Африканский союз (АС) - международная межправительственная организация. Цели, государства-члены

Современный мир является многополюсным сообществом. Широко известно такое стран Европы, как Евросоюз. По аналогии с этим сообществом создали своё территориальное образование - Африканский союз.

Дата создание организации

Дата возникновения организации до сих пор однозначно не установлена. признаёт днем рождения союза 9 июля 2002 года. Сами участники объединения считают датой основания 26 мая 2001 года. Почему возникло такое разночтение?

Постановление об образовании Африканского союза было принято в сентябре 1999 года на чрезвычайной встрече глав африканских государств в Ливии (в городе Сирте). На следующий год они одобрили акт об учреждении АС на саммите в городе Ломе (Того) и провозгласили о создании союза. В мае 2001 года пятьдесят одна страна Африки ратифицировала акт об образовании АС. Так появилась первая дата.

37-я Ассамблея ОАЕ в июле этого же года в городе Лусаке (столица Замбии) утвердила базовые документы, характеризующие законодательную основу и устройство новой организации. Устанавливающая хартия пришла на смену Уставу ОАЕ, который остался правовой основой весь переходный период от АОЕ к АС (продолжавшийся год). 9 июля 2002 года впервые открылся саммит АС, который проходил в городе Дурбане (Южно-Африканская Республика). На нём выбрали Табо Мбеки президента ЮАР первым президентом Африканского Союза. Европейцы считают эту дату началом истории Африканского союза.

Причины образования союза

Африканский союз является крупнейшей организацией государств Африканского континента. Причины его возникновения выросли из экономических и политических изменений, произошедших в мире после образования первого межгосударственного объединения стран Африки.

После достижения независимости семнадцатью странами Африки в 1960 году, получившем название «год Африки», их главы приняли решение действовать сообща для решения появившихся проблем. В далёком 1963 году страны объединили свои усилия в рамках Организации африканского единства. Первоочередными целями политического межгосударственного объединения стали: охрана национальной независимости и целостности территории государств, развитие сотрудничества между странами союза, решение территориальных споров, взаимодействие во всех сферах жизни, направленность на международное сотрудничество.

К началу двадцатого века большая часть поставленных целей была выполнена. Из-за кардинальных изменений в рамках международного сотрудничества перед африканскими странами встали новые задачи. На базе ОАЕ решено было создать правопреемницу с новыми целями. Сегодняшнее экономическое положение стран Африки требует поиска новейших эффективных механизмов разрешения возникающих проблем.

Главное отличие

Образованный союз африканских стран разработал и приступил к реализации экономической программы НЕПАД (по первым буквам английского названия New Partnership for Africa s Development) - «Новое партнёрство для развития Африки». Программа подразумевает дальнесрочное развитие государств на основе интеграции между собой и равноправного сотрудничества со странами мирового сообщества.

Переход союза от приоритета политических целей на экономические основы, как показывает история, благотворно повлияет на решение существующих проблем африканских стран. Это относится к главному отличию ОАЕ и АС. Экономическое взаимодействие государств планируется без попыток изменений действующего политико-административного деления.

Цель организации

Первоочередной целью выбрана экономическая интеграция стран Африки. Экономическое и политическое сотрудничество, вкупе с укреплением солидарности на международном уровне, направлено на достижение цели защиты суверенитета и создание оптимальных условий жизни народов Африки.

Основные задачи

Для достижения поставленных целей выделены основные направления деятельности, сформулированные как задачи Африканского союза. На первом месте находится развитие и укрепление интеграции стран Африки в социально-экономической и политической сферах. Для её выполнения требуется реализация второй задачи: защитить интересы населения континента, продвигая их на международный уровень. Из первых двух вытекает следующая задача, без достижения которой невозможно выполнение предыдущих: обеспечение мира всех стран континента и их безопасности. И финальная задача: содействие формированию демократических институтов и защиты прав человека.

Государства - члены союза

На сегодняшний день в Африканский союз входят пятьдесят четыре государства. Если учесть, что на Африканском континенте расположилось пятьдесят пять стран и пять непризнанных и самопровозглашенных государств, то это практически все страны Африки. Принципиально в союз африканских государств не вступает Королевство Марокко, объясняя свой отказ неправомерным решением союза о вхождении в его состав Западной Сахары. Марокко считает эту территорию своей.

Страны в состав Африканского союза входили не одновременно. Большинство их были основателями Организации африканского единства в 1963 году. После преобразования ОАЕ они все перешли в Африканский союз. В 1963 году двадцать пятого мая союз включал страны: Алжир, Бенин (до 1975 года Дагомея), Буркина-Фасо (до 1984 года Верхняя Вольта), Бурунди, Габон, Гана, Гвинея, Демократическая Египет, Камерун, Конго, Кот-д"Ивуар (до 1986 года называлась Берег Слоновой Кости), Мадагаскар, Либерия, Мавритания, Мали, Ливия, Марокко (вышла из союза в 1984 году), Нигер, Руанда, Сенегал, Уганда, Сомали, Сьерра-Леоне, Того, Нигерия, Тунис, Центральноафриканская Судан, Эфиопия. В декабре тринадцатого числа этого же года в ОАЕ вошла страна Кения.

Увеличение союза до размеров континента

В 1964 году в ОАЕ вошла Танзания - 16 января, Малави - 13 июля, Замбия - 16 декабря. Гамбия присоединилась в октябре 1965 года, Ботсвана - 31 октября 1966 года. 1968 год пополнил ряды организации ещё тремя странами: Маврикий, Свазиленд - 24 сентября 1968, - 12 октября. Ботсвана, Лесото, Гвинея-Бисау вступили в объединение 19 октября 1973 года. А 1975 году присоединились Ангола - 11 февраля, Мозамбик, Сан-Томе и Принсипи Кабо-Верде, Коморы 18 июля. 29 июня 1976 г. союз дополнили Сейшелы. Джибути примкнули к остальным государствам 27 июня 1977 г., Зимбабве (страна нищих миллионеров, как её называют) - в 1980 году, Западная Сахара - 22 февраля 1982 года. Девяностые годы вновь привели к увеличению числа членов Организации Африканского единства: Намибия вошла в 1990 году, 24 мая 1993 года членом стала Эритрея, 6 июня 1994 года - Южно-Африканская Республика. Последним государством, получившим членство уже в Африканском союзе 28 июля 2011 года, стал

Разнообразие стран-участников

В АС входят страны, по своему социально-экономическому развитию стоящие на разных ступенях развития. Охарактеризуем некоторые из них.

