Египетская цивилизация. Запретные тайны прошлого


Мы уже писали о том, что множество древних письменных источников и артефактов, сохранившихся со времен высокоразвитых допотопных цивилизаций напрочь опровергает мифы официальной истории. Одним из таких догматичных мифов, который объявлен "истиной в последней инстанции" и при этом совершенно бездоказательно, является гипотеза о том, что великие пирамиды Гизы были построены цивилизацией Древнего Египта с применением ручного труда множества рабов и они являются "усыпальницами" фараонов..

Однако эта, мягко говоря, гипотеза, совершенно не выдерживает своей проверки ни археологическими, ни геологическими данными, о которых ранее уже подробно рассказывалось в соответствующих статьях, а также противоречит мифологии и письменным источникам самих египтян. Но сегодня мне хотелось бы ознакомить вас с мнением на этот счет российского эзотерика Р.Доля, который подробно ознакомился с результатами экспедиции А.Склярова на землю Египта.

Вот, что он пишет в своей "Книге древних пророчеств" о строительстве великих пирамид: "Историки-египтологи отвергают любые теории, которые упоминают возможность тех или иных чудес относительно пирамид и прочно привязывают все пирамиды к теории гробниц и религиозному культу. Но факты оказываются вовсе не на их стороне, а на стороне скептика, усомнившегося в широко разрекламированной теории из школьного учебника. Семь пирамид Египта настолько отличаются от всех остальных, что позволяют говорить о древней великой цивилизации, построившей их, причем задолго до появления фараонов.

По египетскому преданию, за тысячи лет до фараонов Египтом правили боги, а фараоны являлись прямыми потомками этих богов и наследниками их могущества...

Ученые-египтологи утверждают, что древние египтяне построили пирамиды, обрабатывая гранит и базальт своими примитивными каменными или медными инструментами. Это все равно как если бы вы попробывали ножом разрезать напильник. А официальная наука хочет убедить нас в том, что древние египтяне могли делать подобное, обрабатывая гранитные и базальтовые блоки в промышленных масштабах.

Даже сейчас в XXI веке, в мире есть всего лишь несколько кранов, способных поднять блоки весом до 200 тонн. А древние египтяне будто бы вручную перетаскивали эти блоки, да еще устанавливали их друг на друга.

Но уже фараоны пятой династии снова, по версии египтологов, строили те же старого типа пирамиды из мелкого щебня, скрепленного раствором глины. По поводу этих пирамид, во множестве разбросанных по Египту, можно поверить, что их действительно сделали фараоны (или во времена фараонов), так как для их возведения нужно было лишь нагнать множество народу, которые по примитивной технологии сложили бы груду камней.


И даже через тысячу лет, при фараонах двенадцатой династии, технологии остались прежними, примитивными. Даже не нужно быть специалистом в области строительства, чтобы понять, что пирамиды, возведенные после четвертой династии (по трактовке официальной науки, естественно) сложены по одной технологии и в строительстве прогресса нет никакого. Заметна четкая тенденция: чем более поздний слой кладки, тем хуже технология самой кладки и грубее сам материал. Вместо прогресса в области строительства идет полная деградация.

Как же объяснить те семь пирамид-великанов, возведенных якобы в период четвертой династии, кладка которых сделана из крупных блоков по единому стандарту? Хорошо видно, что блоки уложены настолько плотно, что даже лезвие ножа просунуть между них невозможно. Но самое удивительное, что стены выравнивались уже после возведения, на месте. Вручную с помощью примитивных инструментов идеально ровно отполировать каменные блоки, уложенные в стены размером с баскетбольную площадку, просто невозможно, тут явно применялись другие технологии. И технологии эти были явно выше, чем даже имеющиеся сейчас, ведь выравнивать приходилось не горизонтальную, а наклонную поверхность...

Не нужно доверять "научно-популярным" фильмам про Египет, где показывается, как египтяне обрабатывают большие каменные блоки и тащат их волоком. Обман заложен чуть глубже и обычный зритель его не видит. Дело в том, что показывают, как обрабатываются блоки из мягкого известняка, который действительно можно обрабатывать примитивными орудиями, но не говорится, что те пирамиды, которые нас в основном интересуют, сложены совсем не из этого камня, а из твердейших базальтовых и гранитных глыб такого размера и веса с обработанными поверхностями такой огромной площади, что даже современные технологии не в состоянии повторить эту работу.

Пирамиды на плато Гиза собраны на пределе точности современных инструментов технологии XXI века, и очень похоже, что для строителей комплекса это было не героическим подвигом, а обычной работой. Странности заключаются и в том, что фараоны четвертой династии параллельно якобы построенным ими великим пирамидам возводили пирамиды и по старой примитивной технологии, а также стену для защиты от набегов длиной свыше 20 километров по той же "глиняно-черепковой" системе.

Всего семь из более чем сотни египетских пирамид никак не вписываются в общий ряд и портят историкам стройную картину "гробниц". А правда заключается в том, что не имели фараоны к строительству Великих Пирамид никакого отношения".

Разве можно было владея высокими технологиями, продолжать строить другие объекты по старой примитивно технологии? Маловероятно. Скорее всего, фараоны четвертой династии не возводили Великие Пирамиды, а откопали их из песка и проводили реставрационные работы. Отсюда и появились иероглифы, обозначающие их имена, на этих пирамидах. Не совсем корректный перевод этих записей, позволил историкам приписать строительство этих пирамид фараонам четвертой династии. А на нелепость такого вывода, которая становится ясной при изучении технологии возведения других сооружений, историки как всегда внимания не обратили.

Есть кроме пирамид и множество других артефактов, свидетельствующих о высоких технологиях в далекой древности задолго до правления фараонов. До некоторых из этих артефактов фараонам, искавшим "оружие богов", удалось добраться и сейчас эти предметы также ошибочно относят ко времени правления династиий фараонов. Есть на землях Египта и многочисленные следы, упомянутой в древнеегипетских источниках "войны богов", а также остатки построек из массивных каменных блоков, которые очень напоминают защитные бункеры на случай ядерной войны.

Также интерес представляет гранитный храм, расположенный на плато Гиза рядом со Сфинксом. Он имеет в своей стене водосток. Однако, для современного сухого климата этой местности, такая деталь здания кажется абсолютно ненужной и нелепой с точки зрения дополнительных затрат. Совсем другое дело, если этот храм, как и сам Сфинкс, на котором имеются характерные следы водной эрозии, были построены более 8 тысяч лет назад, когда климат в Сахаре был совершенно иным и на плато Гиза выпадали обильные осадки.


Приписывание всех этих артефактов цивилизации Древнего Египта, по мнению Р.Доля, произошло не в результате досадной ошибки, а с целью целенаправленного сокрытия существования в далекой древности высокоразвитой "цивилизации богов", а также сохранившихся от нее древних артефактов. Так, он пишет:

"Древнеегипетская цивилизация, сформировавшаяся в конце IV - в начале III тысячелетия до новой эры, которую мы знаем по трудам историков официальной науки, инициирована и создана специально лишь с одной целью: сокрыть наследие еще более древней цивилизации. Это была широкомасштабная историческая операция, расчитанная на тысячелетия вперед...

На первый взгляд становится даже странно, что историки официальной науки, столько лет изучая Египет, не замечают или делают вид, что не замечают огромного количества фактов, которые опровергают их теории и открывают пути к размышлению над более глубокими, более древними следами цивилизации, которые официально принято считать несуществующими. Но это только на первый взгляд.

