Целевое финансирование и поступления относятся к. Бухучет инфо

Глава 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ содержит четкое определение целевых поступлений.

В соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ к ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.

Целевыми признаются поступления, которые:

Произведены и использованы по назначению - на содержание учреждения или ведение уставной деятельности;

Получены безвозмездно.

Перечень целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности налоговым законодательством ограничен.

К указанным целевым поступлениям относятся:

Осуществленные в соответствии с законодательством о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, целевые взносы и отчисленияв публично-правовые профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми ГК РФ;

Паевые вклады;

Пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации;

Суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций;

Совокупный вклад учредителей негосударственных пенсионных фондов;

Средства, поступившие профсоюзным организациям в соответствии с коллективными договорами (соглашениями) на проведение профсоюзными организациями социально-культурных и других мероприятий, предусмотренных их уставной деятельностью;

С 1 января 2006 г. из числа доходов в виде целевых поступлений, не учитываемых при определении налоговой базы, исключены целевые взносы и отчисления в публично-правовые профессиональные объединения, построенные по принципу обязательного членства.

Такими объединениями являются Федеральная и региональные нотариальные палаты, а также адвокатские палаты субъектов РФ и Федеральная палата адвокатов. Именно такие разъяснения давались налоговыми органами в ранее действовавших Методических рекомендациях по применению главы 25 НК РФ (утв. Приказом МНС РФ от 20.12.2002 № БГ-3-02/729).

Кроме того, к данным объединениям относятся саморегулируемые организации арбитражных управляющих, об этом говорится в Письме Минфина РФ от 03.05.2005 № 03-03-01-04/4/51.

То, что до 1 января 2006 года целевые взносы и отчисления в данные организации относились к числу доходов, не учитываемых при определении налоговой базы, создавало сложности для самих членов этих организаций - нотариусов, арбитражных управляющих.

При определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц они имеют право на профессиональные налоговые вычеты. В соответствии с п. 1 ст. 221 НК РФ состав расходов, принимаемых к вычету, определяется в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения прибыли, установленному главой 25 НК РФ.

Основываясь на этом, налоговые органы давали следующие разъяснения: поскольку, согласно п. 34 ст. 270 НК РФ, те средства, которые произведены в виде целевых отчислений в соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ, не признаются расходами для целей налогообложения прибыли, они также не могут включаться в состав профессионального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц.

Таким образом, с 1 января 2006 года, поскольку из пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ удалено упоминание о целевых взносах и отчислениях в публично-профессиональные объединения, построенные по принципу обязательного членства, нотариусы и арбитражные управляющие вправе будут включать осуществленные ими взносы в состав профессиональных налоговых вычетов. Разумеется, изменятся налоговые последствия и для самих профессиональных объединений: саморегулируемые организации арбитражных управляющих, Федеральная и региональные нотариальные палаты должны будут включать полученные взносы в состав доходов.

В то же время, в отношении адвокатов и адвокатских палат подход останется прежним: это связано с тем, что в отношении отчислений адвокатских палат субъектов РФ на общие нужды Федеральной палаты адвокатов, отчислений адвокатов на общие нужды адвокатской палаты (а также на содержание соответствующего адвокатского кабинета, коллегии адвокатов или адвокатского бюро) продолжает действовать правило, установленное пп. 8 п. 2 ст. 251 НК РФ, согласно которому данные доходы не учитываются при определении налоговой базы.

