принесет горе, но что она неотвратима, что от судьбы не убежишь. Его любовь постепенно убывает, он почти боится ее, пытается оттянуть объяснение, сделать предложение Олесе и сказать о своем отъезде (глава ХI). Он думает прежде всего о себе: «Женятся же хорошие и ученые люди на швейках, на горничных… и живут прекрасно... Не буду же я несчастнее других, в самом деле?» А любовь Олеси постепенно набирает силу, раскрывается, становится самоотверженной. Язычница Олеся приходит в церковь и едва спасается от озверевшей толпы, готовой разорвать «ведьму». Олеся оказывается намного выше и сильнее героя, эти силы - в ее природности.)

Какой цвет сопровождает образ Олеси?

(Это красный цвет, цвет любви и цвет тревоги: «красная юбка Олеси выделялась ярким пятном на ослепительно белом, ровном фоне снега (первая встреча); красный кашемировый платок (первое свидание, в этой же сцене Олеся заговаривает кровь), нитка дешевых красных бус, кораллов - единственная вещь, которая осталась «на память об Олесе и об ее нежной, великодушной любви (последний эпизод).

Почему счастье героев оказалось таким коротким?

(Олеся, владеющая даром предвидения, чувствует, осознает неизбежность трагического конца короткого счастья. Продолжение этого счастья в душном, тесном городе невозможно. Слишком разные они люди. Тем более ценно ее самоотречение, попытка примирить свой независимый образ жизни с тем, что ей глубоко чуждо. Тема «волшебной» любви сменяется другой, постоянно звучащей в творчестве Куприна, - темой недостижимости счастья.)

В чем, по-вашему, идея рассказа?

(Куприн показывает, что только в единении с природой, в сохранении естественности человек способен достигнуть духовной чистоты и благородства.)

Loading...Loading...