Когда количество фактов, найденных археологией и не рассматриваемых ей, начинает превышать все допустимые пределы, возникает мысль, что такая установка делается специально и именно для сокрытия этих самых фактов. Фактов, что подземные бункеры, храмы и пирамиды созданы вовсе не фараонами, а очень древней и очень высокоразвитой цивилизацией богов задолго до первых фараонов. ..

Но еще две тысячи лет назад люди знали, что до них существовало другое человечество, другая цивилизация. Еще в IV веке новой эры известный римский историк Марцелин отправлял экспедиции в Египет на поиски рукописей, сохранившихся с допотопных времен. Он предполагал на основе дошедших до него данных, что такие рукописи можно найти в каких-то подземных хранилищах, либо под пирамидами, либо в храмах. Почти две тысячи лет назад люди пытались найти документы исчезнувшей цивилизации богов, этот факт зафиксирован в письменных источниках.

И даже сами фараоны искали знания той могущественной цивилизации богов, об этом свидетельствует свиток фараона Хеопса, из которого можно узнать, что он искал некие секретные комнаты пирамиды, в которой хранились священные формулы бога Тота... К тому же сохранился древний текст, в котором описывается как фараон Рамзес II, сын Сети I, в одиночку победил тысячи врагов, с помощью оружия, которое он получил то ли непосредственно от богов, то ли от жрецов. Описание этого оружия и характера его действия вызывает ассоциации с каким-то мощным оружием лучевого действия типа лазера...

Ученый, поддерживающий официальную научную идеологию, находится почти в положении дикаря перед фактами, нарушающими его привычную, удобную теорию среди библиотеки, полной ценных, редких книг. Книга для него - вещь известной величины и веса. Сколько бы он не думал, для чего может служить эта странная вещь он по ее внешности никогда не поймет. Содержание книги для него останется непостижимым ноуменом, и, не понимая сути предмета, ему остается лишь отрицать его наличие, что успешно и делает официальная наука".

Однако между невежеством дикаря и деятельностью современной науки существует существенная разница. Дикарь в силу своего собственного недомыслия не способен постичь назначение древних артефактов, а официальная наука целенаправленно скрывает и замалчивает эти артефакты с целью сокрытия знаний о существовании древних высокоразвитых цивилизаций.

С какой целью устраиваются все эти фальсификации истории? Во-первых, люди не должны знать правду о своем происхождении, а также о подлинных причинах гибели древних высокоразвитых цивилизаций Земли. Во-вторых, не только египетские фараоны охотились за "оружием богов". То же самое делают и современные представители мировой "элитки", которые втайне от остального человечества уже давно используют высокие технологии допотопных цивилизаций.

А потому миф о строительстве "египетских" пирамид является лишь одним из целого сборника подобных же мифов, которым является официальная версия истории, известная нам из школьных учебников. И насколько можно доверять этой "официальной" истории - теперь судить вам самим.

ЦивилизацияЕгипта -речная цивилизация, которая возникла в гигантском оазисе долины Нила. Особенностью водного режимаНила, определяющей его огромное хозяйственное значение являлись периодические разливы, которые оставляли слой плодородного ила. Египетская цивилизация сформировалась в регионе с выгодным географическим положением, богатым своими природными ресурсами, находящимся на перекрестке торговых, политических и культурных связей.

В первой половине IV тыс. до н.э. человек создал бассейновую систему орошения. Каждое ирригационное хозяйство объединяло людей в некую территориальную общность, своеобразную соседскую общинуном. В результате их объединения возникло два соперничающих между собой царства - Верхний и Нижний Египет. Около 3000 г. до н.э. в долинеНилауже, вероятно, существовало единоегосударство.

Историю древнеегипетского государствапринято делить на несколько периодов: Раннее, Древнее, Среднее, Новое и Позднее царства.

В эпоху Раннего царства (около 3000-2800 гг. до н.э.) завершается окончательное объединение страны и образование сильного централизованного государства, главная функция которого сводилась к организации оросительной системы.

В период Древнего царства (2800-2300 гг. до н.э.) Египет стал крупным централизованным государством. Объединение страны способствовало подъему всех отраслей египетского хозяйства царского, храмового, хозяйства частных лиц. Во главе сложившегося египетскогогосударствастоялфараон, которыйобладал неограниченной экономической, политической и верховной жреческой властью. В эпоху Древнего царства государствоприобрело черты централизованной деспотии, опирающейся на сильный бюрократический аппарат. Послефараонапервым лицом вгосударствебылверховный сановник пост, которого обычно занимал сын царя, что способствовало усилению деспотии. Еще одним крупнейшим сановником в государствебылначальник войска, возглавлявший военное ведомство. Отмечалось полное подчинение номарховцентральной власти, которая осуществляла жесткий контроль над всеми действиями местной администрации. Централизованное управление осуществлялось при помощи огромного и разветвленного бюрократического аппарата. Материальным воплощением деспотии являлись грандиозные усыпальницыфараоновпирамиды.

В середине III тыс. до н.э. все больше укрепляется власть знати. Среди высших должностных лиц государствапоявляются люди, не связанные с царем родственными отношениями. Процесс ослабления центра и усиления местной знати привел к тому, что около 2200 г. до н.э. Египет распался на множество независимых областейномов.

Два центра возглавили объединительный процесс Гераклеополь на севере и Фивына юге. В этой борьбе окончательную победу одержалфиванскийцарь Ментухотеп I, восстановивший единоегосударствои ставшийфараономвсего Египта. С этого события начинается эпохаСреднего царства (2050-1700 гг. до н.э.).


В это время египтяне вели успешные войны с соседними ливийскимии переднеазиатскимиплеменами, покорили Северную Нубию, осуществили новый технологический прорыв - освоилибронзовое литье и производство стекла. Широкого распространения достигло ткацкое дело. Сеть ирригации была расширена и улучшена. Восстановление единого и сильного Египетского государстваспособствовало развитию торговли.

Главным создателем материального богатства Египта было практически все трудящееся население страны, которых называли царские люди. Основной их обязанностью являлась работа в рамках определенной профессии в царском, храмовом или частном хозяйстве. В эпоху Среднего царства стал формироваться слой мелких собственников, которых называли маленькими (неджес). Разбогатевшие неджеспроникали в среду жречества и чиновничества, становилисьписцами, торговцами и даже землевладельцами. Усложнившаяся социальная структура и сохранение сильной провинциальной знати приводили к частым заговорам и переворотам.

Около 1700 г. до н.э. в Египет с востока вторглись гиксосы, представлявшие собой союзплеменЮжной Сирии и Северной Аравии.Гиксосыобосновались в Северном Египте, сделав своей столицей город Аварис. Победу надгиксосамиодержалфиванскийцарь Яхмос I, вступивший на египетский престол около 1600 г. до н.э.

В эпоху Нового царства (1580 1085 гг. до н.э.) Египет переживал экономический подъем и занял ведущее положение в Восточном Средиземноморье. Появилось железо, но оно воспринималось как предмет роскоши. Широкое распространение получила бронза. Особое значение приобретала металлургия. Расширяется товарно-денежный обмен как внутри страны, так и за ее пределами. Вся экономика нового царства была связана с завоевательной политикой фараонов. В Египет хлынули не только полезные ископаемые, сырье, зерно и скот, но и небывалое количество военнопленных.