Страна Нигерия не уступает другим странам Африки первое место по численности населения. При этом она находится лишь на четырнадцатом месте по площади своей территории. С 2014 года государство превратилось в передового производителя нефти на континенте.

Гвинея-Бисау - одно из беднейших государств мира, занимает место среди первой пятёрки. Богатые залежи нефти, бокситов и фосфатов не разрабатываются. Основное занятие населения - рыболовство и выращивание риса.

К беднейшим относится и страна Сенегал. Разработка месторождений золота, нефти, железной руды и меди ведётся слабо. Государство выживает на средства гуманитарной помощи, поступающие из-за рубежа.

Камерун - страна противоположностей. С одной стороны, это государство со значительными запасами нефти, занимающее одиннадцатое место среди нефтедобывающих стран Африки. Это позволяет назвать страну самообеспечиваемым государством. С другой стороны, половина населения ее находится за чертой бедности.

Основополагающие принципы

Актуальность вооружённых конфликтов между странами привела к формированию базового принципа АС. Транснациональные корпорации и местная элита заинтересованы в получении права владения и распоряжения залежами различных полезных ископаемых на территории государств континента. Для недопущения возможных вооружённых конфликтов принято правило признания государственных границ членов союза, которые они установили на время достижения ими независимости.

Союз взял на себя право на прямое вмешательство в дела государств-членов организации, если решение принимается двумя третями от всех членов Ассамблеи глав государств и правительств. Такое решение и последующий ввод войск АС возможен в случае проявления геноцида против отдельных народов, совершения преступлений против человечества и военных преступлений.

Традиции и новаторство

Новый принцип заключается в том, что главы правительств, пришедших нелегальным путём к власти, к работе в АС не допускаются. Для стран-нарушителей предусмотрен ряд санкций, начиная от лишения голоса на Ассамблее и заканчивая прекращением экономического взаимодействия. Меры направлены на увеличение ответственности руководителей государств.

На международной арене АС придерживается принципа сотрудничества и неприсоединения, провозглашённых в Уставе Организации Объединённых Наций.

Структура органов власти

Ассамблея глав государств и правительств стоит во главе высших органов власти Африканского союза и созывается один раз в год. В исполнительной власти главенствует Комиссия АС. Для выборов председателя АС и председателя Комиссии АС проводятся выборы один раз в год. В ОАЕ сложилась своеобразная традиция: место председателя Африканского союза занимает глава государства, в котором проходил саммит. Структура органов власти предполагает выбор Всеафриканского парламента (ВАП).

Судебную власть возглавляет Суд союза, для которого местом размещения стала страна Нигерия. Для решения общесоюзных проблем создан Африканский центральный банк, Африканский валютный фонд, Африканский инвестиционный банк. По мере необходимости Ассамблея имеет право организовывать специализированные технические комитеты для решения назревших вопросов. Так возник союз по вопросам экономики, социальной политики и культуры. В 2010 году сформировались войска, заменившие созданные первоначально региональные многонациональные войска.

Комиссия Африканского союза насчитывает восемь членов. Женщины составляют из них подавляющее большинство (пятеро из восьми). Положение о ВАП рекомендует вводить двух женщин среди пяти обязательных депутатов от каждой страны-участника союза.

Руководящий центр и Администрация Африканского Союза находятся в Эфиопии в городе Аддис-Абебе.

Перспективы развития Африканского союза

Двадцать первый век стремится избегать непредвиденных ситуаций, уделяя всё большее внимание формированию и развитию надгосударственных структур. Сегодня международные межправительственные организации превращаются в центры направления усилий по решению глобальных проблем современности. Интеграция стран Африки, которые в своём большинстве относятся к категории беднейших, призвана объединить усилия на ликвидацию причин порождения нищенствующего состояния.

АС заменяет собой две существующие до него международные ОАЕ и АЭС (Африканское экономическое сообщество). Деятельность АЭС, рассчитанная на тридцать четыре года (начиная с 1976 года) не смогла справиться с негативными последствиями глобализации. Исправить положение призван АС.

Международная организация, объединяющая пятьдесят два государства, - Африканский союз, который был создан в мае 2001 года и является межправительственным региональным объединением. Этот союз организован на базе ОАЕ (Организация африканского единства).

Причины создания

ОАЕ существовала с 1963 года, и за это время мировые политические силы существенно поменяли расстановку, а потому крупнейшему политическому объединению стран Африканского континента пришлось поменять ориентиры и решать совершенно другие задачи, которые внезапно стали первоочередными. Очень долго создавался Африканский союз, дата создания - только видимый результат многолетней огромной работы.

Хотя стоит заметить, что проблемы в области экономики и теперь остаются прежними: большая часть этих стран к началу нового тысячеления либо находилась в состоянии гражданских войн и цветных революций - чаще затеянных внешними силами, жаждущими передела сфер влияния на территориях, где имеются углеводороды, либо в той же стагнации - с тотальной нищетой, голодом, недостатком питьевой воды. Потому что ни США, ни ЕС сильная Африка не только не нужна, она представляет угрозу их благополучию. Сейчас мировое сообщество ищет новые пути к решению этих задач. Получается пока слабо и очень часто с обратным эффектом.