Имущество (включая денежные средства) и (или) имущественные права, которые получены религиозными организациями на осуществление уставной деятельности;

Имущество (включая денежные средства) и (или) имущественные права, полученные религиозной организацией в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний и от реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения;

Средства, поступившие общественным организациям инвалидов на осуществление деятельности этих организаций от организаций, использующих труд инвалидов, в которых инвалиды от общего числа работников составляют не менее 50 %, и доля расходов на оплату труда инвалидов в расходах на оплату труда составляет не менее 25 %;

Средства, поступившие общественным организациям инвалидов на осуществление деятельности этих организаций от учреждений, единственным собственником имущества которых являются общественные организации инвалидов;

Средства в виде сумм прибыли, полученной от реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения, поступившие религиозным организациям на осуществление уставной деятельности от налогоплательщиков-организаций, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вклада этих религиозных организаций;

Имущество, переходящее некоммерческим организациям по завещанию в порядке наследования;

Средства, полученные в рамках благотворительной деятельности;

Использованные по целевому назначению поступления от собственников созданным ими учреждениям;

Целевые поступления являются доходами, не учитываемыми при определении налоговой базы по налогу на прибыль, но только при условии, что они используются по назначению (на содержание организации или на ведение уставной деятельности), и организация ведет раздельный учет доходов и расходов целевых поступлений и доходов и расходов от иной деятельности.

Необходимо также отметить, что целевые поступления, полученные в виде подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья, согласно п. 2 ст. 251 НК РФ, должны учитываться общественными объединениями с даты их получения в составе внереализационных доходов. Товары и минеральное сырье, признанные подакцизными, указаны соответственно в пп. 1 и 2 ст. 181 НК РФ.

Все иные доходы, получаемые общественными объединениями, включаются в состав доходов для целей налогообложения в общеустановленном порядке независимо от того, осуществляется предпринимательская деятельность или нет.

Понятие «целевое финансирование» распространяется на достаточно широкий спектр хозяйственных операций. В бухгалтерском учете нет конкретного определения целевого финансирования. В Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета указано лишь то, что информация о движении средств, поступивших от других организаций и лиц, а также бюджетных средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, обобщается на счете 86 «Целевое финансирование». В свою очередь, в налоговом учете определены две группы целевых средств - целевые поступления и целевое финансирование (ст. 251 НК РФ). Различие этих понятий заключается в природе возникновения и целях дальнейшего использования средств. Целевое финансирование - это поступления, полученные налогоплательщиком из бюджета, а также от других организаций (юридических лиц) и физических лиц, предоставленные для финансирования определенных целевых программ (работ).

Источниками целевого финансирования являются:

  • -ассигнования из бюджета;
  • -взносы физических лиц;
  • -средства, поступающие от других организаций;
  • -средства фондов специального назначения и др.

Средства целевого финансирования расходуются в соответствии с утверждаемыми сметами. Использование указанных средств не по назначению запрещается. Целевое финансирование - получение средств, использовать которые можно в соответствии с теми задачами, которые определяет субъект, их выделивший. Тем самым сфера применения таких средств ограничивается определенными условиями. При выполнении этих условий полученные средства становятся для предприятия собственными, при невыполнении требуют возврата и относятся к кредиторской задолженности. Целевым финансированием является любое контролируемое перечисление денежных средств на разных уровнях предпринимательской (а также некоммерческой) деятельности: от одной структурной единицы другой, финансирование развития предприятия (рекламные компании, капитальное строительство, развитие нового направления деятельности, прочие инвестиции), получение средств от государственных органов для проведения целевых мероприятий и др. Основную часть средств целевого финансирования могут составлять, как правило, средства, получаемые коммерческой организацией в виде государственной помощи. Государственная помощь представляет собой прямые экономические действия, направленные на увеличение экономических выгод для организации, в форме субвенций и субсидий, безвозвратных займов, финансирования отдельных мероприятий.

ПБУ 13/2000 установлены следующие формы предоставляемой государственной помощи:

  • - субвенции и субсидии (далее субвенции и субсидии именуются бюджетные средства);
  • - бюджетные кредиты (за исключением налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств), включая предоставление в виде ресурсов, отличных от денежных средств (земельные участки, природные ресурсы и другое имущество);
  • - прочие формы государственной помощи.

Субвенция - это бюджетные средства, предоставляемые коммерческой организации на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов.

Субсидия - это бюджетные средства, предоставляемые коммерческой организации на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Бюджетный кредит - это форма финансирования бюджетных расходов, предусматривающая предоставление средств коммерческой организации на возвратной и возмездной основе.