Борьба между старой и новой знатью вылилась в реформу Эхнатона (1353-1336 гг. до н.э.). ФараонАменхотеп IVстремился укрепить свою власть. Он выдвинул культ единого солнечного богаАтона, что внешне отразилось в изменении царского имени: вместо Аменхотепа (Амондоволен) он стал зваться Эхнатон (Атондоволен). Была построена новая роскошная столица Ахетатон (около совр. Эль Амарни) кудафараонпереселился со всем своим двором, чиновниками и жрецами нового солнечного бога. Все стороны общественной жизни подверглись изменениям. Преемники Эхнатона свернули реформу, афараонТутанхамонлишил культАтонагосударственной поддержки.

В XIII-XII вв. до н.э. С Балканского полуострова через Эгейское морев Переднюю Азию вторглась группаплемен – народы моря. Борьба с ними привела к усилению политического и экономического размежевания Нижнего и Верхнего Египта. Власть на юге переходит к верховному жрецу АмонаХерихору, в Дельте возникла собственная династия со столицей в городе Танисе (Пер-Рамзес). С середины XI в. единое египетскоегосударствоНового царства прекращает свое существование.

Поздний период(XI-V вв. до н.э.) характеризуется крайне медленным внедрением железа, бойкой торговлей, распространением ростовщичества, более жестким делением общества на свободных и рабов, мелкой раздробленностью страны, формированием военной касты чужеземных наемников ливийцев, ожесточенной борьбой за жреческие должности, нашествием с юга эфиопов, с востокаассирийцев.

Освобождение Египта и очередное воссоединение Юга с Севером осуществил основатель саисскойдинастииПсамметих I, ставленник новой храмовой знати, опиравшийся на греческих и критскихнаемников. Ненадолго была восстановлена власть египтян в Сирии иПалестине, установлены экономические связи с Кипром,Самосом,Киреной. Но уже в 525 г. до н.э. Египет завоевали персы, а затем в 332 г. до н.э.Александр Македонский. Для Египта началась трехвековаяэпоха Птолемеев, эпоха эллинизма, время политического и экономического могущества, когда Египет вновь превратился в единое централизованное государство. При Клеопатре Египет был завоеванРимоми превратился в одну из римскихпровинций.

Уникальность египетской цивилизации определяли выгодное географическое положение Египта, его относительная изолированность и защищенность от набегов извне, стабильность власти фараонови социальной системы в целом, а также высокий уровень жизни египтян.

Особый интерес представляет религиозное сознание египтян. Многие древние культы сохранили свое значение на протяжении всей истории египетской цивилизации: культ земли, воды, камня, огня, животных. Некоторые боги почитались египтянами в виде животных или птиц. Царем богов в Египте считали бога солнца -Ра. Общеегипетский характер приобрел культАмона. Особое место занимал культ правящего царя, который был для египтян воплощением богаГора(сынаРа) на земле. С культом умершего царя египтяне связывали всеегипетского богаОсириса, царя загробного мира. Египтяне считали, что человек обладал несколькими душами. Одна из них двойник человека, Ка, - обитала в гробнице.

Вся жизнь египтян была связана с религиозными представлениями о жизни после смерти. Смерть и состояние после нее считалось продолжением земного существования. Чтобы попасть в царство мертвых, считали египтяне, нужно пройти через суд Осириса. Земная жизнь человека только подготовка к настоящей вечной жизни в царстве мертвых. Египтяне придавали большое значение подготовке умершего к вечной жизни в царстве мертвых, совершаябальзамирование.

Религия древних египтян оказала значительное влияние на древнеегипетсукю культуру. Широко известны древнеегипетская письменность и папирус, сохранившиеся до наших днеймифы, сказки, поучения, величественные пирамиды и храмы, росписи в гробницах. Египетскаяцивилизациянакопила большие знания, но они передавались в узком кругу, прежде всего жрецов, а большинству населения были недоступны. Особо востребованным стало развитие математики и медицины.

«Даром Нила» называли Египет в древности

Географическое положение

Древний Египет - одна из древнейших мировых цивилизаций, зародившаяся в Северо-Восточной Африке, в долине Нила. Принято считать, что слово «Египет» происходит от древнегреческого «Айгюптос». Оно возникло, вероятно, от Хет-ка-Птах — города, который греки впоследствии именовали Мемфисом . Сами же египтяне называли свою страну «Та Кемет» — Черная Земля — по цвету местной почвы.

Египет занимал выгодное географическое положение. Средиземное море соединяло его с переднеазиатским побережьем, Кипром, островами Эгейского моря и материковой Грецией. Нил являлся важнейшей судоходной артерией, связывавшей Верхний и Нижний Египет и всю страну с Нубией, которую античные авторы именовали Эфиопией.

Образование единого государства

Более подробно про первые века Древнего Египта и становление государства читаем в статье — «Образование государства. Раннее царство Древнего Египта» .

В эпоху, предшествовавшую образованию государства, Египет состоял из отдельных областей, в результате их объединения возникли два царства — Нижний Египет и Верхний Египет . После долгой войны победу одержало Верхнеегипетское царство, произошло слияние обеих частей. Точная дата этого события неизвестна, но можно полагать, что около 3000 г. до н. э. в долине Нила уже существовало единое государство.

С именем царя Мина (греч. Менеса) — основателя I династии, тождественного, вероятно, Хору Аха , — связано начало летописной египетской традиции. Согласно преданию, сохранившемуся у Геродота, Мин основал столицу объединенного царства на стыке Верхнего и Нижнего Египта, воздвигнув плотину, чтобы защитить город от наводнения. Отсюда удобно было управлять и югом и севером страны. Этот город греки и назвали впоследствии Мемфисом.

Ранее царство

После правления его наследника Тутмоса II престол захватила Хатшепсут, сохранившая первоначально номинальным правителем малолетнего царя, своего пасынка, Тутмoca III, но впоследствии открыто объявившая себя фараоном. Придя к власти, Тутмос III стремился вытравить всякое напоминание о Хатшепсут, уничтожая ее изображения и даже имя. Он совершил много походов в Сирию и Палестину, и его империя стала простираться от четвертого порога Нила до северной окраины Сирии.

На первую половину XIV в. до н. э. приходится царствование Аменхотепа IV (Эхнатона), с именем которого связана важнейшая религиозная реформа. При двух преемниках Аменхотепа IV начался отход от его политики. Семнех-кере восстановил культ Амона, при следующем фараоне — Тутанхамоне — утвержденный царем-реформатором культ Атона лишился государственной поддержки.

При Рамсесе I (XIX династия) начались длительные войны с хеттами за господство в Сирии. В царствование Рамсеса II произошла знаменитая битва с хеттами под стенами сирийского города Кадеша, в которой с каждой стороны участвовало до 20 тыс. человек. В своем описании этой битвы Рамсес утверждает, что именно он одержал победу. Но известно, что египтяне не сумели взять Кадеш и хетты под предводительством царя Муваталлиса преследовали их при отступлении. Длительная война завершилась на 21-м году правления Рамсеса II мирным договором с хеттским царем Хаттусилисом III. Оригинал договора был записан на серебряных табличках, но сохранились лишь его копии на египетском и хеттском языках. Несмотря на силу египетского оружия, Рамсесу II не удалось восстановить границы империи фараонов XVIII династии.