Свершилось

Африканский союз был задуман и организован стараниями Муаммара Каддафи. Решение было принято в Сирте (Ливия) в 1999 году, когда по этому поводу проводилась встреча на высшем уровне. За основу новая международная организация взяла положительный опыт работы Европейского союза, однако очень многое в деятельности АС отличалось - разные культуры, разный уровень развития - тому причиной.

Тем не менее очень скоро практически все африканские народы почувствовали позитивное развитие государств, вошедших в Африканский союз. Штаб-квартира расположилась в Эфиопии, в Аддис-Абебе. Именно там вырабатывалась самая масштабнейшая программа с огромным и конкретным комплексом мер по развитию экономики Африканского континента.

Состав

В 2003 году все страны Африки объединились в этом союзе, кроме Королевства Марокко. Африканский союз тут ни при чём. Ещё ОАЕ принял в 1963 году в свои ряды Сахарскую АДР, чем Марокко была возмущена и прекратила всякое сотрудничество с организацией, что и продолжается по сей день.

Перспективы Африканский союз имел прекрасные, и очень многое было уже сделано на пути к благополучию народов на континенте. Даже были предприняты шаги для создания собственной валюты, способной заменить доллар, - золотого динара. Все помнят, чем это закончилось.

Спутник

В Африке была самая дорогая связь в мире, потому что Европа за пользование своими спутниками брала полмиллиарда долларов в год. Африканский союз принял эти проблемы, тянущиеся с 1993 года. Запуск собственного спутника разово обошёлся бы всего в четыреста миллионов долларов, любой банкир из ЮАР да и той же Ливии легко мог бы профинансировать такой проект. Однако США, Европа, МВФ и Всемирный банк целых четырнадцать лет кормили Африку только обещаниями.

Муаммар Каддафи дал собственных триста миллионов, ещё сто собрали остальные страны через Африканский банк развития и Западно-Африканский банк, и в 2007 году Россия и Китай поделились технологиями, запустив сначала один спутник - для Нигерии, ЮАР, Алжира и Анголы, а в 2010 году и второй. Ещё один спутник практически готов: произведён и укомплектован прямо в Африке, а готовится запустить его Алжир, страна-участница Африканского союза, в 2020 году. Это получилось в десять раз дешевле, а сами спутники не уступают ничуть лучшим из существующих.

Деньги

Мистер Обама заморозил тридцать миллиардов долларов, которые принадлежали Центральному банку Ливии, а предназначались они для полного торжества Африканской Федерации - детища, которое готовился произвести на свет Африканский союз. Страны этого континента решили положить конец тому франку, которым Франция уже полвека контролирует почти все центральные и западные африканские государства, и начать выпуск панафриканской валюты. Естественно, Муаммар Каддафи должен был за это умереть. И так умереть, чтоб другим неповадно стало.

А валютный фонд Африки мог бы легко заменить международный. Тем не менее всего за двадцать пять миллиардов США поставили весь этот континент на колени, вынудили к нечестной приватизации всех национальных ресурсов частными монополиями. Естественно, разрушив Ливию, Соединённые Штаты пошли на Алжир. Страна не просто богата энергетическими ресурсами, у неё есть фонд в сто пятьдесят миллиардов - наличкой, золотом! Это, естественно, возбуждает страны, разбомбившие не только Ливию. Единственно, потому, что все они банкроты, как ни крути. Войны хорошо оживляют депрессирующие экономики, но лишь на время, а далее ускоряется их упадок.

Хитрый план

США всеми силами противились созданию в Африке своего двойника. АС (Африканский союз) с таким лидером, как Каддафи, этого уже почти добился. ЕС придумал в отместку Средиземноморский союз, но он оказался нежизнеспособным. Муаммар вычислил, что этим действием разрушается Африканский союз, цель создания и задачи которого зиждились как раз на единстве. Оторвать Северную Африку от остального содружества пробовали долго, используя самые изощрённые и проверенные клише от расизма: арабы не смогут ничего построить с остальными чёрными африканцами, говорили они, арабы имеют слишком старую и добрую цивилизацию, арабы умнее, арабы богаче, арабы пусть лучше объединяются с европейцами.

Однако Каддафи быстро раскусил, в чём тут игра, Африканский союз даже не уведомили об учредительном собрании, где собрались целых двадцать семь стран ЕС. Средиземноморский союз родился, Саркози президентствовал в нём, а Мубарак стал вице-президентом. Но деятельность его не состоялась ни в чём. Впоследствии французы попытались возродить такую идею, но, поскольку Каддафи пал, это перестало быть первоочередной задачей. Независимости у Африки как не было, так и нет, поскольку именно Европейский союз финансирует Африканский. Одной рукой разрушает, другой - жалеет беженцев. Из горящей Африки население массово переселяется в перестающую быть тихой Европу.

Почему затеваются войны

Главная цель создания АС - мир в Африке. Этого не получалось достичь пятьсот лет подряд, не удалось и на сей раз. А всё потому, что люди никак не могут выработать одинаковые понятия. Американец, русский, нигериец или турок совершенно по-разному определяет добро и зло, хорошо и плохо. И часто эти понятия диаметрально противоположны. Именно поэтому "чёрная Африка" однажды подписала резолюцию ООН № 1973, по крайней мере, три её страны: Габон, Нигерия и ЮАР.

И начался беспредел: с виду новый геноцид и очередное колониальное завоевание, а на знамёнах пишут "спасение людей". Кто спросил другие африканские страны - Египет, Ливию, Тунис и Алжир? Африканский союз объединял страны. А ООН разъединяет, буквально отрывая от единства союза страну за страной, и каждая - из основных держателей валютного фонда Африки. Можно констатировать, что с Африканским союзом ведётся необъявленная война, несмотря на членство в ООН (и даже тут не единым представительством).