Предоставленная организации выгода, которая не может быть обоснованно оценена (оказание консультационных услуг на безвозмездной основе, предоставление гарантий, беспроцентные займы или займы с пониженным процентом и др.), а также не может быть отделена от нормальной хозяйственной деятельности организации (например, государственные закупки), считается прочими формами государственной помощи.

Целевое финансирование может использоваться на следующие цели:

  • -финансирование расходов или покрытие убытков,
  • -поддержание финансового положения предприятия, пополнения его средств,
  • -на приобретение активов

К целевому финансированию не относится и на данном счете не отражается:

  • -получение помощи предоставляемой в виде льгот, в том числе по налогам, налоговых кредитов, каникул и освобождений;
  • -получение кредитов и иных возвратных средств;
  • -отражение операций, связанных с управлением государственной собственностью, участием государства в капитале предприятия.

Перечень средств целевого финансирования является закрытым и включает:

  • -средства бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения;
  • -полученные гранты;
  • -инвестиции, полученные при проведении инвестиционных конкурсов (торгов) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • -инвестиции, полученные от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения;
  • -средства дольщиков, аккумулированные на счетах организации - застройщика;
  • -средства, полученные обществом взаимного страхования от организаций - членов общества взаимного страхования;
  • -средства, полученные из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно - технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций;
  • -средства, полученные атомными станциями из резервов эксплуатирующих организаций, предназначенных для обеспечения безопасности атомных станций на всех стадиях жизненного цикла и их развития в соответствии с законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии. Указанные доходы подлежат включению в состав внереализационных доходов в случае, когда получатель фактически использовал такие средства не по целевому назначению либо не использовал по целевому назначению в течение одного года после окончания налогового периода, в котором они поступили.

Необходимым условием признания средств целевыми является определение организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования назначения использования полученного имущества. Организации, получившие средства целевого финансирования, для подтверждения факта использования средств целевого финансирования по определенному назначению обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у организации, получившей средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. В бухгалтерской отчетности организации (в пояснительной записке) подлежит раскрытию, как минимум, следующая информация в отношении средств целевого финансирования:

  • -характер и величина бюджетных средств, признанных в бухгалтерском учете в отчетном году;
  • -назначение и величина бюджетных кредитов;
  • -характер прочих форм государственной помощи, от которых организация прямо получает экономические выгоды;
  • -не выполненные по состоянию на отчетную дату условия предоставления бюджетных средств и связанные с ними условные обязательства и условные активы.

Таким образом, к средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования. В указанном подпункте установлен закрытый перечень доходов, признаваемых средствами целевого финансирования.

Учет расходов бюджетного предприятия, а также его доходы от основной и прочей деятельности относятся сегодня к наиболее сложным и спорным вопросам учета таких организаций. Целевое финансирование в этом отношении используется достаточно редко, поскольку на сегодняшний день отсутствует единая методика работы с таким счетом. Однако, несмотря на все сложности, именно такой счет является основным в вопросах получения прибыли и согласования затрат на основные фонды. Лишь в случае предоставления денежных средств на единственный проект в рамках одной программы можно говорить о том, что работать с таким счетом достаточно просто. Во всех остальных случаях целевое финансирование и его анализ требует от руководителя и главного бухгалтера предприятия тщательной подготовки и высокого квалификационного уровня.

Не меньше вопросов возникает и в системе правильного отражения операций при использовании денежных средств такого финансирования. Дело в том, что такое поступление средств на счет предприятия предусматривает использование финансов исключительно на те которые поставило перед предприятием государство. В противном случае высшие руководящие чины таких могут быть привлечены к уголовной ответственности за нецелевое использование государственных средств. По этой причине целевое финансирование предусматривает постоянный контроль за текущим денежным потоком, а также строгую отчетность о выполненной работе.