При наследнике Рамсеса II, его тринадцатом сыне Мернептахе, и при Рамсесе III, сыне основателя XX династии Сетнахта, на Египет обрушились волны завоевателей — «народов моря» и ливийских племен. С трудом отразив натиск врага, страна оказалась на пороге серьезных потрясении, которые во внутриполитической жизни проявились в частой смене правителей, мятежах и заговорах, в усилении позиций номовой знати (особенно в Фиваиде, на юге Египта), тесно связанной со жреческими кругами, а в сфере внешней политики — в постепенном падении военного престижа Египта и в утрате им своих иноземных владений.

Эпоха Нового царства была для Египта временем не только территориальной экспансии, но и бурного экономического развития, стимулированного притоком в страну огромного количества сырья, скота, золота, всевозможной дани и рабочей силы в виде пленных.

С XVIII династии начинают широко применяться орудия из бронзы. Но из-за дороговизны меди еще продолжают пользоваться и каменными орудиями. От этой эпохи сохранилось некоторое количество железных изделий. Железо было известно в Египте и раньше. Но даже в конце XVIII династии оно продолжало считаться едва ли не драгоценностью. И только в VII-VI вв. до н.э. орудия труда в Египте начали повсеместно изготовлять из железа, что имело исключительно важное значение для экономического прогресса.

В эпоху Нового царства стали широко употребляться усовершенствованная соха, ножные мехи в металлургии, вертикальный ткацкий станок. Развивается не известное египтянам прежде коневодство, обслуживающее египетское войско с его боевыми колесницами. От царствования Аменхотепа IV до нас дошло первое изображение водоподъемного сооружения — шадуфа. Его изобретение имело огромное значение для развития садоводства и огородничества на высоких полях. Делаются попытки выращивания новых сортов деревьев, вывезенных из Азии (гранатовое, оливковое, персиковое дерево, яблоня, миндаль, вишня и др.) или из Пунта (мирровое дерево). Интенсивно развивается производство стекла. Непревзойденного совершенства достигает искусство мумификации. Все большее значение получает внутренняя торговля. Международная же торговля, для развития которой в Египте эпохи завоеваний не было стимула, ибо все необходимое для себя он получал в виде добычи и дани, приобретает определенное значение только во второй половине Нового царства.

В период Нового царства отмечено широкое применение труда рабов, прежде всего в царском и храмовом хозяйствах (хотя рабы обслуживали и частные владения). Так, в течение своего 30-летнего правления Рамсес III подарил храмам свыше 100 тыс. пленных из Сирии, Палестины и более 1 млн сечат (греч. «арур»; 1 арура — 0,28 га) пахотной земли. Но основным производителем материальных благ по-прежнему оставалось трудовое население Египта, опутанное всевозможными видами повинностей.

К началу XI в. до н.э. в Египте образовались два царства: Нижне-египетское с центром в Танисе, на северо-востоке Дельты, и Верхне-египетское со столицей в Фивах. К этому времени Сирия, Финикия и Палестина уже вышли из-под египетского влияния, северная половина Египта была наводнена ливийскими военными поселенцами во главе с вождями, находившимися в союзе с местной египетской властью. Один из ливийских военачальников, Шешонк I (950-920 гг. до н.э.), основал XXII династию. Но его власть, как и власть его преемников, не была прочной, и при ливийских фараонах (IX-VIII вв. до н.э.) Нижний Египет распался на ряд отдельных областей.

В конце VIII в. до н.э. нубийский царь Пианхи захватил значительную часть Верхнего Египта, в том числе и Фивы. Местное влиятельное жречество оказало поддержку завоевателям, надеясь с их помощью вернуть себе господствующее положение. Но правитель Саиса в Нижнем Египте Тефнахт, опиравшийся на ливийцев, сумел возглавить борьбу с нашествием. Против нубийцев выступил и Мемфис.

Однако они в трех битвах разгромили войско Тефнахта и, продвигаясь на север, дошли до Мемфиса, взяв город приступом. Тефнахт вынужден был сдаться на милость победителей. Следующий нубийский царь, властвовавший над Египтом, был Шабака. По преданию, сохранившемуся у Манефона, он захватил в плен нижнеегипетского фараона Бокхориса и заживо сжег его. В 671 г. до н.э. ассирийский царь Асархаддон разгромил войско нубийского фараона Тахарки и захватил Мемфис.

Освобождение Египта и его объединение осуществил основатель XXVI (саисской) династии Псамметих I. Следующий фараон, Нехо II, стремился установить свое господство в Сирии. В 608 г. до н.э. иудейский царь Иосия преградил египетскому войску дорогу у Мегиддо (город на севере Палестины), но был смертельно ранен. После этого Иудея стала платить большую дань золотом и серебром египетскому царю. Власть египтян над Сирией и Палестиной длилась три года, и в 605 г. до н.э. египетское войско было оттеснено к своей границе вавилонянами. При Априи (589-570 гг. до н.э.), одном из преемников Псамметиха I, Египет поддерживал Иудею в борьбе с Вавилонией. Априй одержал победу над флотом Сидона — одного из крупнейших финикийских городов. В 586 г. до н.э. египетское войско появилось под стенами Иерусалима, но вскоре потерпело поражение от вавилонян.

К тому времени к западу от Египта, на ливийском берегу Средиземного моря, эллины создали свое государство — Кирену. Априй решил подчинить его себе и послал против него значительные военные силы, но они были разгромлены греками. В египетском войске вспыхнул мятеж против Априя, и на престол был возведен Амасис (570-526 гг. до н.э.).

Персидское правление

В 525 г. до н.э. в битве у Пелузия персидское войско во главе с царем Камбизом нанесло поражение египтянам. Затем Камбиз был провозглашен царем Египта (XXVII династия). Чтобы придать захвату Египта законный характер, создавались легенды о матримониальных связях персидских царей с египетскими царевнами и о рождении Камбиза от брака его отца Кира с Нитетис, дочерью фараона Априя.

Захват Египта Александром Македонским

Египет несколько раз добивался независимости от персидских владык (XXVIII-XXX династии), пока не был завоеван в 332 г. до н.э. Александром Македонским, в котором египтяне первоначально видели освободителя от гнета персов. Время Египта фараонов истекло. Началась эпоха эллинизма . http://civilka.ru/egypet/egipet.html

Гимн богу Хапи

Моля о процветании для обоих берегов, Процветай же, процветай же, Хапи, Процветай же, Дарами полей Оживляющий людей и скот. Процветай же, процветай же, Хапи, Процветай, процветай, ты, прекрасный дарами.

Северная Африка с её ничтожным количеством осадков почти непригодна для жизни, но именно здесь возникла - египетская. Основой этой цивилизации был Нил, несущий свои воды от Эфиопского нагорья и Центральной Африки к Средиземному морю. Благодаря великой реке древнего Египта ещё в III тысячелетии до н. э. превратился в процветающее государство Восточного Средиземноморья и оставался таковым вплоть до римского завоевания в 30 г. до н. э.

Более десяти тысячелетий назад климат Северной Африки был менее засушливым. Кочевые племена охотников и собирателей населяли те области, которые сегодня поглотила пустыня. Долина и дельта реки Нила с болотистыми, затопляемыми землями считались коварным местом.

Проходили столетия, климат пустыни Сахары становился всё суше и ко II тысячелетию до н. э. уже почти не отличался от погодных условий XXI в. н. э. С усилением засухи и наступлением пустыни люди селились вокруг источников воды, более интенсивно используя природные ресурсы в оазисах и вблизи Нила. Здесь и состоялся их переход к земледелию в VII- V тысячелетиях до н. э.