Переходный период

Африканские лидеры стремились к тому уровню единства, какое не было возможно в рамках ОАЕ. Поэтому был одобрен Учредительный акт на саммите этой организации в Того (Лома, 2000 год), и впервые официально объявлено рождение Африканского союза. Тридцать седьмая сессия Ассамблеи ОАЕ в Замбии (Лусака, 2001 год) утвердила целый пакет документов, где была определена правовая база и структура новой организации. На тот момент в Африканский союз вошла пятьдесят одна страна.

А первый саммит состоялся в 2002 году, где провозгласили содействие единству, сотрудничеству и солидарности между всеми государствами и народами Африки. Были выработаны единые позиции для ведения диалога по поводу экономической глобализации с мировым сообществом, в защите территориальной целостности и суверенитета африканских стран, в поддержании стабильности и безопасности на континенте, в мирном разрешении каких-либо региональных конфликтов.

Приоритеты

Деятельность Африканского союза началась с провозглашения экономической интеграции, а не политической, как это было в ОАЕ. Мировая история знает достаточно случаев, когда интеграция основана на соединении экономических интересов, это очень эффективный путь решения многочисленных проблем. Главы государств прекрасно понимали, с чем им придётся столкнуться, а потому опирались на политические и административные объединения севера и юга Африки, западных и восточных её территорий.

Путь был долгим и трудным, но практически все задачи эффективно решались. Однако для того, чтобы результат был достигнут, у Африканского союза были очень могущественные недоброжелатели. И ярким тому подтверждением стали перевороты и оранжевые революции в Заире, Гамбии, Кот-д"Ивуаре, Руанде, Нигере, Сьерра-Леоне и других странах. Растерзана и поделена на кусочки могущественная при Каддафи Ливия, война и беспредел в Сомали, нанесены удары по Египту и нет конца перечислениям.

Структура

Тем не менее Африканский союз продолжает как-то существовать. Высшим органом союза является Ассамблея правительств и государств, исполнительный орган - Комиссия АС, где председатели бывают избраны только на один год. Обычно это глава государства, где в данном году проводился саммит.

Структурой предусмотрен ВАП (Всеафриканский парламент), Суд Африканского союза, а также Африканские центральный банк и валютный фонд. Ничего этого пока не создано! Всё, созданное Каддафи, либо развалено, либо не функционирует. Образуются, правда, специальные технические комитеты. Функционирует экономический союз, где также решаются вопросы политики и культуры. Африканский союз теперь имеет армию, многонациональные, но единые войска которой начали оформление в 2010 году - целых восемь тысяч человек.

Проблемы АС сегодня

Как преемник ОАЕ Африканский союз совсем недавно начал свою деятельность, его задачи определены слишком общо и известны в основном только в узком кругу местных политиков, чиновников и немногочисленных учёных. Даже структура Африканского союза и механизмы деятельности его не до конца проработаны. Проблемы африканского единства пока не только не решены, они значительно выросли со времени гибели Муаммара Каддафи. Видимо, нужен именно такой лидер, каким был ливийский "диктатор", чтобы обеспечить средства и определить функции для каждого института структуры Африканского союза. Но такому лидеру ещё раз появиться просто не дадут.

А глобальные вызовы современного общества продолжают поступать ежечасно, а единой позиции государства Африки так и не выработали, также нет идей для практического воплощения континентальной интеграции. То есть противостоять глобализму Африка пока не может, несмотря на создание такой перспективной организации. Слишком тяжелы реалии, которые существуют буквально на всех территориях Африканского союза, слишком велики трудности, слишком много проблем. И нет лидера, способного объединить народы и государства Африки.

Африканский союз (АС)

Исторической предшественницей АС считается Организация африканского единства (ОАЕ). Устав ОАЕ разрабатывался в условиях разделенной Африки по группам государств (франкоязычные страны, страны Восточной и Центральной Африки и т.д.) и был одобрен 25 мая 1963 г. в результате выработки единого компромиссного текста из двух так называемых Касабланского и Лагосского проектов. ОАЕ была создана в целях укрепления единства и солидарности африканских государств, защиты их суверенитета, территориальной целостности и независимости и поощрения международного сотрудничества.

Важным событием эволюции ОАЕ стала четвертая внеочередная встреча на высшем уровне Ассамблеи глав государств и правительств ОАЕ, состоявшаяся 9 сентября 1999 г. в ливийском городе Сирте, на которой была принята Сир- тийская декларация. Главным содержанием этой Декларации было предложение о создании Межафриканского союза. В апреле 2000 г. юристы и парламентарии провели рабочую встречу в Эфиопии, а в конце мая того же года – в столице Ливии (г. Триполи). В результате этих встреч был подготовлен доклад, который затем был обнародован на первой встрече министров ОАЕ по рассмотрению вопросов, связанных с осуществлением Сиртийской декларации.

В июле 2000 г. в столице Того (г. Ломе) был принят Учредительный акт о создании АС. В учредительном акте АС была предусмотрена реализация мероприятий на переходный период – в течение еще одного года действовал Устав ОАЕ "с тем, чтобы обеспечить принятие ОАЕ/АС необходимых мер, связанных с передачей дел Африканскому союзу, и решения всех возникающих в связи с этим процессом вопросов" (п. 1 ст. 33). Создание АС и замена им ОАЕ придали новый импульс процессу укрепления прежде всего экономической основы интеграции, начало которому было положено подписанием Договора о создании Африканского экономического сообщества (АЭС), так называемый Договор Абуджи (Абуджа – столица Нигерии). Таким образом, АС стал играть более заметную роль как в политической, так и в экономической области, точно так же, как и Европейский союз.