В рамках такого предоставления денежных средств для каждой некоммерческой организации открывается ряд счетов, отражающих тот или иной вид Обычно такие операции предусматривают:

  1. Получение и зачисление на счет денежных средств, выделенных бюджетом страны на те или иные цели.
  2. Списание расходов на содержание некоммерческой организации за счет поступивших средств.
  3. Перечисление денежных средств на выполнение определенного проекта или программы. На этом этапе и осуществляется непосредственное целевое финансирование.
  4. Приобретение основных средств за счет использования выделенных финансов, а также реализация поставленной перед предприятием задачи.
  5. Отражение по приобретаемым основным средствам.
  6. Возвращение средств целевого финансирования и отчетность по выполнению

Учет целевого финансирования предусматривает несколько способов его осуществления, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки. В системе современного российского законодательства не предусмотрен четкий механизм его реализации, а также отсутствует нормативно обоснованный и грамотно разработанный подход. В идеале остаток по кредитному счету должен быть равен сумме дебетовых остатков, которые находятся на денежных счетах бюджетной организации. Однако на практике часто возникают такие ситуации, когда денежные средства от целевого финансирования еще не поступили, а организация уже несет фактические расходы по реализации государственной программы. Иногда даже могут возникать ситуации, при которых общая сумма расходов предприятия будет больше выделенных средств. В таком случае некоммерческой организации придется писать о выделении дополнительных целевых средств для реализации программы в полном объеме.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что целевое финансирование - это плановое выделение средств из государственного бюджета для какого-либо проекта или программы с целью повышения социально-экономического развития страны. К сожалению, в настоящее время наша страна не очень балует своих граждан различными программами, однако, хочется верить, что и мы когда-нибудь достигнем уровня развития западных стран.

Бюджетным учреждениям часто приходится сталкиваться с проблемой отнесения доходов к целевым средствам и поступлениям. Вопросы возникают как в связи с бухгалтерским, так и в связи с налоговым учетом этих доходов. В настоящей статье эксперт «Бухгалтерии Онлайн» по бюджетному учету расскажет о том, что относится к целевым средствам и поступлениям, и как организовать их учет.

Вводная информация

Действующее законодательство не содержит четких определений понятий «целевые средства» и «целевые поступления». Тем не менее, статьей 251 Налогового кодекса установлены закрытые перечни доходов, которые могут быть отнесены к средствам целевого финансирования и целевым поступлениям. При этом необходимо помнить, что специалисты Минфина руководствуются правовой позицией, согласно которой в статье 251 НК РФ содержится исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по (например, письма Минфина России от 16.08.11 № 03-03-05/88 , от 01.06.11 № 03-03-06/4/62). Поэтому любая попытка расширенного толкования перечней средств целевого финансирования и целевых поступлений может привести к спору с налоговым органом.

Виды целевых средств и поступлений

Целевое финансирование. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, которое определено источником целевого финансирования (организацией либо физическим лицом), а также законодательством РФ.

К основным видам целевого финансирования бюджетных учреждений можно отнести следующие виды доходов:

  • лимиты бюджетных обязательств (бюджетные ассигнования);
  • субсидии, предусмотренные бюджетной системой РФ;
  • средства, получаемые медицинскими организациями (за исключением казенных учреждений), осуществляющими медицинскую деятельность в системе обязательного медицинского страхования, за исключением медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование этих лиц.

Целевое финансирование в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) может поступать казенным учреждениям.

Бюджетным и автономным учреждениям на основании пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса из бюджетов разных уровней могут предоставляться субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ), а также субсидии на иные цели.

Целевые поступления. Под целевыми поступлениями, не учитываемыми при налогообложении прибыли, понимаются использованные по назначению поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно любо на основании решений уполномоченных органов, либо от других организаций и (или) физических лиц.

Особого внимания заслуживает такой вид целевых поступлений как пожертвования . Согласно пункту 1 статьи 582 Гражданского кодекса, пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, учреждениям (лечебным, воспитательным, благотворительным, научным и образовательным, связанным с социальной защитой, культурой и т.д.), фондам, музеям, общественным, религиозным и иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 Гражданского кодекса.