Постепенно, с расширением пахотных земель, росло население долины и дельты Нила. К IV тысячелетию до н. э. с разными типами хозяйства и темпами развития. Они сложились в несхожих исторических и климатических зонах: меримдская - в районе дельты и бадарийская - в Верхнем Египте. Меримдская культура развивалась быстрее, контакты с другими странами были теснее, и именно в дельте Нила появились первые города. В последующих веках многочисленные города с округой (номом, как её называли древние греки) и собственными правителями (номархами) возникли по всему течению великой реки. И только примерно к 3000 г. до н. э. в бассейне Нила образовалось единое централизованное государство, включившее в себя всю долину Нила - от дельты на севере до первых порогов на юге.

Политическому единству страны благоприятствовала привязанность Египта к долине Нила. Эта долина, неизменное ядро государства, мало изменялась в своих размерах. Её прирост зависел не столько от военных успехов египетского оружия, сколько от прогресса в покорении самой реки: исконные земли Египта постепенно включили в себя долину Нила до вторых, а затем третьих и четвёртых порогов на юге. Росла страна и за счёт освоения участков пустыни на западе и востоке от русла реки. Но, так или иначе, приращения территорий были незначительны. Узкая полоска земли по берегам великой реки, зажатая пустынями, - вот «хребет» египетской . Рамки, определённые самой природой, стали основой стабильности великой державы на протяжении трёх тысячелетий. Они обусловили все особенности этой величественной цивилизации, которую по праву можно назвать цивилизацией реки.

Долина Нила

Тёплый климат этого государства и плодородная почва долины Нила предопределили . Но Нил - своенравная река. Особенностью водного режима Нила являются регулярные разливы. Паводки вызываются таянием снегов в Абиссинских горах, где находятся истоки Голубого Нила, и тропическими ливнями в районе Великих озёр Центральной Африки, откуда берёт начало Белый Нил.

Вот как древние описывали разлив Нила. В течение четырёх дней вспухает русло «Зелёного Нила», наполняясь грязью и тиной, и затем ещё 15 дней течёт «Красный Нил», полный плодородным илом. К началу августа вся земля затопляется водой, и только города и посёлки, словно острова, поднимаются из огромного, безграничного болота.

Особенности культуры и мировоззрения египтян во многом обязаны Нилу. Их картина мира, в отличие от большинства других народов, была ориентирована не на север, а на юг, к истокам реки. Календарь определяли по Нилу и звёздам. Новый год наступал в середине июля, когда вода поднималась перед паводком. Река диктовала и три времени года. Каждое из них состояло из четырёх месяцев: разлив (июль - октябрь); возрождение (ноябрь - февраль) - с полей сходила вода, и приступали к их обработке; жаркое время (март - июнь) - период сбора урожая и самого низкого уровня воды. Разлив Нила - Хапи стал богом, дарующим изобилие. С Хапи сравнивали себя фараоны и местная знать в своём богатстве и могуществе. Изображался он в виде толстяка, приносящего дары Земли богам. Ему не возводили храмов, и лишь раз в году, в начале разлива, там, где лежала древняя граница государства на юге и где река вплотную подходила к горам, устраивали праздник Хапи, приносили богу дары и воспевали его в гимнах.

Разлив был источником жизни, однако без искусственных сооружений долина Нила оставалась бы топким болотом посреди песков. Осваивать реку, т. е. копать оросительные каналы и протоки, делать насыпи, содержать в исправности ирригационные сооружения, начали с зарождением земледелия при помощи несложных орудий - мотыг и корзин для переноски земли.

Пересечённый оросительными сооружениями, Египета уже в додинастический период, в IV тысячелетии до н. э., стала страной исключительного плодородия. Слову «область» («ном») на письме соответствовал знак, изображавший Землю, поделённую оросительной сетью на четырёх-угольники.

Но усмирить реку могли только крупные коллективы людей - отдельным общинам это было не под силу Покорение Нила стало первопричиной зарождения государства в долине.

Пирамиды


Цивилизация Междуречья

Важнейшей чертой древнеегипетской цивилизации было возведение пирамид. В III — II тыс. до н. э. и пирамиды, и храмы — постройки для богов — строились из камня. Это шедевры древнеегипетского строительного искусства. Усилия египтян были направлены на то, чтобы сделать жизнь после смерти долгой, безопасной и счастливой: они заботились о погребальной утвари, жертвоприношениях, и эти заботы приводили к тому, что жизнь египтянина состояла в приготовлениях к смерти. Нередко своим земным жилищам они уделяли меньше внимания, чем гробницам.

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Древнеегипетская цивилизация возникла в регионе дельты Нила. За историю Древнего Египта сменилось 30 династий правителей. 32 г. до н. э. считается рубежом существования древнеегипетской цивилизации. Окруженность Египта горами предопределила замкнутый характер возникшей здесь цивилизации, которая носила земледельческий характер. Сельскохозяйственный труд, благодаря благоприятным климатическим условиям, не требовал больших физических затрат, древние египтяне собирали урожай два раза в год. Обрабатывали глину, камень, дерево и металлы. Орудия земледелия изготовляли из обожженной глины. Кроме того, использовались еще гранит, алебастр, сланец и кость. Небольшие сосуды вытачивали иногда из горного хрусталя. Восприятие и измерение времени в Древнем Египте обуславливалось ритмом разлива Нила. Каждый новый год расценивался египтянами как повторение прошлого и определялся не солнечным циклом, а временем, необходимым для сбора урожая. Они изображали слово “год” (“ренпет”) в виде молодого ростка с почкой. Годовой цикл делился на три сезона по 4 месяца каждый: разлив Нила (ахет – “разлив, половодье”), после которого наступал сезон сева (перет – “выхождение” земли из-под вод и прорастание всходов), а за ним сезон сбора урожая (шему – “засуха”, “сухость”), т.е. спад Нила. Месяцы не имели названий, а нумеровались. Каждый четвертый год был високосным, каждый пятый день декады был выходным. Счет времени велся жрецами. Высокий уровень жизни и благополучие древних египтян подтверждаются фактом наличия у них двух обычаев, не характерных для других древних цивилизаций: оставлять в живых всех стариков и всех новорожденных младенцев. Основной одеждой египтян была набедренная повязка. Сандалии они носили очень редко, а главным средством демонстрации социального положения было количество украшений (ожерелий, браслетов). Древнеегипетское государство имело черты централизованной деспотии. Фараон являлся персонификацией государства: в его руках объединялась административная, судебная и военная власть. Древние египтяне считали, что бог Ра (бог солнца в египетской мифологии) заботится об их благосостоянии и посылает на землю своего сына – фараона. Каждый фараон расценивался как сын бога Ра. В задачи фараона входило выполнение сакральных, культовых обрядов в храмах, для того, чтобы страна была благополучной. Повседневная жизнь фараона строго регламентировалась, поскольку он был верховным жрецом всех богов. Говоря современным языком, фараоны были профессиональными государственными деятелями, имевшими необходимые знания и опыт. Их власть была неограниченной, но не безграничной. А так как власть наследовалась у египтян по материнской линии, старший сын фараона и его старшая дочь должны были вступать в кровосмесительный брак. Древнеегипетское государство делилось на определенные географические единицы – номы, которыми управляли всецело подчиненные фараону номархи. Особенностью политической системы Древнего Египта являлось то, что, во-первых, центральные и местные органы власти были в руках одного и того же социального слоя – номовой знати, а во-вторых, административные функции, как правило, сочетались со жреческими, то есть храмовое хозяйство содержало и часть чиновников госаппарата. В целом, для системы управления древнеегипетским государством была характерна нерасчлененность экономических и политических функций, неразделенность законодательной и исполнительной власти, военной и гражданской, религиозной и светской, административной и судебной. В Древнем Египте уже с додинастических времен существовала эффективная система внутренней и обменной торговли. Особенно большое распространение внутренняя торговля получает во 2 тыс.