Высшим органом АС является Ассамблея, которая состоит из глав государств и правительств или их аккредитованных представителей. Встречи Ассамблеи в виде обычного заседания должны проводиться не менее двух раз в год. При этом по требованию любого государства-члена и по одобрению 2/3 государств-членов Ассамблея может собраться на чрезвычайную сессию. Ассамблея возглавляется председателем, который избирается сроком на один год государствами-членами из состава глав государств или правительств. Ассамблея имеет достаточно широкие полномочия:

  • – она определяет общую политику АС; рассматривает и принимает решения по различным докладам и рекомендациям, подготовленным другими органами АС;
  • – рассматривает вопрос о членстве в организации; учреждает новые органы АС;
  • – осуществляет контроль за реализацией политики и решений АС, а также следит за их соблюдением государствами-членами;
  • – принимает бюджет АС;
  • – дает указания Исполнительному совету по поводу урегулирования конфликтов и других чрезвычайных ситуаций и восстановления мира;
  • – назначает и снимает с должности судей Суда АС;
  • – назначает председателя комиссии и его заместителей, комиссара комиссии, а также определяет их задачи и срок полномочий.

Решения в Ассамблее принимаются на основе консенсуса или, в противном случае, 2/3 голосов государств – членов АС. Процедурные вопросы решаются простым большинством голосов.

С целью укрепления дальнейших интеграционных процессов в 2004 г. был создан Панафриканский парламент, который призван стать высшим законодательным органом Африканского союза. Он находится в г. Мидрэнд в ЮАР и состоит из 265 представителей от 54 государств – членов АС.

Исполнительный совет АС состоит из министров иностранных дел или других министров – государственных служащих, назначенных правительствами государств-членов. Встречи Исполнительного совета в виде обычного заседания проводятся по меньшей мере два раза в год. При этом по требованию любого государства-члена и по одобрению 2/3 государств-членов ИС может собраться на чрезвычайные сессии. Исполнительный совет занимается координацией и принятием решений по вопросам, затрагивающим общие интересы государств-членов, следит за осуществлением политической стратегии, сформулированной Ассамблеей, и несет перед ней ответственность.

Сфера деятельности и ответственности Исполнительного совета включает: внешнюю торговлю; энергетику, промышленность и природные ресурсы; продовольствие, сельскохозяйственные продукты, животноводство и лесную промышленность; водные ресурсы и ирригацию; защиту окружающей среды, гуманитарную деятельность и ликвидацию чрезвычайных ситуаций; транспорт и коммуникации; страхование; образование, культуру, здравоохранение и развитие трудовых ресурсов; науку и технологии; гражданство, местожительство и иммиграционные вопросы; социальную безопасность, в том числе формулирование политики по защите материнства и детей, а также инвалидов и лиц с ограниченными возможностями; учреждение системы африканских премий, медалей и призов.

Решения Исполнительного совета, как и Ассамблеи, принимаются на основе консенсуса или, в противном случае, 2/3 голосов государств – членов АС. Процедурные вопросы решаются простым большинством голосов.

Кроме того, существуют специализированные технические комитеты, которые несут ответственность перед Исполнительным комитетом: Комитет сельского хозяйства и сельскохозяйственных вопросов; Комитет валютных и финансовых дел; Комитет торговли, таможенных и иммиграционных вопросов; Комитет промышленности, науки и технологий, энергетики, природных ресурсов и окружающей среды; Комитет транспорта, коммуникаций и туризма; Комитет здравоохранения, трудовых и социальных вопросов; Комитет образования, культуры и человеческих ресурсов.

В рамках АС действуют и другие органы:

  • – Африканский суд;
  • – Комиссия АС;
  • – Комитет постоянных представителей;
  • – Экономический, социальный и культурный совет;
  • – Совет мира и безопасности.

Планируется создать Африканский центральный банк, Африканский валютный фонд, Африканский инвестиционный банк.

В рамках АС также функционирует африканская система защиты прав человека, которая базируется на следующих международных правовых актах:

  • – Африканская хартия прав человека и народов 1981 г. и протоколы к ней – Протокол об Африканском суде о правах человека и народов 1998 г. и Протокол Мапуту о правах женщин в Африке 2003 г.;
  • – Конвенция ОАЕ о регулировании специфических аспектов проблем беженцев в Африке 1969 г.;
  • – Африканская культурная хартия 1976 г.;
  • – Хартия африканского культурного возрождения 2006 г. (призвана заменить Хартию 1976 г.);
  • – Африканская хартия прав и основ благосостояния ребенка 1990 г.;
  • – Африканская хартия молодежи 2006 г.;
  • – Кампальская конвенция о защите внутренне перемещенных лиц в Африке и оказании им помощи 2009 г. и др.

Африканская система защиты прав человека включает в себя и организационные правозащитные структуры:

  • – Африканскую комиссию по правам человека и народов;
  • – Африканский суд по правам человека и народов;
  • – Африканский комитет экспертов по правам и основам благосостояния ребенка .

В рамках Африканской комиссии по правам человека и народов функционируют специальные процедуры по защите прав человека.

Секретариат АС и Комиссия АС расположены в АддисАбебе (Эфиопия).

Организация исламского сотрудничества (ОИС) – международная организация, объединяющая 57 государств мира (в том числе шесть членов СНГ: Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан) по религиозному признаку и являющаяся второй после ООН по численному составу. Российская Федерация является наблюдателем в этой организации с 30 июня 2005 г. Это, по существу, межрегиональное объединение. ОИС до 28 июня 2011 г. именовалась как Организация Исламская конференция (ОИК), но решением участников 38-й сессии Совета министров иностранных дел ОИК, проходившем в Астане 28–30 июня 2011 г., переименована в ОИС.

Организация была основана в 1969 г. на Конференции глав мусульманских государств в г. Рабат с целью обеспечения исламской солидарности в социальной, экономической и политической сферах, борьбы против колониализма, неоколониализма и расизма и поддержки Организации освобождения Палестины. ОИС является самой крупной и наиболее влиятельной официальной правительственной исламской международной организацией. Цели создания ОИС : сотрудничество между мусульманскими государствами, совместное участие в деятельности на международной арене, достижение стабильного развития стран-участниц.

Руководящие органы ОИС.

  • – встреча королей, глав государств и правительств (саммит);
  • – конференция министров иностранных дел;
  • – генеральный секретариат;
  • – вспомогательные органы.