Налоговый учет целевых средств и поступлений

При налогообложении прибыли не учитываются средства целевого финансирования (пп. 14. п. 1 ст. 251 НК РФ), а также целевые поступления (п. 2 ст. 251 НК РФ). Подробные перечни доходов, которые могут быть отнесены к средствам целевого финансирования и к целевым поступлениям содержатся в статье 251 НК РФ.

Помимо названных видов поступлений бюджетным и автономным учреждениям могут предоставляться из бюджетов субсидии двух видов: на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием; субсидии на иные цели.

Субсидии первого вида не учитываются в доходах, поскольку в их отношении может быть применен подпункт 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ. Отметим, что такая позиция поддерживается Минфином России в письме от 29.11.10 № 03-07-11/458 . А вот говоря в том же письме о субсидиях на иные цели, специалисты финансового ведомства отмечают, что порядок их учета при налогообложении прибыли зависит от правовой квалификации целей, на которые были выделены субсидии.

Правило, которое позволяет отнести бюджетные субсидии к средствам целевого финансирования, приведено в письме Минфина России от 30.05.11 № 03-07-11/151 . Оно звучит так: деятельность учреждения, финансовое обеспечение которой производится за счет субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, должна осуществляться в соответствии с государственным заданием. Только в этом случае субсидии, выделенные таким учреждениям на иные цели, при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются в доходах на основании подпункта 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ.

Налоговый учет пожертвований

Согласно подпункту 22 пункта 1 статьи 251 НК РФ при исчислении налога на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, безвозмездно полученного на ведение уставной деятельности. А в пункте 2 статьи 251 НК РФ сказано, что при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров), среди которых названы и пожертвования.

Кроме пожертвований в виде имущества (в том числе денежных средств), пожертвования могут быть в форме безвозмездного выполнения работ, но при условии, что результаты указанных работ использованы в соответствии с их целевым назначением. Согласно статье 5 Федерального закона от 11.09.95 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» благотворительные пожертвования могут быть выражены в форме бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) выполнения работ, предоставления услуг благотворителями - юридическими лицами в интересах благополучателя. На наш взгляд, это означает, что безвозмездное выполнение работ можно расценивать как пожертвование.

Здесь необходимо отметить, что безвозмездным признается договор, по которому одна сторона обязуется предоставить что-либо другой стороне без получения от нее платы или иного встречного предоставления (п. 2 ст. 423 ГК РФ). Следовательно, в договоре должно обязательно быть указано, что речь идет о пожертвовании, иначе он будет считаться возмездным.

Критерии отнесения целевых средств и поступлений к доходам, не учитываемым при налогообложении прибыли

Подведем итог приведенным выше рассуждениям. Итак, основными условиями для отнесения целевых средств и поступлений к доходам, которые не учитываются при налогообложении прибыли, являются:

  • указание дохода в исчерпывающем перечне доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, который приведен в статье 251 НК РФ;
  • деятельность учреждения, финансовое обеспечение которой производится за счет субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, должна осуществляться в соответствии с государственным заданием;
  • при получении пожертвований в виде безвозмездного выполнения работ, результаты указанных работ должны быть использованы в соответствии с их целевым назначением, а договоре должно быть указано, что речь идет о пожертвовании;
  • к средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Бухгалтерский учет целевых поступлений

Большая часть средств (имущества, права), поступающих в государственные (муниципальные) учреждения, в целях налогового учета может быть квалифицирована в качестве целевых поступлений (целевого финансирования).