ОСОБЕННОСТИ ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

до н.э., когда в египетском лексиконе впервые появляется слово “торговец”. Слитки серебра постепенно вытесняют зерно в качестве мерила рыночных ценностей. В Древнем Египте не золото, а серебро выполняло функцию денег, поскольку золото было символом божественности, обеспечивающим телу фараона вечную загробную жизнь Системным признаком организации древнеегипетского общества было владение профессией. Основные должности – воина, ремесленника, жреца, чиновника – наследовались, но можно было и “вступить в должность” или быть “назначенным на должность”. Социальным регулятором служили здесь ежегодные смотры трудового населения, во время которых люди получали своеобразный годичный “наряд” на работу в соответствии со своей профессией. Основная масса трудоспособных египтян использовалась в земледелии, остальные были заняты в ремесле или сфере обслуживания. Наиболее сильные юноши отбирались во время смотров в армию. Из числа отбывающих трудовую повинность простых египтян формировались отряды, работавшие на постройке дворцов и пирамид, храмов и усыпальниц. В большом объеме неквалифицированный труд использовался при сооружении ирригационных систем, в гребном флоте, при транспортировке тяжестей. Строительство таких колоссальных монументов, как пирамиды, способствовало формированию новой структуры организации людей, при которой управляемый государством труд мог быть направлен на выполнение общественных работ.

Культура Древнего Египта.

Восточный тип культуры.

Тема. Культура Древнего Востока.

  1. Восточный тип культуры.
  2. Культура Древнего Египта.

В 4 тысячелетии до нашей эры на Востоке появляются первые в истории человечества государства между реками Тигр и Евфрат и в долине реки Нил. Были заложены основы вавилонской и египетской цивилизаций. В 3-2 тысячелетиях в долине реки Инд появляется индийская цивилизация, в долине реки Хунхе – китайская, в Малой и Передней Азии складывается цивилизация хеттов и финикийцев, в Палестине – древнееврейская.

Специфика восточного типа культура по отношению к

А. первобытной культуре:

Отделение ремесла от сельского хозяйства,

— социальные слои, отличающиеся по профессиональным видам деятельности и материальному положению,

— наличие письменности, государственности, гражданского общества, городского быта.

Б. от других культур:

Деспотическая централизованная власть,

Сакрализация власти

Государственная собственность

Строгая иерархичность общества

Коллективизм, общинная психология

Патриархальное рабство, другие формы зависимости

Культ предков, традиционализм, консерватизм

Слияние человека и природы

Религиозные верования интровертного характера (устремленность к внутреннему миру человека), поиск высшей истины путем личного просветления

Идея успокоения, гармонии как лейтмотив восточной культуры

Необязательность веры в конкретных богов, так как выше бога может быть Мировой закон, Дао, Брахман и пр.

Религия и философия неразделены

Идея цикличности, повторения, замкнутости (для европейской культуры – развитие, прогресс)

Вечный мир закона реализуует себя после смерти через возрождение души, характер которого определяется образом жизни

Идея иллюзорности видимого мира и реальности непознаваемого абсолюта

Мистический эзотерический характер разума: человек не живет в мире, а переживает (воспринимает чувствами) мир. Суть не логика (европейская рациональность), а чувства.

Основой культуры являлось архаическое мировоззрение: отрицание личности в современном понимании, следствием которого являлось жесткость и жестокость к человеку, особенно к чужакам; ориентир на миф, ритуал, подчиненность природному циклу.

Значение.

3) Цивилизация Древнего Египта

Культура оказала огромное влияние на античную, европейскую и мировую культуру, сделала множество открытий, которые легли в основу научного знания и технического прогресса.

Египет — древнейшее государство, которое просуществовало около четырех тысяч лет почти без изменений. Его систематическое изучение началось с 19 века. В 1822 году французскому ученому Франсуа Шампильону удалось расшифровать египетские иероглифы. В результате стали доступны для изучения настенные надписи, рукописи (папирусы) различного содержания. Основные черты древнеегипетской цивилизации:

— раннее зарождение классовых отношений и государственности;

Изолированное географическое положение страны, обусловившее отсутствие культурного заимствования;

Культ «Царства мертвых»

— обожествление власти правителя, распространявшаяся на подданных и после смерти фараона;

— восточная деспотия, иерархичность власти;

— связь искусства с религиозным культом.

Древний Египет – древнейшая цивилизация, один из первых очагов человеческой культуры, возник в Северо-Восточной Африке, в долине реки Нил. Слово «Египет» (греч. Айгюптос) означает «Черная земля», плодородная (сравните: чернозем), в отличие от пустыни — «Красная земля». Геродот называл Египет «Даром Нила». Нил был основой хозяйства.

Традиционная периодизация:

Додинастический период 5-4 тыс. до н.э.

Раннее царство 3000-2300 лет до н.э.

Первый распад Египта 2250-2050 лет до н.э.

Среднее царство 2050 – 2700 лет до н.э.

Второй распад Египта 1700-1580 лет до н.э.

Новое царство 1580-1070 лет до н.э.

Поздний период 1070-332 гг. до н.э.

— Греко-римский период 332 г. до н.э. – 395 г. н.э.

Читайте также:

Цивилизация Древнего Египта

Становление цивилизации на берегах Нила.

Египет — страна с древней, удивительной культурой, полной тайн и загадок, многие из которых еще не разрешены. Ее история насчитывает несколько тысяч лет. Историки утверждают, что Египетская цивилизация не имела ни "детства", ни "юности". Одна из гипотез о происхождении Египетской цивилизации утверждает, что у истоков Египетской цивилизации стояли некие таинственные переселенцы, другая гипотеза гласит, что основателями были потомки атлантов.

Два столетия назад мир почти ничего не знал о Древнем Египте. Вторая жизнь его культуры — заслуга ученых.

Впервые образованные круги западной Европы получили возможность более или менее широко ознакомиться с культурой древнего Египта благодаря военной экспедиции Наполеона Бонапарта в Египте в 1798 г., в состав которой вошли и различные ученые, в частности археологи. После этой экспедиции был издан ценнейший труд, посвященный "Описанию Египта", который состоял из 24 томов текста и 24 томов таблиц, воспроизводящих рисунки развалин древнеегипетских храмов, копии надписей и многочисленные древности.

Пирамиды


Цивилизация Междуречья

Природные особенности, их влияние на хозяйствование египтян.

Природные условия стали существенным фактором развития древнеегипетской цивилизации. В нильской долине египтяне собирали по два урожая в год, причем урожай был очень, обильным — до 100 ц с одного гектара. Однако эта долина составляла 3,5 % территории Египта, на которой проживало 99,5 % населения.