Встреча королей, глав государств и правительств (саммит) определяет общую политику мусульманских государств. Подобные встречи проводятся раз в три года.

Конференция министров иностранных дел проводится ежегодно. При необходимости созываются внеочередные конференции.

Генеральный секретариат является исполнительным органом ОИС. Главой секретариата является Генеральный секретарь, который избирается конференцией министров иностранных дел на четырехлетний срок. Полномочия Генерального секретаря могут быть продлены только один раз. У Генерального секретаря четыре заместителя: по политическим вопросам, по науке и технологиям, по экономическим вопросам, по социальным, культурным и информационным вопросам. Помимо заместителей есть директор кабинета, который организует чисто техническую работу секретариата.

В составе Генерального секретариата действует ряд отделов: социально-экономический, но науке и технике, по делам Азии, по делам Африки, по международным вопросам, информации, по правам человека и делам религиозных меньшинств, по делам мусульманских неправительственных организаций и др.

При ОИС действует ряд автономных организаций, созданных по решениям ее конференций и деятельность которых координируется Генеральным секретариатом: Исламский банк развития; Исламское агентство новостей; Организация радиовещательной и телевизионной службы исламских государств; Исламская комиссия по экономическим и культурным вопросам; Исламский центр по профессионально-техническому обучению и исследованиям; Исламский фонд научно-технического развития; Центр по исследованию исламского искусства и культуры; Фонд Иерусалима, Комитет по Иерусалиму; Исламская торгово- промышленная палата; Организация исламских столиц;

Центр по статистическим, экономическим и социальным исследованиям; Комитет исламской солидарности с мусульманскими африканскими странами зоны Сахеля; Исламская ассоциация судовладельцев; Исламский центр развития торговли; Исламский фонд развития; Исламский суд справедливости; Исламская организация по вопросам образования, науки и культуры.

В рамках ОИС ведется работа по созданию региональной системы защиты прав человека.

Так, в июне 2005 г. в ОИС была принята Конвенция о правах детей в исламе, а в июне 2011 г. на 38-й сессии Совета министров иностранных дел ОИС, проходившей в Астане, была принята резолюция 2/38-LEG о создании Постоянной независимой комиссии по правам человека ОИС, приложением к которой стал Статут Постоянной независимой комиссии по правам человека ОИС. В состав комиссии войдут 18 экспертов. В полномочия комиссии не входит рассмотрение индивидуальных жалоб, она будет проводить исследования по приоритетным вопросам защиты прав человека и координировать усилия по обмену правозащитной информацией между государствами – членами ОИК.

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) – региональная организация, объединяющая 10 стран Юго-Восточной Азии: Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины. АСЕАН была учреждена 8 августа 1967 г. на основании Бангкокской декларации. Первоначально в нее вошли Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины.

Целями АСЕАН указанная Декларация объявляла: укрепление мира и региональной стабильности; ускорение экономического развития, социального и культурного прогресса стран региона.

Договорное оформление АСЕАН произошло в 1976 г., когда были подписаны три документа:

  • – Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии;
  • – Декларация о согласии;
  • – Соглашение об учреждении постоянного Секретариата АСЕАН.

С этого момента АСЕАН обрела организационные структуры для осуществления своей деятельности, принципы своей деятельности и программу действия.

В 1984 г. Бруней стал шестым членом АСЕАН. В 1995 г. в АСЕАН вступил Вьетнам, в 1997 г. – Лаос и Мьянма, а в 1999 г. – Камбоджа. Ассоциация превратилась из первоначально субрегиональной организации в региональное объединение всех государств Юго-Восточной Азии (кроме Восточного Тимора).

В 2003 г. была принята вторая Декларация согласия, основу которой составляла концепция "Видение АСЕАН 2020". В этом документе АСЕАН объявила о своих планах создать к 2020 г. Сообщество АСЕАН, которое будет иметь три опоры: Сообщество безопасности, Экономическое Сообщество и Сообщество по социально-культурным вопросам (принятием в 2007 г. Декларации Себу этот срок был перенесен на 2015 г.).

На реализацию этой задачи нацелена Вьентьянская программа действий, принятая на 10-м саммите АСЕАН в 2004 г. В качестве приоритетных направлений деятельности Ассоциации на перспективу Программа определяет достижение более тесной интеграции и параллельное сокращение разрыва в уровнях развития ее членов.

Переломное событие в истории АСЕАН произошло в 2008 г., когда вступил в силу ее Устав. С принятием Устава АСЕАН стала полноправным субъектом международного права (ст. 3). Заметно укрепляется структура руководящих органов Ассоциации. В соответствии с ст. 7 Устава Саммит АСЕАН, проводимый на уровне глав государств и правительств государств-членов, является высшим политическим органом АСЕАН. Саммиты рассматривают и разрабатывают основные направления политики и принимают решения по ключевым вопросам, затрагивающим цели АСЕАН, составляющим сферу интересов государств-членов, а также вопросам, переданным на рассмотрение Саммита Координационным советом АСЕАН, советами Сообщества АСЕАН и министерскими органами АСЕАН.

Координационный совет АСЕАН согласно ст. 8 Устава состоит из министров иностранных дел АСЕАН и проводит свои заседания как минимум два раза в год. К функциям Координационного совета АСЕАН относятся: подготовка Саммитов АСЕАН; координация исполнения соглашений и решений Саммита АСЕАН: согласование позиции с советами Сообщества АСЕАН с целью укрепления политических связей, эффективности и взаимодействия между ними; передача докладов советов Сообщества АСЕАН на рассмотрение

Саммита АСЕАН; рассмотрение ежегодных докладов Генерального секретаря о работе АСЕАН; утверждение назначения и снятия с должности заместителей Генерального секретаря по рекомендации Генерального секретаря; осуществление иной деятельности, предусмотренной Уставом или предписанной поручениями Саммита АСЕАН. На ключевых направлениях интеграции (политика и безопасность, экономика, социально-культурное сотрудничество) созданы три совета на уровне руководителей профильных министерств и ведомств, которые должны докладывать главам стран АСЕАН о ходе строительства Сообщества АСЕАН по своим направлениям. Для реализации целей каждой из трех опор Сообщества АСЕАН каждый совет Сообщества АСЕАН должен обеспечивать исполнение решений Саммита АСЕАН и согласовывать работу в различных областях, составляющих сферу их компетенции, а также затрагивающих полномочия других советов Сообщества (ст. 9).