Необходимость раздельного учета целевых средств и поступлений для целей налогового учета предусмотрена подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ, пункта 2 статьи 251 НК РФ. О такой необходимости Минфин напоминал в письме Минфина России от 05.03.12 № 03-03-06/4/18 . При отсутствии раздельного учета целевых средств и поступлений данная хозяйственная операция подлежит налогообложению с даты получения доходов.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета (утверждена приказом Минфина России от 01.12.10 № 157н , далее — Инструкция № 157н) предусматривает определенный инструментарий для организации раздельного учета доходов и расходов в разрезе отдельных видов целевых средств. Согласно пункту 21 Инструкции № 157н при формировании кода номера счета в 18 разряде субъекты учета указывают коды вида финансового обеспечения (1 — бюджетная деятельность; 2 — приносящая доход деятельность и т. д.).

Отражение пожертвований в бухгалтерском учете.

Рассмотрим учет целевых поступлений в бухгалтерском учете на примере пожертвований.

Пример

Строительная организация в рамках благотворительной деятельности бесплатно отремонтировала детскую площадку в дошкольном учреждении.
Стоимость работ по ремонту детской площадки, выполненных организацией в рамках благотворительной деятельности, следует отразить по дебету счета 2 401 20 225 «Расходы на работы, услуги по содержанию имущества» и кредиту счета 2 401 10 180 «Прочие доходы» с использованием счета 2 205 81 000 «Расчеты с плательщиками по прочим доходам».

1. Отражен ремонт детской площадки, оказанный безвозмездно:
Дт 2 205 81 560 «Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам»
Кт 2 401 10 180 «Прочие доходы»
Дт 2 401 20 225 «Расходы на работы, услуги по содержанию имущества»
Кт 2 302 25 730 «Увеличение кредиторской задолженности по работам, услугам по содержанию имущества»

Основанием для отражения данной операции служат такие первичные документы, как Акт о приемке выполненных работ и Справка о стоимости выполненных работ и затрат.

2. Отражены расчеты по ремонту:
Дт 2 302 25 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по работам, услугам по содержанию имущества.
Кт 2 205 81 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам».

Как организовать бухгалтерский и налоговый учет целевых средств и поступлений?

Однако для организации достоверного учета целевых средств как в целях бухгалтерского, так и в целях налогового учета инструментов, предусмотренных Инструкцией № 157н, недостаточно. Поэтому в учетной политике государственного (муниципального) учреждения должны быть предусмотрены инструменты для организации обособленного учета операций, осуществляемых с имуществом (в том числе с денежными средствами), поступление которого ранее было квалифицировано в качестве целевого в целях налогового и (или) бухгалтерского учета. К таким инструментам относятся:

  • использование при формировании аналитических счетов дополнительных кодов (путем введения дополнительного цифрового кода в номер счета);
  • организация учета в разрезе определенных аналитических показателей;
  • организация дополнительного забалансового учета.

Отчетность об использовании целевых средств и поступлений

Организации, получившие целевое финансирование, целевые поступления и другие средства, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 251 НК РФ, должны представить в ИФНС «Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования» — лист 07 .

Коды видов поступлений для заполнения листа 07 Декларации приведены в приложении № 3 к Порядку заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль (утв. приказом ФНС России ). Кроме того, для доходов в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров, установлен код вида поступлений 130.

В данный отчет не включаются средства в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным и автономным учреждениям (п. 15.1 Порядка заполнения листа 07 Декларации по налогу на прибыль).

К целевому финансированию относятся средства, которые предприятие получает от государства в виде государственной помощи, от других организаций или физических лиц, предназначенные для финансирования мероприятий целевого назначения.

Главная отличительная черта таких средств заключается в том, что получаемые средства должны быть использованы строго по целевому назначению в соответствии с утвержденными сметами.

Средства целевого финансирования и Налоговый кодекс

В Налоговом кодексе РФ приведен перечень средств, которые относятся к целевому финансированию (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Приведем некоторые из них:

    бюджетные ассигнования казенным учреждениям, в том числе в виде субсидий бюджетным организациям;

    гранты (денежные средства или иное имущество), которые предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление программ в области образования, искусства, культуры, науки, физической культуры, охраны здоровья и окружающей среды;

    инвестиции, предоставляемые по итогам инвестиционных конкурсов;

    средства, полученные из фондов поддержки научной, инновационной деятельности.