Культура развивалась изолированно, характерной ее чертой была традиционность. Зарождение египетской цивилизации восходит к III тысячелетию до н.э.: именно тогда фараон Мина объединяет разрозненные области — номы. Голова фараона увенчивается двойной диадемой — символом единства Юга Египта и области Дельты.

Особенности политической системы Египта. Обожествление фараона, особая роль жречества.

"Тайна власти, тайна подчинения людей носителям власти до сих пор не вполне разгадана, — писал Н.А. Бердяев. — Почему огромное количество людей, на стороне, которых есть преобладание физической силы, согласны подчиняться одному человеку или небольшой кучке людей, если они — носители власти?" ("Царство духа и царство Кесаря". В книге "Судьба России". — М., 1990, стр. 267).

Во главе государства стоял фараон. Он имел абсолютную власть в стране: весь Египет с его колоссальными природными, земельными, материальными, трудовыми ресурсами считался собственностью фараона. Не случайно понятие "Дом фараона" — (ном) совпало с понятием государства.

Религия в древнем Египте требовала беспрекословной покорности фараону, в противном случае человеку грозили страшные бедствия при жизни и после смерти. Египтянам казалось, что такую безграничную власть, какой пользовались фараоны, могли им даровать только боги. Так в Египте сформировалось представление о божественности фараона — он признавался сыном бога во плоти. И простые люди, и знатные вельможи падали ниц перед фараоном и целовали следы его ног. Большой милостью считалось разрешение фараона целовать свою сандалию. Обожествление фараонов занимало центральное место в религиозной культуре Египта.

Египтяне признавали присутствие божественного начала "во всем, что есть на суше, в воде и в воздухе". Как воплощение божества почитались некоторые животные, растения, предметы. Египтяне поклонялись кошкам, змеям, крокодилам, баранам, навозным жукам — скарабеям и множеству других живых существ, считая их своими богами.

Религиозные верования египтян. Мифы о сотворении вселенной. Культ солнца. Формирование египетского пантеона божеств, олицетворяющих природные явления, абстрактные понятия и жизнь. Антропоморфный характер египетских богов. Культ священных животных.

Заупокойный культ. Культ мертвых. Представления египтян о нескольких ипостасях души человека и необходимости сохранения тела как вместилища души. Мумификация. Формирование понятий о загробном мире и посмертном суде Осириса. «Книга мертвых», «Тексты пирамид», «Тексты саркофагов». Влияние религии на жизнь древнеегипетского общества.

Важнейшей чертой религии и культуры Древнего Египта был протест против смерти, которую египтяне считали "ненормальностью". Египтяне верили в бессмертие души — это было главной доктриной египетской религии. Страстное желание бессмертия определило все мировоззрение египтян, всю религиозную мысль египетского общества. Считается, что ни в одной другой цивилизации этот протест против смерти не нашел столь яркого, конкретного и законченного выражения, как в Египте. Стремление к бессмертию и стало основой для возникновения заупокойного культа, который сыграл чрезвычайно большую роль в истории Древнего Египта — и не только религиозной и культурной, но и политической, экономической и военной. Именно на основе несогласия египтян с неизбежностью смерти родилось вероучение, по которому смерть не означает конца, прекрасная жизнь может быть продлена вечно, и умершего может ждать воскрешение.

Египетская мифология как основа египетского «искусства для вечности». Определяющее влияние заупокойного культа в художественной культуре Египта. Пирамиды Древнего царства, заупокойные храмы эпохи Среднего и Нового царства.

Важнейшей чертой древнеегипетской цивилизации было возведение пирамид. В III — II тыс. до н. э. и пирамиды, и храмы — постройки для богов — строились из камня. Это шедевры древнеегипетского строительного искусства.

Особенности Древнего Египта

Усилия египтян были направлены на то, чтобы сделать жизнь после смерти долгой, безопасной и счастливой: они заботились о погребальной утвари, жертвоприношениях, и эти заботы приводили к тому, что жизнь египтянина состояла в приготовлениях к смерти. Нередко своим земным жилищам они уделяли меньше внимания, чем гробницам.

Пирамиды строились для фараонов и для знати, хотя по вероучению египетских жрецов всякий человек, а не только царь или вельможа, обладал вечной жизненной силой. Однако тела бедняков не бальзамировались и не помещались в гробницы, а заворачивались в циновки и сбрасывались в кучи на окраинах кладбищ.

Археологи насчитали около ста пирамид, но не все они дошли до наших дней. Часть пирамид была разрушена уже в древности. Самая ранняя из египетских пирамид — пирамида фараона Джосера, воздвигнутая около 5 тыс. лет назад. Она ступенчатая и возвышается, как лестница к небу. В ее отделке использован светотеневой контраст выступов и ниш. Эту пирамиду задумал и воплотил главный царский архитектор по имени Имхотеп. Последующие поколения египтян чтили его как великого зодчего, мудреца и мага. Он был обожествлен и в честь его совершались возлияния перед началом других строительных работ. Пирамиды потрясают воображение человека своими размерами, геометрической точностью.

Самая знаменитая и самая значительная по размерам — пирамида фараона Хеопса в Гизе. Известно, что только дорогу к будущему месту строительства прокладывали 10 лет, а саму пирамиду — строили более 20 лет; на этих работах было занято огромное кол-во людей — сотни тысяч. Размеры пирамиды таковы, что внутри свободно мог бы разместиться любой европейский собор: высота ее составляла 146,6 м, а площадь — около 55 тыс. кв. м. Пирамида Хеопса сложена из гигантских известняковых камней, и вес каждой глыбы составляет примерно 2 — 3 тонны.

Скульптура и живопись, их сакральная роль.

Художникам Древнего Египта было свойственно ощущение красоты жизни и природы. Зодчих, скульпторов, живописцев отличало тонкое чувство гармонии и целостный взгляд на мир. Это выражалось, в частности, в присущем египетской культуре стремлении к синтезу — созданию единого архитектурного ансамбля, в котором имели бы место все виды изобразительного искусства.

Перед заупокойными храмами ставили сфинксов: каменное изображение существа с головой человека и телом льва. Голова сфинкса изображала фараона, а сфинкс в целом олицетворял мудрость, загадочность и силу египетского правителя.

Самый большой из всех древнеегипетских сфинксов был выполнен в первой половине III тыс. до н.э. — он до сих пор стережет пирамиду Хефрена (одно из 7 чудес света).

Другими замечательными и широко известными сейчас во всем мире памятниками древнеегипетского искусства являются статуя фараона Аменемхета III, стела вельможи Хунена, голова фараона Сенсусерта III. Шедевром древнеегипетского изобразительного искусства II тыс. до н.э. искусствоведы считают рельеф, изображающий фараона Тутанхамона с его 29 юными женами в саду, выполненный на крышке ларца. Тутанхамон скончался молодым. Его гробница случайно обнаружена в 1922 году, хотя хитро замаскирована в скале.

Подтверждением высокой культуры Египта I тыс. до н. э. (XIV в. до н.э.) является скульптурный портрет жены Аменхотепа IV — Нефертити (др.-егип. – «красавица грядет») — одно из самых прелестных женских изображений в истории человечества.

Изобразительное искусство Древнего Египта отличалось яркими и чистыми красками. Раскрашивались архитектурные сооружения, сфинксы, скульптура, статуэтки, рельефы. Росписи и рельефы, покрывавшие стены гробниц, в деталях воспроизводили подробные картины благополучной жизни в царстве мертвых, повседневной земной жизни.