Значительно повышена роль Генерального секретаря АСЕАН, который пользуется статусом министра. Его кандидатура утверждается решением Саммита АСЕАН по представлению Координационного совета на один срок в пять лет без права переизбрания. Согласно ст. 11 Устава АСЕАН он наделен не только функциями главного должностного лица, но и полномочиями представлять АСЕАН на международной арене.

Под руководством Генерального секретаря работает Секретариат, аппарат которого укреплен квалифицированными специалистами. Они должны работать исключительно в интересах АСЕАН. В и. 8 ст. 11 Устава АСЕАН специально подчеркивается, что Генеральный секретарь и персонал Секретариата должны не запрашивать и не получать инструкции от любого правительства или иного внешнего субъекта вне рамок АСЕАН.

Государства-члены обязуются уважать исключительный характер ответственности Генерального секретаря и членов персонала Секретариата и не пытаться воздействовать на них при выполнении ими своих обязанностей.

В соответствии со ст. 13 Устава АСЕАН каждое государство-член АСЕАН учредило Национальный секретариат АСЕАН, который должен служить центральным учреждением АСЕАН в государстве-члене. А также оно должно направить Постоянного представителя в ранге посла для представительства в АСЕАН в Джакарте (Индонезия), из числа которых создан Комитет постоянных представителей при АСЕАН (ст. 12).

В случае возникновения разногласий вокруг выполнения тех или иных договоров и соглашений стороны могут обращаться к независимому органу, который уполномочен выносить решения. Стороны в споре также могут запрашивать Председателя АСЕАН либо Генерального секретаря АСЕАН об оказании добрых услуг, содействии в примирении или посредничестве (ст. 23). Согласно ст. 26 Устава АСЕАН, если после применения вышеперечисленных процедур спор остается неразрешенным, то он подлежит направлению на рассмотрение Саммитом АСЕАН.

В ст. 21 Устава АСЕАН закреплен новый порядок принятия и исполнения решений по экономическим вопросам (принцип консенсуса). Но если консенсус окажется невозможным, то действует формула гибкого участия, включая формулу "АСЕАН Минус X", если об этом будет достигнута договоренность.

Статья 14 Устава АСЕАН предусматривает создание органа по правам человека, который "должен действовать в соответствии с кругом полномочий, которые будут определены Совещанием министров иностранных дел АСЕАН".

Положение о Межправительственной комиссии по правам человека АСЕАН было принято 20 июля 2009 г., а в октябре 2009 г. на 15-м саммите АСЕАН были назначены члены комиссии. Межправительственная комиссия по правам человека АСЕАН – первый международный региональный орган, ответственный за защиту, поощрение и имплементацию прав человека в Азии.

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) – субрегиональная межправительственная организация, которая была основана в 2001 г. лидерами России, Китая, Казахстана, Таджикистана, Кыргызстана и Узбекистана. Общая территория входящих в ШОС стран составляет 61% территории Евразии. Ее совокупный демографический состав – четвертая часть населения планеты. Государствами-наблюдателями при ШОС являются Индия, Иран, Монголия и Пакистан. В марте 2008 г. Иран подал официальное заявление о намерении стать полноправным членом ШОС.

Высшим органом для принятия решений в ШОС является Совет глав государств-членов (СГГ). Он собирается раз в год и принимает решения и указания по всем важным вопросам организации.

Совет глав правительств государств – членов ШОС (СГП) собирается один раз в год для обсуждения стратегии многостороннего сотрудничества и приоритетных направлений в рамках организации, решения принципиальных и актуальных вопросов экономического и иного сотрудничества, а также утверждает ежегодный бюджет организации.

Помимо заседаний СГГ и СГП, действует также механизм встреч на уровне руководителей парламентов, секретарей советов безопасности, министров иностранных дел, обороны, чрезвычайных ситуаций, экономики, транспорта, культуры, образования, здравоохранения, руководителей правоохранительных ведомств, верховных и арбитражных судов, генеральных прокуроров. Механизмом координации в рамках ШОС служит Совет национальных координаторов государств – членов ШОС (СНК). Организация имеет два постоянно действующих органа – Секретариат в Пекине под руководством генерального секретаря и Исполнительный комитет Региональной антитеррористической структуры в Ташкенте, возглавляемый директором.

Генеральный секретарь и директор Исполнительного комитета назначаются СГГ сроком на три года.

Деятельность ШОС первоначально лежала в сфере взаимных внутрирегиональных действий по пресечению террористических актов, а также сепаратизма и экстремизма в Средней Азии. 7 июня 2001 г. в Санкт-Петербурге на состоявшейся встрече глав государств-участников ШОС было подписано Соглашение о Региональной антитеррористической структуре. ШОС не является и не намерена становиться военным блоком, однако растущая опасность "терроризма, экстремизма и сепаратизма" делают необходимым привлечение вооруженных сил. Основными целями ШОС являются: укрепление взаимного доверия и добрососедства между странами-участниками; содействие их эффективному сотрудничеству в политической, торгово-экономической, научно-технической и культурной областях; совместное обеспечение и поддержание мира, безопасности и стабильности в регионе; продвижение к созданию демократического, справедливого и рационального нового международного политического и экономического порядка.

  • См.: Абашидзе А. X., Солнцев А. М. Юбилей африканской системы по правам человека и народов // Евразийский юридический журнал. 2012. № 2 (45). С. 22-25.