Отметим, что основную часть средств целевого финансирования составляет, как правило, государственная помощь, особенности учета которой регламентирует ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи".

Указанным Положением предусмотрены следующие виды государственной помощи:

1) субвенции – это бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов;

2) субсидии – это бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов;

3) бюджетные кредиты (исключая налоговые кредиты, отсрочки по уплате платежей и т.п.) – это ресурсы не только в виде предоставленных денежных средств, но и в форме иного имущества (земельные участки, природные ресурсы).

ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи" используется для отражения в бухгалтерском учете полученных бюджетных средств по таким направлениям расходования:

    финансирование капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов (основных средств, нематериальных активов);

    на покрытие текущих расходов организации (приобретение материально-производственных запасов, оплата труда работников и другие расходы аналогичного характера);

    как компенсация за уже понесенные организацией расходы, включая убытки, в частности в жилищно-коммунальном хозяйстве, агропромышленном комплексе (в части возмещения убытков предприятий муниципального жилищно-коммунального хозяйства, городского хозяйства, обеспечивающих объекты социальной сферы муниципальной собственности теплоэнергоресурсами (разницы между тарифами за услуги и затратами) и т.д.;

    на оказание немедленной финансовой поддержки организации в виде чрезвычайной помощи без связи с осуществлением расходов в будущем и др.

Как правило, государственная поддержка оказывается в первую очередь предприятиям агропромышленного сектора.

Расходование целевых средств строго контролируется государственными и иными контролирующими органами.

Организация отражает бюджетные средства к бухгалтерскому учету, если организация уверена в их получении (подтверждением этому может выступать бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств и т.д.) и в том, что условия предоставления этих средств будут ею выполнены, то есть средства будут израсходованы на определенные нужды (подтверждением тому служат заключенные организацией договоры, публично объявленные решения, утвержденная проектно-сметная документация и т.д.).

К целевому финансированию не относится получение помощи в виде льгот; получение кредитов; участие государства в капитале организации.

Бухгалтерский учет операций по формированию и использованию средств целевого назначения

Для учета средств целевого финансирования предназначен 86 "Целевое финансирование" .

Согласно Инструкции по применению Плана счетов счет 86 "Целевое финансирование" предназначен для обобщения информации о движении средств, необходимых для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и др.

Средства целевого назначения, полученные в качестве источников финансирования тех или иных мероприятий, отражаются по кредиту счета 86 "Целевое финансирование" в корреспонденции со счетом 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" .

Использование средств целевого финансирования отражается по дебету счета 86 "Целевое финансирование" в корреспонденции со счетами 20 "Основное производство" или 26 "Общехозяйственные расходы" (при направлении средств целевого финансирования на содержание НКО).

Целевое финансирование: подробности для бухгалтера

  • Налог на прибыль в 2017 году. Разъяснения Минфина России

    Расходы условиям, установленным источником целевого финансирования. Что касается полученных процентов... (а также иных видов целевого финансирования, целевых поступлений) на создание... /57504 Налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет... у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как... производится компенсация ранее выделенных средств целевого финансирования, то казенное учреждение не...

  • Учет затрат застройщика на рекламу

    ...) инвесторов, относится к средствам целевого финансирования, не учитываемым в составе доходов... При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов...), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у... налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как... объекта недвижимости над суммой средств целевого финансирования, не учитываются в целях...

  • Бухгалтерский учет затрат в ТСЖ

    Списываются на счет 86 "Целевое финансирование". В соответствии с... Плана счетов счет 86 "Целевое финансирование" предназначен для обобщения информации... . Использование целевого финансирования отражается по дебету счета 86 "Целевое финансирование" в... расходы" - при направлении средств целевого финансирования на содержание некоммерческой организации. Таким... использование средств, полученных в качестве целевого финансирования от собственников жилья - членов ТСЖ...