Следует отметить влияние древнеегипетской цивилизации на страны Средиземноморья. Цивилизация Египта внесла огромный вклад в мировую культуру.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Одна из древнейших мировых цивилизаций, цивилизация Египта зародилась в Северо-Восточной Африке, в долине одной из самых протяженных рек мира - Нила. Принято считать, что слово «Египет» происходит от древнегреческого «Айгюптос». Оно возникло, вероятно, от Хет-ка-Птах - города, который греки впоследствии именовали Мемфисом. Сами же египтяне называли свою страну Та Кеме - Черная Земля: по цвету местной почвы. Историю Древнего Египта принято делить на периоды Древнего (конец IV — большая часть III тысячелетия до нашей эры), Среднего (до XVI столетия до нашей эры), Нового (до конца XI века до нашей эры) царств, поздний (X-IV столетия), а также персидский (525-332 годы до нашей эры - под властью персов) и эллинистический (IV-I столетия до нашей эры, в составе государства Птолемеев). С 30 года до нашей эры по 395 год нашей эры Египет был провинцией и житницей Рима, после раздела Римской империи до 639 года - провинция Византии. Арабское завоевание 639-642 годов привело в Египте к смене этнического состава населения, языка и религии.


Древний Египет

По словам Геродота, Египет - дар Нила, ибо Нил был и является источником неиссякаемого плодородия, основой хозяйственной деятельности населения, так как почти вся территория Египта лежит в зоне тропических пустынь. Рельеф большей части страны - плато с преобладающими высотами до 1000 метров в пределах Ливийской, Аравийской и Нубийской пустынь. В Древнем Египте и соседних с ним областях имелось почти все необходимое для существования и жизнедеятельности человека. Территория Египта в древности представляла собой узкую ленту плодородной почвы, протянувшуюся вдоль нильских берегов. Поля Египта ежегодно во время половодья покрывались водой, которая приносила с собой плодородный ил, обогащавший почву. С обеих сторон долина была окаймлена горными цепями, богатыми песчаником, известняком, гранитом, базальтом, диоритом и алебастром, которые представляли собой прекрасный строительный материал. К югу от Египта, в Нубии, были обнаружены богатые золотые месторождения. В самом Египте металлов не было, поэтому они добывались в прилегающих к нему областях: на Синайском полуострове – медь, в пустыне между Нилом и Красным морем – золото, на побережье Красного моря – свинец.

Признаки цивилизации Древнего Египта

Египет занимал выгодное географическое положение: Средиземное море соединяло его с переднеазиатским побережьем, Кипром, островами Эгейского моря и материковой Грецией.

Нил представлял собой важнейшую судоходную нить, связывавшую Верхний и Нижний Египет с Нубией (Эфиопией). В столь благоприятных условиях на этой территории уже в V-IV тысячелетии до нашей эры началось сооружение оросительных каналов. Необходимость обслуживания разветвленной ирригационной сети привела к появлению номов - крупных территориальных объединений раннеземледельческих общин. Само слово, обозначавшее область — ном, писалось в древнеегипетском языке иероглифом, изображавшим землю, разделенную оросительной сетью на участки правильной формы. Система древнеегипетских номов, сформировавшаяся в IV тысячелетии до нашей эры, оставалась основой административного деления Египта до самого конца его существования.

Создание единой системы ирригационного земледелия стало предпосылкой для возникновения в Египте централизованного государства. В конце IV - начале III тысячелетия до нашей эры начался процесс объединения отдельных номов. Узкая долина реки - от первых нильских порогов до дельты - и область самой дельты были освоены неодинаково. Это различие на протяжении всей египетской истории сохранялось в делении страны на Верхний и Нижний Египет и отражалось даже в титулатуре фараонов, которые именовались «царями Верхнего и Нижнего Египта». Двуединой была и древнеегипетская корона: фараоны носили белый верхнеегипетский и красный нижнеегипетский венцы, вставленные друг в друга. Египетское предание приписывает заслугу объединения страны первому фараону I-й династии Мин. Геродот рассказывает о том, что он основал Мемфис и был его первым правителем.

С этого времени в Египте начинается эпоха так называемого Раннего царства, которое охватывает период правления I и II династий. Сведения об этой эпохе очень скудны. Известно, что уже в то время в Египте существовало большое и тщательно управляемое царское хозяйство, было развито земледелие и скотоводство. Выращивали ячмень, пшеницу, виноград, смоквы и финики, разводили крупный и мелкий рогатый скот. Надписи на дошедших до нас печатях свидетельствуют о существовании развитой системы государственных должностей и званий.

История древних цивилизаций →

Египетское государство →

Понятие свойства ценностная природа культуры Структура культуры

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-05

Экзаменационные вопросы к зачёту (экзамену) (Заочное)

  1. Предмет, цели, задачи культурологии.
  2. Понятие, свойства, ценностная природа культуры
  3. Структура культуры.
  4. Основные функции культуры.
  5. Культурогенез основные подходы и понятия.
  6. Субъекты и институты культуры.
  7. Типология культур.
  8. Теоретические концепции возникновения и развития культуры.
  9. Языки культуры формы, классификация.
  10. Соотношение понятий культура и цивилизация.
  11. Культура и религия.
  12. Культура первобытного общества.
  13. Социокультурные характеристики древнеегипетского общества.
  14. Основные принципы культуры древней Индии. Индуизм.
  15. Буддизм как религиозно-философское мировоззрение.
  16. Даосизм: теория и практика.
  17. Роль конфуцианства в культуре Китая.
  18. Особенности миропонимания человека в культуре Древней Греции.
  19. Специфика социокультурного развития Древнего Рима. Греция и Рим: общее и особенное.
  20. Мир, человек, общество в мусульманской картине мира. Ислам.
  21. Человек в культуре европейского Средневековья. Христианство как феномен культуры.
  22. Романский стиль и готика в средневековой Европе.
  23. Возрождение: общая характеристика. Принципы гуманизма и антропоцентризма: сущность и значение для европейской культуры.
  24. Реформация в культуре Европы.
  25. Идея прогресса и её роль в европейской культуре Просвещения.
  26. Классицизм, барокко, сентиментализм, рококо: общая характеристика стилей.
  27. Основные идеи и тенденции развития культуры Европы 19 в. (позитивизм, коммунизм, иррационализм, европоцентризм, сциентизм).
  28. Романтизм в европейской культуре.
  29. Реализм, натурализм, импрессионизм, модерн как социокультурные проекты, их отражение в искусстве.
  30. Постмодернизм в европейской культуре 20 в.
  31. Культура Киевской Руси 9-13 вв. (условия формирования славянского этноса, государства, Крещение Руси как переломный момент её истории).
  32. Культура Московской Руси 14-17 вв. (православие в истории отечественной культуры, идеологическое значение концепции «Москва третий Рим», проблема Раскола в социодинамике русской культуры).
  33. Историко-культурный смысл Петровских реформ, особенности российского Просвещения.
  34. Отечественные мыслители 19 в. в поисках «русской идеи» (А. Герцен, П.

    Назовите особенности цивилизации Древнего Египта.

    Чаадаев, Н. Бердяев, «славянофилы» и «западники»).

  35. «Серебряный век» русской культуры.
  36. Особенности социалистической культуры.
  37. Проблемы развития российской культуры в постсоветский период.
  38. «Восток-Запад» проблема диалога.

39. Глобализация культурно-исторических процессов в 20 в.

Loading...Loading...