- (АС), крупнейшее межгос. политико экон. объединение стран Африки. Заменило существовавшую с 1963 Организацию Африканского Единства. Созд. на учредит. саммите стран чл. в Дурбане (ЮАР) 9.7.2002. Целью АС провозглашено углубление интеграции афр.… … Энциклопедия РВСН

Африканский союз электросвязи - — Тематики электросвязь, основные понятия EN African telecommuncations unionATU … Справочник технического переводчика

Африканский союз железных дорог - (АСЖД; The Union of African Railways), международная межправительственная организация. Создана в 1972 под эгидой ЭКА как орган ОАЕ. Члены АСЖД — национальные и региональные железнодорожные управления 30 африканских стран. Цели —… …

Африканский союз независимости Мозамбика - (União Africana de Moçambique du Independente — UNAMI, УНАМИ), политическая организация мозамбикских патриотов. Создана в 1961 в Ньясаленде (современном Малави) мозамбикскими рабочими мигрантами из провинций Тете, Замбезия и Ньяса. Выступала … Энциклопедический справочник «Африка»

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

Южно Африканский Союз вступил в Первую мировую войну одновременно с Великобританией, которая объявила войну Германии 4 августа 1914 года. Южно африканские войска участвовали в операциях против германских колоний в Африке, в операциях на Западном… … Википедия

Флаг ЮАС времён Второй мировой войны Содержание … Википедия

Африкаанс Unie van Suid Afrika англ. Union of South Africa нидерл. Unie van Zuid Afrika Доминион … Википедия

- (ЮАС) (Union of South Africa) с 1910 доминион Великобритании, образованный из Капской колонии, Наталя, Трансвааля, Оранжевой республики. Находившиеся в обращении марки этих колоний могли использ. до 1937. Первая марка ЮАС, посвященная… … Большой филателистический словарь

Книги

  • Современное международное право о защите окружающей среды и экологических правах человека , А. М. Солнцев. В монографии исследуется возникновение и развитие системы экологических прав человека, выявляются отдельные виды экологических прав человека, анализируются международно-правовые и…

Год образования -2002

Число членов -53

Штаб-квартира - Аддис-Абеба (Эфиопия)

Рабочие языки - английский, арабский, испанский, французский, португальский, суахили.

Африканский Союз - правопреемник Организации Африканского Единства (ОАЕ), созданной в Аддис-Абебе в 1963 г. Двумя важнейшими задачами ОАЕ являлись укрепление солидарности и сотрудничества африканских стран и изживание негативных последствий колониализма. Одной из важнейших норм, выработанных во взаимоотношениях африканских стран еще в начальный период существования ОАЕ, стал принцип нерушимости границ, не допускающий кардинального пересмотра политической карты Африки.

Инициатором преобразования ОАЕ в более тесное интеграционное объединение АС выступил лидер Ливии Муамар Каддафи. Эта программа стала реализовываться после встречи глав африканских государств в ливийском городе Сирт в 1999 г., а 9 июля 2002 г. ОАЕ официально трансформировалась в АС.

Население Африканского Союза составляет примерно 900 млн человек, территория около 30 млн км 2 . Членами союза являются 52 независимых государства Африки и самопровозглашенная на территории Западной Сахары Сахарская Арабская Демократическая Республика (САДР). В 1984 г. в знак протеста против принятия в ОАЕ САДР из организации вышло Королевство Марокко, считающее Западную Сахару частью своей территории. Марокко продолжает сторониться и Африканского Союза. Председатель АС избирается сроком на год из глав африканских государств. В январе 2008 г. на саммите в Аддис-Абебе председателем Африканского Союза был избран президент Танзании Джакая Киквете.

В названиях как самой организации, так и ее органов и подразделений, явно угадываются аналогии с устройством Европейского Союза. Высший орган союза - Ассамблея глав государств и правительств. К участию в работе АС не допускаются представители правительств, пришедших к власти неконституционным путем. Высший исполнительный орган - Комиссия АС. С 2004 г. работает Всеафриканский парламент (по 5 депутатов от каждой страны, независимо от численности их населения), его сессии проходят в пригороде Йоханнесбурга (ЮАР) Мидранд. Планируется создание Африканского суда. В будущем у АС появятся единые вооруженные силы.

Важное отличие АС от ОАЕ состоит в том, что приоритетом организации провозглашается экономическая интеграция. Органами АС разработана экономическая программа НЕПАД («Новое партнерство для развития Африки»), в которой определяется стратегия развития экономики государств континента. Озабоченность лидеров государств вызывает крайне низкий уровень экономических связей между африканскими странами: на долю межафриканской торговли приходится менее 5% общего товарооборота континента. Внешнеторговые связи африканских государств с развитыми странами Европы и Америки несравнимо интенсивнее их торгового обмена друг с другом. В странах АС предусматривается введение единой валюты афро (намечено на 2023 г.).

Основными задачами АС провозглашены ведение диалога с мировым сообществом с единых позиций всех стран Африки, защита суверенитета, территориальной целостности государств-членов, содействие поддержанию мира, безопасности и стабильности на континенте, эффективное разрешение региональных конфликтов. АС участвует в миротворческих операциях в суданском Дарфуре, Сомали, на Коморах.

Процесс интеграции не идет гладко. Затягивается создание Африканского суда и введение единой валюты (изначально ее частичный ввод планировался на 2004 г.). Очень большие сомнения высказываются относительно проекта создания зоны свободной торговли и свободного перемещения населения по примеру Шенгенской зоны в Европе. Внутри АС имеются серьезные противоречия между странами Северной и Тропической Африки, между англоязычными и франкоязычными странами, между региональными лидерами (ЮАР, Нигерия, Египет и др.), стремящимися не упустить свои лидирующие позиции, и рядовыми государствами.

Перспективы. В перспективе в Африканский Союз возможно возвращение Марокко при условии урегулирования конфликта в Западной Сахаре.

Loading...Loading...