  • Средства собственников помещений в МКД на ремонт: учет у УК

    Полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком... организацией (физическим лицом) – источником целевого финансирования или федеральными законами. Таким имуществом... у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как... рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования». Согласно Порядку заполнения декларации, ...

  • Особенности учета и отчетности фондов

    Фондов является организация учета средств целевого финансирования. В стандартной программе «1С» к... : 86.01 «Целевое финансирование из бюджета»; 86.02 «Прочее целевое финансирование и поступления» (субконто... прибыль включается в состав целевого финансирования. К счету 86 «Целевое финансирование» должны быть открыты...

  • Подарки, пожертвования, спонсорская помощь: как учесть для целей налогообложения прибыли?

    Благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств. Налогоплательщики... благотворительной деятельности, целевые поступления или целевое финансирование, по окончании налогового периода представляют... рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования» декларации по налогу на прибыль... заполняется организациями при получении средств целевого финансирования, целевых поступлений и других средств...

  • Особенности учета и отчетности ТСЖ

    Средства, полученные в качестве целевого финансирования. К средствам целевого финансирования относится имущество в виде... РФ). Важно! ТСЖ, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов... (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у... ТСЖ, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие...

  • Декларация по «упрощенному» налогу за 2016 год: отдельные вопросы

    Рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования». Все разделы декларации представлять не... только в случае получения средств целевого финансирования. Обратите внимание: Декларация заполняется на... 3 заполняют налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, целевые поступления и другие средства... 3 заполняют налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, целевые поступления и другие средства...

  • Налоговые решения Судебной коллегии по экономическим спорам (практика 2018 года)

    Вне связи с использованием бюджетного целевого финансирования. Определение от 18.09.2018 ... , полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком... , определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами: в виде...

  • Споры по налогу на прибыль (Практика Верховного Суда РФ за 2018)

    Полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком... , определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами: в виде... . вне связи с использованием бюджетного целевого финансирования. Определение от 16.07.2018 ...

  • УСНО в 2018 году: правила перехода

    Организаций. Перечень средств, признаваемых средствами целевого финансирования и целевыми поступлениями, не учитываемыми... налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести... учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие... определенному организацией (физическим лицом) – источником целевого финансирования или федеральными законами в виде...

  • Учет налогов

    На автономные учреждения – получателей средств целевого финансирования в виде субсидий возложена обязанность... (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. Положениями п. 1 ст. 272 ... автономными учреждениями за счет средств целевого финансирования, не учитываются при формировании базы... должны покрываться за счет средств целевого финансирования в виде субсидий. Расходы, произведенные...

  • Налогообложение инвестиционной составляющей тарифа на ЖКУ

    Только, признав инвестиционную составляющую тарифа целевым финансированием, которую следует выделять отдельной строкой... целевые средства (на счете 86 «Целевое финансирование»), не облагаемые НДС и налогом... средств. Аналитика синтетического счета 86 «Целевое финансирование» предполагает учет инвесторов, то есть... корреспонденции с синтетическим счетом 86 «Целевое финансирование», в разрезе аналитических субсчетов. Решение...

  • Налоговый учет затрат на строительство объектов инфраструктуры у застройщиков МКД

    РФ, освобождающую от налогообложения суммы целевого финансирования в виде средств, полученных на... данной ситуации средства дольщиков признаются целевым финансированием и не включаются в доходы... РФ. Соответственно, осуществленные за счет целевого финансирования затраты не учитываются в составе... сумму денежных средств, полученных на целевое финансирование, не учитываются для целей налогообложения...

  • Обзор писем Министерства Финансов РФ за апрель 2017 года

    Пожертвований (а также иных видов целевого финансирования, целевых поступлений) на создание нематериальных... организации и источником целевых поступлений (целевого финансирования). Учитывая, что, как было изложено... за счет средств целевых поступлений (целевого финансирования), не включаемых в налоговую базу...

Loading...Loading...